Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Россия выдвинула ультиматум Казахстану на $500 млн


24 января 2013 года Иван Чеберко, Известия


Накануне официального визита министра иностранных дел Казахстана Ерлана Идрисова в Россию, намеченного на 24–25 января, МИД РФ направил официальную ноту казахстанской стороне по ситуации с использованием космодрома Байконур. В тексте ноты, копия которой есть в распоряжении «Известий», содержится перечень мер, на которые готова пойти Россия в случае, если Казахстан не пересмотрит свое решение об ограничении запусков ракет с космодрома Байконур.

28 декабря прошлого года правительством Казахстана был утвержден план запусков с Байконура на 2013 год, возмутивший российскую сторону. Прежде всего количество согласованных Казахстаном стартов ракеты-носителя «Протон» было снижено до 12, в то время как на 2012 год было согласовано 14 запусков. Кроме того, в тексте постановления казахстанского правительства говорится о том, что «старты космических аппаратов, предусматривающие использование нового района падения отделяющихся частей ракет-носителей типа «Союз», могут осуществляться только после подписания и вступления в силу соответствующего международного договора».

В качестве ответных мер Россия грозит Казахстану прекращением сотрудничества по всем совместным проектам в области космоса.

«В сложившейся ситуации Россия будет вынуждена пересмотреть свою позицию о целесообразности продолжения двустороннего сотрудничества по совместным проектам, в том числе по программе «Днепр», совместному проекту «Байтерек» с учетом планов по его переводу на ракету-носитель «Зенит» и ряду других», — говорится в тексте ноты.

В тексте направленной Казахстану ноты также подчеркивается неправомерность позиции правительства этой страны по вопросу регулирования количества запусков:

«Казахстанская сторона не согласовывает пуски, осуществление которых не противоречит договору аренды и не выходит за рамки согласованных прав арендатора. Россия рассматривает данное решение как стремление казахстанской стороны обойти условия аренды комплекса Байконур, а именно обязательство «не препятствовать прямо или косвенно использованию Арендатором объектов комплекса Байконур по целевому назначению».

В Роскосмосе «Известиям» рассказали, что направляли в МИД свои соображения относительно содержания данной ноты.

— Ограничение в 2013 году числа запусков космических аппаратов ракетами «Протон-М» не позволит выполнить контрактные обязательства по пяти коммерческим программам, что, в свою очередь, приведет к расторжению международных контрактов и необходимости возврата заказчикам до $500 млн, — пояснили в Роскосмосе.

Упомянутые в ноте проект «Байтерек» и программа «Днепр» находятся на разной стадии реализации. Изначально комплекс «Байтерек» предусматривал строительство на Байконуре стартового комплекса для российских носителей «Ангара» за счет казахстанской стороны. Несмотря на то что о создании «Байтерека» стороны договорились еще в 2004 году, Казахстан до сих пор не начал финансирование строительства.

В прошлом году глава космического агентства Казахстана Талгат Мусабаев поставил под сомнение обоснованность заявленной РФ сметы строительства — $1,6 млрд. И высказал идею заменить носитель «Ангара» на «Зенит». Стартовая позиция для «Зенита» на Байконуре существует и находится в аренде у российской компании «Международные космические услуги» (МКУ), контролируемой Уральской горно-металлургической компанией (УГМК) Искандера Махмудова. В 2010 году Казахстан вступал в переговоры с акционерами МКУ относительно приобретения доли в компании. По информации «Известий», владелец УГМК согласился продать часть акций Казахстану, но сделка в итоге не была осуществлена: казахстанская сторона отказалась от ее завершения. Чуть позже Казахстан проявил интерес к приобретению доли акций в компании «Космотрас», осуществляющей запуски конверсионным носителем «Днепр» (в его основе — межконтинентальная баллистическая ракета РС-20). В декабре прошлого года руководитель Федерального космического агентства Владимир Поповкин в интервью «Известиям» заявил, что правительственная комиссия по иностранным инвестициям одобрила сделку по покупке Казахстаном акций «Космотраса». На сегодняшний день сделка не осуществлена.

Россия и Казахстан регулярно выясняют отношения по поводу использования Байконура. Но в последнее время конфликты случаются все чаще. Так, вопрос о разрешении Казахстаном запусков на солнечно-синхронную орбиту с использованием районов падения отделяющихся частей ракет-носителей в Актюбинской и Кустанайской областях решался на уровне глав государств не далее как летом прошлого года. Казахстан еще в 2007 году потребовал заключить соответствующее отдельное межправительственное соглашение по аренде данных районов. Параметры по нему были давно согласованы — Россия согласилась платить за аренду новых районов $460 тыс. в год. В последний раз слова о том, что все вопросы по районам падения улажены, прозвучали в июне прошлого года по итогам визита в Астану Владимира Путина. Но из текста декабрьского постановления правительства Казахстана явствует, что соглашение не подписано до сих пор, в связи с чем, по информации из Роскосмоса, на неопределенный срок откладывается запуск спутника дистанционного зондирования Земли «Ресурс-П».

Эксперты отмечают, что возросшая нервозность казахстанских партнеров по вопросам, связанным с Байконуром, обусловлена началом строительства Россией нового космодрома в Амурской области — масштабные работы там начаты в прошлом году, а первый старт запланирован на 2015 год.

— В случае ухода России с Байконура Казахстан самостоятельно его эксплуатировать не сможет, для этого у него нет специалистов, — констатирует научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев. — В то же время космодром — не самый значимый и явно не самый сложный вопрос в отношениях России и Казахстана. Не совсем понятно, почему именно Байконур регулярно становится камнем преткновения. На мой взгляд, дипломатам тут нужно демонстрировать более взвешенный подход.

В российском МИДе не смогли оперативно прокомментировать ситуацию. Представители космического агентства Казахстана не были доступны для комментариев.

В Роскосмосе отметили, что в случае если предприятия ракетно-космической отрасли понесут убытки в связи с действиями правительства Казахстана, от казахстанской стороны могут потребовать компенсации потерь.

 




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer