Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Реформа Роскосмоса и оборона страны


18 октября 2013 года Независимая газета


Давно назревшая реформа Роскосмоса приобретает реальные очертания. Первый шаг сделан – отправлен в отставку Владимир Поповкин, а главой космического ведомства стал следующий за ним главком Космических войск, затем Войск воздушно-космической обороны, генерал-полковник Олег Остапенко.

Поскольку производственный сектор Роскосмоса отделяется и будет превращен в государственную Объединенную ракетно-космическую корпорацию (ОРКК), новому руководителю не придется вникать в малознакомую сферу. Зато под руководством Остапенко останется наземный комплекс, то есть космодромы. А это как раз его вотчина. Так что если раньше назначение генерала на должность руководителя отрасли выглядело неоднозначно, то в трансформированном космическом агентстве он оказывается как раз на своем месте.

В современном мире космос играет особую роль в обеспечении безопасности государства. Системы дальнего зондирования земной поверхности, ретрансляции и связи, навигации, раннего предупреждения о ракетном нападении и наконец межконтинентальные ракеты стратегического назначения – без всего этого армия слепа, слаба и плохо управляема. Поэтому предстоящая реформа, по логике, должна быть направлена на усиление космической деятельности в интересах государства.

Однако мы видим, что во главу угла поставлены совсем иные цели. Как заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин, ОРКК «будет состоять из восьми интегрированных структур, в которые войдут 33 организации, в том числе 16 предприятий. Консолидация космической отрасли позволит проводить единую техническую политику. Мы избавим промышленность от дублирования, что позволит загрузить предприятия не на 40%, как сейчас, а поднять эту планку значительно выше». Речь идет не о создании промышленной структуры, рассчитанной на выполнение конкретных стратегических планов в рамках космической доктрины, а просто для более удобного чиновничьего управления.

Вторая цель реформы – акционирование предприятий отрасли, вывод их через два-три года на IPO. В космический сектор экономики предполагается привлечь частных инвесторов. Ожидается, что это позволит сократить расходы государства. Однако частный инвестор настроен на получение прибыли, а не на многомиллиардное меценатство по отношению к бюджету. Наоборот, это бюджет страны является сплошь и рядом источником дохода. То есть следствием реформы может стать подключение к распилу государственных ассигнований новых участников, не более того.

Еще одна ловушка предстоящей реформы – ликвидация дублирования. Предполагается, что лишь один холдинг будет делать ракеты-носители, другие космические аппараты и т.п. Но монополизм, отсутствие конкуренции, соревнования приводят к стагнации идей и конструкций. А в конечном счете к бесконечному отставанию от зарубежных производителей космической техники.

В 2005 году с борта МКС российский космонавт одним взмахом руки запустил килограммовый наноспутник, за собственный счет изготовленный РНИИ космического приборостроения под руководством доктора наук Юрия Урличича. Было испытано 10 новых космических технологий. А управление спутником осуществлялось с ноутбука через Интернет. Если бы Урличичу не запретили дальнейшую работу в этом направлении, у нас сейчас комбаты могли бы не только беспилотники иметь, но и собственные тактические спутники над полем боя.

Наноспутник обошелся в несколько десятков тысяч рублей. А если бы те же элементы испытывались на тяжелом спутнике, это обошлось бы в миллионы. И два года времени. Казалось бы, экономия. Ничего подобного! Получилось, что создатели наноспутников отняли миллионы у монопольного творца тяжелых аппаратов. Поэтому был большой скандал в Роскосмосе и запрет на инновации. Стоит ли после этого удивляться, что вот уже четверть века в России не появилось ни одного принципиально нового образца космической техники.
Создание холдингов, выстраивание новой структуры управления, перестановки управленческих кадров, переезды, слияния и разделения – все, что обычно сопровождает масштабные реформы, обязательно отразится на темпах работы. Период падения производительности труда и невыполнения планов обязательно случится, лишь бы он не затянулся на годы. Но самое плохое, если будут потеряны люди и технологии. А этот процесс уже начался.

Знаковый характер получила система спутниковой навигации ГЛОНАСС. Это выдающееся достижение, символ вставшей с колен России и самая успешная космическая программа. Но сейчас навигационная система оказалась в состоянии застоя, а в ближайшем будущем ей грозит не столько развитие, сколько деградация. Еще в конце прошлого года Минобороны должно было принять ГЛОНАСС в эксплуатацию. Но тогда один из спутников вышел из строя. Кроме того, был отложен запуск второго космического аппарата нового поколения «Глонасс-К». Не запущенного до сих пор, что можно расценить как провал планов перевода спутниковой системы на более качественный навигационный сигнал.

Планами реформы предусматривается, что ОАО «Российские космические системы», которое разрабатывало наземную и космическую систему ГЛОНАСС, будет производить лишь наземные комплексы управления. Нынешним летом вслед за бывшим гендиректором и генконструктором Юрием Урличичем из РКС были уволены все ведущие конструкторы. Это было сделано под видом конкурса на должности. Причем на сайте компании об этом нет ни слова. Лишь в одной из газет было дано объявление.

Примечательно, что в СМИ почти исчезли упоминания о ГЛОНАСС, хотя еще год назад новости на эту тему поступали практически ежедневно. И это не единственная космическая программа, приглушенная в преддверии реформы Роскосмоса. Остается надеяться, что эта реформа не будет похожа на недавнюю реформу Минобороны.  




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer