Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Зачем девушка, создавшая два образовательных бизнеса, стала совладелицей летной школы


11 октября 2013 года Халима Мирсияпова, Forbes


Екатерине Буториной никогда не правилось работать на чужого дядю и жить по правилам, свою отдушину она нашла в авиации. Семь утра. Шатенка в экипировке мчится на скутере в сторону аэропорта Боралдай в 20 км от Алма-Аты. По рулежной дорожке ей навстречу бежит пес Рубенс. Девушка останавливается возле ангара с самолетами. Первым делом кормит пса, потом проводит небольшую планерку с командой, распечатывает план полетов, заваривает кофе. Так начинается рабочий день в летной школе Discovery Flight School.

Екатерине Буториной никогда не нравилось работать на кого-то, жить по правилам и носить строгий офисный костюм. И хотя она выросла в семье экономистов, ей всегда хотелось «делать что-то своими руками». Попробовав себя в разных сферах, Катя остановилась на авиации. Ей нравится, что в этой отрасли надо одновременно и много думать, и много двигаться: «Ты можешь поменять масло, посидеть за штурвалом, закатить самолет в ангар и при этом встречать клиентов и писать маркетинговую стратегию — полный набор инструментов! И каждый день не похож на другой».

С чего все начиналось

Летная школа не первый бизнес Буториной. В 2008-м, окончив МГИМО, она работала в консалтинговой компании Riskalis и параллельно стала проводить со своим другом Андреем Алясовым, тоже выпускником МГИМО, студенческие кейс-чемпионаты (студенты решают кейсы крупных компаний, а компании отбирают лучших для дальнейших стажировок). Когда чемпионаты выросли до масштаба шести городов, Буторина полностью переключилась на этот бизнес. Сегодня в портфолио Национальной лиги кейсов Changellenge (от слов Change и Challenge) более 30 клиентов (среди них EY, Deutsche Bank, KPMG, Mars, МТС, PwC, Strategy Partners и Unilever) и 30 000 студентов.

Затем Буторина основала компанию EduCapital — связующее звено между бизнес-школами и их потенциальными студентами: она организует лекции профессоров и презентации на кейс-чемпионатах. Бизнес сезонный, примерно 20 мероприятий в год приносят ⁄€60 000 (школы оплачивают услуги Буториной). Катя продолжает заниматься этим проектом и сейчас. Но сфокусировалась на трех-четырех клиентах (среди которых, например, одна из сильнейших бизнес-школ Европы IE Business School), чтобы больше времени уделять авиации.

Как пришла идея

Параллельно с написанием кейсов появилось необычное хобби — пилотирование воздушных судов. Сесть за штурвал самолета Катя мечтала с детства — дедушка был военным летчиком. Через интернет она наугад нашла несколько авиаклубов, выбрала первый, где подняли трубку. В процессе поиска Буторина заметила, что большинство авиаклубов недостаточно ориентированы на клиентов: через интернет трудно найти необходимую информацию, а уже в самих клубах все процессы подстроены под работу летного состава, но не гостей.

На аэродроме Северка в Московской области Буторина провела свой первый пробный полет с инструктором за штурвалом ЯК-18Т. Потом время от времени стала туда ездить, за год налетала 10 часов (это очень мало; чтобы получить самую простую лицензию, помимо теоретической части необходимо отлетать минимум 25 часов). «Чтобы, живя в Москве, обучиться пилотированию, нужно быть настоящим фанатом, — говорит Катя. — Большинство аэродромов находятся в 100 км от города, и, учитывая нашу инфраструктуру, надо потратить целые выходные».

Познакомившись на аэродроме с теми, кому этот вид отдыха тоже интересен, Катя задумалась о том, чтобы в будущем превратить хобби в профессию — открыть свой аэроклуб. Но тогда это казалось очень отдаленной перспективой. «Авиация — закрытый мир, где свысока относятся к любителям без технического или военного образования, — говорит Катя. — Мы для летчиков выскочки, люди с деньгами, которые просто пришли поиграть». Но неожиданное знакомство с майором в отставке помогло осуществить мечту быстрее.

Как найти партнера

Зимой Катя случайно оказалась в Казахстане, брат предложил поехать вместе на горнолыжный курорт. В перерывах между катанием на сноуборде она нашла летную школу под Алма-Атой и познакомилась там с ее владельцем, военным летчиком Алексеем Фадеевым.

Фадеев служил на Тихоокеанском флоте, а после того как вышел в отставку (обычно после 40 лет летчики уходят на пенсию), запустил свой бизнес. «Во время обучающих полетов выяснилось, что мой дед и его отец летали в СССР на одном типе самолетов. Алексей понял, что я болею авиацией, и предложил присоединиться к его проекту, отвечать за разработку стратегии развития и работу с клиентами», — говорит Катя. Малой авиацией сейчас занимаются бывшие летчики. Они блестяще пилотируют воздушные суда, но зачастую недостаточно хорошо ориентируются в современных инструментах коммуникации и продаж. «Естественно, для того чтобы летная школа приносила прибыль, знаний в области авиации недостаточно, нужно уметь работать с клиентом», — добавляет Катя. На тот момент у Фадеева был один самолет Aerostar R40F. Став совладельцем бизнеса, Буторина внесла половину стоимости судна — $50 000, взяв кредит в банке, и получила долю в бизнесе и активах. Стартовые инвестиции она планирует окупить через полтора года.

Продвижение

Летное поле. Компания из 30 человек неподалеку отмечает день рождения. Пока одни возятся с мангалом, другие строят юрту, играют в дартс и летают на самолетах.

Такие праздники и корпоративы — новшество, внесенное Буториной в бизнес: «Мы не торопим гостей, пусть отдыхают. Моя задача сделать так, чтобы пребывание на аэродроме стало для них незабываемым опытом». Всех клиентов Катя встречает сама: наливает кофе, учит детей делать бумажные самолетики, развлекает интересными историями. И даже если клиент заказывает 15-минутный обзорный полет, «занимается им как самым дорогим гостем», потому что потом он наверняка опубликует фотографии в Facebook, расскажет друзьям, вернется.

Летный час в Discovery Flight School стоит около $300, как в России. Ежемесячный поток клиентов — 20–40 человек. Буторина старается задействовать все маркетинговые инструменты: сделала сайт с удобным интерфейсом, ведет группы в Facebook и Instagram, продает подарочные сертификаты и купоны (в Казахстане купонный рынок еще не перенасыщен). «Бизнес в Казахстане — это как у нас 15 лет назад, что у нас уже прошли, там только развивается», — говорит Катя.

Помимо состоятельных людей, для которых полеты — хобби, в аэроклуб приходят курсанты, чтобы в дальнейшем стать профессиональными пилотами. Сейчас их шестеро, к концу года Буторина планирует привлечь еще восемь. Курсанты выгодны тем, что приобретают сразу полную программу, включающую теоретическую подготовку и 25–40 часов летного времени. Стоимость минимального курса обучения — $9500. В Discovery Flight School выдают две лицензии: пилота СЛА (сверхлегкой авиации, 25 часов налета), и PPL (пилота-любителя, 40 часов). Обучившись, курсант может самостоятельно пилотировать легкие и сверхлегкие самолеты, а также получает преимущества при отборе во флагманские авиакомпании.

Финансы и планы

Помимо Буториной и Фадеева в команде Discovery Flight School еще 12 сотрудников: бухгалтер, четыре техника, три пилота-инструктора, технический директор, инспектор по авиационной безопасности и безопасности полетов, инспектор по охране труда, технический директор. «Существуют строгие регламентирующие правила, каким должен быть персонал в летной школе. Нас очень жестко контролирует государство, и это правильно с точки зрения безопасности», — говорит Буторина. Все самолеты Discovery Flight School ангарного хранения, это значит, что зимой они должны обслуживаться в помещении. Помимо самолетов в ангаре площадью 700 кв. м расположены офисные помещения, учебные классы и кофе-рум для приема гостей.

Чистая прибыль Буториной — порядка $2000 в месяц. Через год она рассчитывает увеличить ее втрое. А пока все заработанные средства инвестирует обратно. «Это мой выбор: я могу не покупать дорогостоящую камеру GoPro, которая крепится к фюзеляжу самолета и записывает полет, и не дарить потом диски клиентам. Но делаю это, потому что это красиво и свидетельствует о высоком уровне сервиса».

У Discovery Flight School пока только один конкурент, но конкуренция Буторину не пугает: «Очень важно, где располагается школа. Если в 100–200 км от города, туда вряд ли кто поедет. То предложение, которое есть у нас, — клубная система в 20 км от Алма-Аты, куда ты можешь приехать, чтобы не только попилотировать свой час, но и потусоваться, — такого я больше нигде не видела». Буторина уверена, что ее бизнес будет расти. Рынок развлечений в Казахстане еще не насыщен. «Мы продаем мечту, и люди не обманываются в финале. Когда ты пилотируешь самолет, все твои проблемы начинают казаться ничтожными, ты по-другому оцениваешь себя, становишься уравновешеннее». А еще Буторина мечтает превратить этот вид отдыха в семейный, женщинам ведь тоже хочется летать. В будущем она планирует открыть летные школы в Москве и Тбилиси.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBTZLK
Грузоперевозки по Азии: http://perevozki.youdo.com/international/asia/ на Юду.
Смотрите: http://courier.youdo.com/products-delivery/, подробнее по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer