Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Встречный огонь" с КАПО Китаю не светит?


25 января 2013 года Тимур Латыпов, БИЗНЕС Online


Москва продаст Пекину дальние ракетоносцы Ту-22М3 – эта новость из китайских СМИ буквально взорвала рунет. Информационная волна по поводу самолета, который стал едва ли не фирменным знаком КАПО, оказалась такой, что по теме высказался даже «Рособоронэкспорт», всегда комментирующий только сообщения официальных источников. Эксперты «БИЗНЕС Online» полагают, что мы имеем дело либо с уткой, либо с попыткой проверить реакцию на возможность подобной сделки и предлагают помнить об уроке острова Даманский.

УГРОЗА ДЛЯ ВМС США
 
Обращает на себя внимание «непотопляемость» информации. Первым ее в канун Нового года опубликовал портал «Военный паритет». Перевод из американского источника гласил: китайские сайты в очередной раз сообщили, что Китай и Россия договорились о закупке Пекином производственной линии по сборке модернизированного варианта бомбардировщиков Ту-22М3 (Backfire – «Встречный огонь», как его называют в НАТО) и 36 соответствующих машинокомплектов.
 
Собранные в Китае самолеты поступят на вооружение ВМС НОАК под индексом H-10. Ту-22М3 будут использоваться для нанесения ударов по морским целям. Контракт может серьезно изменить баланс сил в регионе, говорится в заметке. Ту-22М3 - скоростные платформы для запуска крылатых ракет как с обычным, так и ядерным снаряжением - дадут новые возможности Китаю действовать в Южно-Китайском море и на Тихом океане в различных сценариях региональных конфликтов. Иными словами, это новая угроза для ВМС США в этом регионе мира.
 
В первой декаде января заметку перепечатал ряд российских сайтов, специализирующихся на оборонной тематике. На этом все, вроде бы, и завершилось – в постпраздничном настроении никто не обратил на нее особого внимания. Но на этой неделе информация всплыла в ряде федеральных СМИ и собрала богатый урожай читательских комментариев.
 
ОЧЕНЬ МУДРОЕ РЕШЕНИЕ? ПРЕДАТЕЛЬСТВО?
 
Среди наиболее распространенных высказываний: китайцы хотят Ту-22М3, чтобы приструнить американцев и наращивающую силы Японию; нет дыма без огня; в регионе готовится передел сфер влияния; это цена, которую платит Россия за поддержку Китая в сирийском вопросе.
 
Одни комментаторы считают, что продавать дальние бомбардировщики – предательство: «Руководство страны давно исчерпало к себе всяческий кредит доверия, и продажа в этом свете Китаю сверхзвуковых ракетоносцев (которые у самих в страшном дефиците) можно рассматривать как продолжение политики продажи Китаю российских земель и углеводородов по многократно заниженным ценам».
 
Вторые полагают, что это просто не очень умное решение: «Продавать ударные системы соседу не очень разумно... Даже рассчитывая на то, что системы несколько устарели, ничто не мешает китайцам провести определенную модернизацию бортового оборудования и вооружения. Опыт у них есть. И потом как со всем этим бороться? Во второй мировой войне западные страны тоже мечтали направить Гитлера на Восток, но он предпочел сначала разобраться со «стимуляторами». У нас есть уверенность, что китайцы направят свои усилия на Тайвань и Японию? У меня, поскольку я не работаю в МИДе, – нет». «В Китае еще живы люди, которые помнят, как их страна требовала отдать им пол-СССР как «исконно китайскою территорию», об этом тоже нельзя забывать».
 
Третьи пишут, что все правильно: «В планируемой поставке самолетов в Китай гораздо больше политики, чем во всех предыдущих поставках туда других видов вооружений. Все мы с вами - доморощенные эксперты в области геополитики, не располагаем той информацией, которая есть у руководства страны. Вероятно, угроза безопасности страны на среднесрочную перспективу со стороны НАТО гораздо выше, чем мы думаем, и нам необходима поддержка Китая, даже за такую высокую цену». «США так хочет выйти из кризиса через военное противостояние с Россией и с Ираном, а получит противостояние с Китаем. Очень мудрое решение с нашей стороны».
 
Четвертые упирают на техническую сторону: «Всего в наличии Ту-22М3 - 213 штук: 115 + 8 учебных + 90 на хранении. Еще немного и дохранимся до того, что нужно будет эти самолеты списывать. Может, действительно, нужно продать, пока есть покупатель?» Некоторые при этом указывают на то, что Китаю все равно хотят продать бомбардировщики Су-34: «Формально Су-34 относится к фронтовой авиации, и на этом основании его нет в перечне стратегической авиации в соответствующих договорах с США, на деле он превосходит Ту-22. Об этом мы сами, не стесняясь, говорим».
 
ТУ-22М3 ПОЛУЧАЕТ ВТОРУЮ ЖИЗНЬ
 
Чтобы понять причину страстей, надо сказать пару слов о Ту-22М3.
 
Бомбардировщик и носитель крылатых ракет Ту-22М3 начал разрабатываться в 1974 году и заменил Ту-22М2 (в свою очередь, до него были «пробные» партии из 10 Ту-22М0 и 9 Ту-22М1). Первый полет состоялся 20 июня 1977 года. Серийное производство было развернуто в Казани в 1978-м. В 1981 году Ту-22М3 начали поступать в ВВС. Но из-за множества доработок официально машина была принята на вооружение лишь в марте 1989 года. До прекращения в 1993-м серийного производства было выпущено 268 Ту-22М3. Как вспоминают ветераны авиатсроения, в Казани была проделана огромная конструкторская работа по Ту-22М3.
 
Предполагалось развитие самолета – Ту-22М4 и Ту-22М5. Есть неподтвержденные данные, что один самолет был переоборудован под требования Ту-22М4. Но тут началась перестройка. Однако в начале прошлого года минобороны РФ объявило о планах модернизации Ту-22М3 - до 2020 года 30 ракетоносцев должны быть кардинально обновлены до модификации М3М. От предыдущей модели модификацию отличают расширенная номенклатура вооружения, современное оборудование на новой элементной базе и улучшенные эргономические показатели кабины. Сообщалось, что в рязанском центре боевого применения и переучивания летного состава Дальней авиации уже проходят переподготовку на Ту-22М3М. По данным портала militaryrussia.ru, испытания прототипа Ту-22М3М начаты в 2009 году, и на начало 2012 года в ВВС есть как минимум один Ту-22М3М. Модернизация должна проводиться на КАПО им. Горбунова.
 
К «ТРОЙКЕ» ПРИМЕРЯЛИСЬ И ИНДИЯ, И ЛИВИЯ, И ИРАН
 
Накал страстей в СМИ достиг такого уровня, что был вынужден высказаться даже «Рособоронэкспорт». «Рособоронэкспорт» не располагает какой-либо информацией об обсуждении этой тематики двумя сторонами, - заявил вчера "ИТАР-ТАСС" официальный представитель корпорации Вячеслав Давиденко. - Никаких переговоров по данному вопросу с Китаем не велось и не ведется… Данный комментарий сделан в порядке исключения – «Рособоронэкспорт» строго придерживается практики комментировать сообщения только официальных источников информации, к каковым указанные китайские сайты не относятся».
 
Источник "ИТАР-ТАСС" в «Рособоронэкспорте» на условиях анонимности заявил, что эта информация – чистой воды газетная утка: «Кто-то всеми правдами и неправдами отчаянно хочет выдать желаемое за действительное. Между тем, поставки Ту-22М3 зарубежным странам в принципе невозможны, поскольку эти самолеты относятся к стратегическому оружию».
 
Как видится, представители «Рособоронэкспорта» несколько ошибаются. В ОАО «Туполев» газете «БИЗНЕС Online» сообщили, что вопрос о продаже Ту-22М3 Китаю поднимался, но это было достаточно давно, а комментировать нынешние новости не стали. Первые новости о возможной продаже Ту-22М3 за границу можно отнести к 1992 году – как сообщает портал militaryrussia.ru, тогда велись переговоры о продаже 12 машин Ирану. В 2001 году на авиасалоне в Бангалоре было объявлено о намерении поставить Индии в лизинг четыре Ту-22М3. В 2004-м о достигнутых договоренностях (на этот раз - о продаже) по Ту-22М3 сообщал тогдашний министр обороны России Сергей Иванов. Велись переговоры с Ливией.
 
Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», в коллективе КАПО обсуждают то, что слухи по Ту-22М3 прояснит заместитель министра обороны РФ по вооружению Юрий Борисов. Сегодня его ждут на закладке малого ракетного корабля в Зеленодольске, также, насколько известно, Борисов посетит казанский авиазавод. И то, что такие слухи ходят по находящемуся в упадке предприятию, понять можно. В конце концов, Ту-22М3 своего рода фирменный знак КАПО - сегодня казанцы могут видеть этот самолет возле завода в виде памятника. Кстати, в год первого полета Ту-22М3 завод №22 и был переименован в КАПО.
 
«ОСТРОВ ДАМАНСКИЙ ПОМНИТЕ?»
 
Газета «БИЗНЕС Online» попросила отраслевых специалистов прокомментировать информацию о возможной продаже Ту-22М3 Китаю.
Михаил Ковбасенко - заслуженный летчик-испытатель России, бывший шеф-пилот КАПО:
 
- Наши власть предержащие никогда не ставили вопрос о передаче за границу наступательного вооружения (если только не считать танки). Всякое наступательное оружие повернется против нас, тем более, если речь идет о Китае. Считаю, ему можно передавать истребители, но ни в коем случае не истребители-бомбардировщики. Остров Даманский помните? Говорят, что китайцы с Хрущевым поссорились. Но причем тут Хрущев? Не так давно были в мировой прессе разговоры о том, что не мешало бы у России отобрать Дальний Восток, все равно там народу нет. Китаю при его населении терять нечего, он не боится даже атомной бомбы. А на этот самолет можно подвесить все что угодно, работающее по любой цели, которая даст радиолокационное отражение на земле, на воде и в воздухе.
Возможно, это утка, возможно, это проверка реакции. А может, замысел старого министра и его «женского батальона». Никогда не было такого разговора, чтобы дальние бомбардировщики передать кому-то. Тем более, дальность хотят увеличить за счет экономичных двигателей. Кто это подпишет? Тот, до кого он не сможет долететь? До Москвы он, может, и не достанет, а до Урала – запросто.
Впрочем, мы люди взрослые, а политика – вещь грязная. Деньги за вооружение, хотя, может, они и на благое дело пойдут, тоже дело грязное. Но если продавать, то так, чтобы между собой воевали. Как мы раньше в Советском Союзе говорили: капиталисты пусть между собой воюют.
 
Назир Киреев – советник премьер-министра РТ:
 
- Вообще передача таких самолетов всегда была запрещена. А, во-вторых, Китай никогда не купит 36 Ту-22М3. Он, как всегда, купит три штуки, максимум – пять, а потом найдет причины отказаться. А эти начнет даже не копировать… Сегодня не копирование для китайцев важно, а важно получить знания. Если они их получат, то спроектируют свой ракетоносец, и будет не хуже. Сегодня у них нет таких знаний. В этом самолете все такое… особенное, и китайцы могут очень многое получить сразу. Они сразу получат информацию по стратегическому самолету.
 
Игорь Коротченко - директор центра анализа мировой торговли оружием:
 
- Производство Ту-22М3 прекращено. Никаких машинокомплектов нет в природе. Машинокомплекты мы поставляем только для Су-30МКИ в Индию, где их собирают на базе соответствующего авиационного производства. У китайцев нет такой площадки.
Возобновление производства? О чем вы говорите! Это неактуально абсолютно. А самое главное, это средний бомбардировщик и носитель ядерного оружия. Поэтому думаю, что мы Китаю таких систем оружия поставлять в принципе не будем. Это не совсем, мягко выражаясь, корректная и достоверная информация.
 
Василий Кашин – эксперт центра анализа стратегий и технологий:
 
- Эта утка на протяжении последних лет всплывала не раз. Но на практике такая продажа нереальна. Производство данного типа самолетов в России отсутствует с начала 1990-х годов. Более того, отсутствует даже производство двигателей для них. У нас есть какое-то количество избыточных Ту-22М3, которые находятся в запасе ВВС, но они нуждаются в модернизации и вряд ли китайцам нужны, а вот в модернизированной форме…
 
Если говорить о физически возможной поставке, то это могут быть только подержанные избыточные Ту-22М3. Если же говорить о поставке машинокомплектов, то для этого Россия должна сначала осуществить очень дорогостоящий проект восстановления производства этих самолетов и восстановления производства двигателей. Но если производство модификации этих двигателей для поддержания парка (прежде всего, Ту-160) будет восстановлено, то восстанавливать производство Ту-22М3 никто не собирается. Это был бы огромный проект. Известно только, что ВВС России хотят часть своих Ту-22М3 модернизировать. То есть поставки в Китай физически невозможны… Известно, что вопрос поставок Ту-22М3 обсуждался в 1990-е годы с китайцами. Но, в итоге, Россия решила им бомбардировщик не поставлять.
 
У китайцев есть потребность в новом бомбардировщике, потому что они сейчас используют свой аналог Ту-16, который модернизируют своими силами. Но это старая конструкция. Однако Россия, по всей видимости, готова (это было видно, например, на выставке в Джухае) обсудить возможность поставки Су-34. Если это так, то надо помнить: у нас нередко заявляется, что Су-34 частично может выполнять многие из задач Ту-22М3.
 
Словом, это почти наверняка байка, и физически исполнить этот контракт Россия сегодня не может – для этого потребовалось бы снова разворачивать производство, что нереально.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer