Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


На пороге гиперзвукового прорыва


2 октября 2013 года Олег Фаличев , Военно-промышленный курьер


В мае прошлого года газета «ВПК» опубликовала статью «Вспомним о гиперзвуковой «Лопате», в которой рассказывалось о решении возобновить на ОАО «ГосМКБ «Радуга» имени А. Я. Березняка» работу по созданию гиперзвуковой крылатой ракеты. Это ведущее предприятие ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (ОАО «КТРВ»), но по силам ли данной интегрированной структуре столь масштабный проект? Об этом и других нюансах изысканий в данной области генеральный директор корпорации Борис Обносов упомянул, подводя итоги Международного авиационно-космического салона. Решение проблемы гиперзвука генеральный директор ОАО «КТРВ» Борис Обносов сравнил с реализацией таких крупных проектов, как запуск первого спутника и полет первого космонавта. Причем с научной и технической стороны задача может оказаться даже более сложной.

До начала 90-х годов прошлого века наши исследования и разработки в этой области ни в чем не уступали всему лучшему, что происходило в этой области за рубежом, прежде всего в Соединенных Штатах Америки. Затем наступил определенный спад. Какие-то работы продолжались, но по «Лопате» были полностью прекращены. Лишь пару лет назад удалось вновь привлечь к этой теме внимание руководства страны.

«Не пытаюсь забегать вперед, – говорит Борис Обносов, – но мы просмотрели все наши разработки и пришли к выводу, что здесь необходима консолидация всех усилий. И не только потому, что это одна из приоритетных задач для России. Говоря о гиперзвуке, надо иметь в виду прежде всего долговременный полет в атмосфере со скоростями, превышающими 4–5 М. У нас есть изделия, которые сегодня летают с существенно большей скоростью, но это либо баллистический спуск, либо его разновидности. А речь идет об управляемом полете в атмосфере со скоростями 6–7 М, в перспективе – 10–12 М».

Консолидация усилий

С точки зрения Бориса Обносова, это более чем амбициозный проект, реализация которого могла бы объединить всю страну. Потребуется напряженная работа огромного количества предприятий – не только тех, что входят в корпорацию «Тактическое ракетное вооружение». И это притом что основные разработчики как раз находятся в ней – НПО «Машиностроение», ГосМКБ «Радуга» и другие. На решение задачи нацелена и главная площадка ОАО. Усилий даже таких серьезных игроков может оказаться недостаточно. Для подлинного прорыва на данном направлении нужна долгосрочная поэтапная государственная программа, когда каждый этап заканчивался бы не бумажным отчетом, а конкретным прототипом изделия в металле.

Для создания в советские времена крылатой гиперзвуковой ракеты с условным названием «Лопата» потребовались уникальные технологии, сопоставимые с настоящими научными открытиями: гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат (ГЭЛА) достиг скорости около 5 М (1 М = 1230 км/час). По какой-то причине работы были прекращены по решению сверху. Довольно жесткую оценку дал этому заместитель председателя правительства Российской Федерации Дмитрий Рогозин во время посещения им ОАО «Государственное машиностроительное конструкторское бюро «Радуга» имени А. Я. Березняка» в мае 2012 года.

«Решение политического руководства страны конца 80-х годов искусственно остановить наиболее передовые разработки по гиперзвуку, – заявил Рогозин, – иначе как предательством национальных интересов я назвать не могу».

Американцы оказались более прозорливыми и продолжили исследования. И сегодня особую опасность с точки зрения обеспечения обороноспособности нашей страны представляют работы, продолжающиеся в США в рамках программ Х-51, Falcon, HIFire, Boeung HyFly, ряд других. Они открывают американцам перспективу перехода от демонстрационных прототипов к созданию в 2015–2018 годах боевой многофункциональной гиперзвуковой ракеты большой дальности. По мнению ряда экспертов, в ближайшие пять – семь лет гиперзвуковые управляемые ракеты обретут способность наносить молниеносные точные удары по пунктам управления вооруженными силами, базам атомных подводных лодок и шахтным установкам межконтинентальных баллистических ракет, местам дислокации дальних бомбардировщиков на территории противника, который, даже обладая СЯС, просто не успеет ответить. С помощью таких гиперзвуковых крылатых ракет США выстраивают новую стратегию влияния на мировую политику.

ОАО «КТРВ» есть что противопоставить этому. Ракетные системы той же «Радуги» представляют новое поколение высокоточного оружия большой дальности. Это комплекс «Овод-МЭ» с ракетой Х-59М2Э, ракета Х-59МК повышенной дальности класса «воздух-поверхность», авиационная управляемая ракета Х-59МК2, противорадиолокационная ракета Х-58УШКЭ, комплекс ракетного оружия «Москит-МВЕ» с противокорабельной ракетой 3М-80МВЕ. Аналогов этому оружию в мире нет.

Ракета Х-59МЭ снабжена системой навигации и автоматического управления. Телевизионно-командная система наведения обеспечивает ей точность попадания до двух-трех метров на дальности до 115 километров. КР может лететь с огибанием рельефа местности на высоте до семи метров (над морем). Есть такие ракеты с повышенной дальностью – до 285 километров.

До сих пор никем не превзойден противокорабельный ракетный комплекс 3М-80Е «Москит». Он предназначен для поражения надводных кораблей и транспортов из состава корабельных ударных группировок, десантных соединений, конвоев, одиночных кораблей со скоростью хода до 100 узлов на расстоянии до 240 километров. Такую сверхзвуковую ракету, меняющую траекторию полета, засечь средствами ПВО практически невозможно. Американцы не смогли создать нечто подобное. «Москит» имеет скорость выше 2,5 М и практически прошивает корабль даже без боевой части.

Однако и такое совершенное оружие – это разработки вчерашнего дня. Что впереди?

Первым делом – беспилотники

Известно, что восстанавливать всегда сложнее, чем строить заново. Тем не менее Борис Обносов дал понять, что работы по «Лопате» ведутся, хотя и не расшифровал, какие именно. Судя по всему, полного повторения прототипа уже не будет. Ведь старых технологий, как и специалистов, уже нет, но все исследования и наработки, как пояснил Обносов, будут учтены.

При этом гендиректор ОАО «КТРВ» достаточно скептически отозвался о достижениях американцев в этой области. По его мнению, Америка не так уж далеко ушла от нас в этом направлении и порой просто выдает желаемое за действительное. Нет, к примеру, никакой информации о том, какие скорости или максимальные температуры достигнуты в камерах сгорания. И дело тут не в секретности, поскольку весь ВПК США работает прежде всего на продажу, а значит, на рекламу.

По мнению Обносова, последние результаты испытаний внушают определенную надежду. Нужны, конечно, люди, техника, стабильное финансирование. «Тот, кто считает, что пришел, увидел и за один год победил, глубоко ошибается, – говорит Борис Викторович. – Эта работа, может быть, на десятилетия».

Немалые проблемы в любой ракете связаны с отладкой систем управления. Многое здесь зависит от чувствительности датчиков угловых скоростей, других приборов, характеристик самого летательного аппарата. На ракете, скажем, большой дальности вопрос точности крайне критичен. При малой же требования к датчикам другие. А на скоростных ракетах приходится решать еще и проблему выбора двигателей – между прямоточными твердотопливными и работающими на обычном керосине.

«Работы непочатый край, – подчеркивает Обносов. – Все зависит от скорости, которая задана. Если говорить о 4–5 М, то прямоточный двигатель с дозвуковым горением (Ramget) на сегодня вполне отработан. В корпорации его освоили, мы совместно с НПО «Машиностроение», лыткаринским предприятием «Союз» являемся здесь пионерами».

Если же выходить на более высокие скорости, то необходимо добиться нормальной работы двигателя сверхзвукового горения (Scramjet). При этом, по мнению Обносова, появляется серьезнейшая проблема: «Scramjet работает на низких скоростях, а Ramget, наоборот, не работает на высоких. Поэтому проблема – в уменьшении габаритов двигателя. Не говоря уже о температурных режимах, которые необходимо обеспечить в камере сгорания. Обычные материалы их просто не выдерживают».

Такие же вопросы возникают на высоких скоростях с обтекателем головной части ракеты. Даже если добиться его идеальной формы, то обязательно возникнет вопрос обеспечения радиопрозрачности при столь высоких температурах. Это почти неразрешимая проблема. Ведь при скоростях за 7–8 М вокруг ракеты появляется слой плазмы, который сильно мешает работе системы наведения. Значит, надо вести речь о новых материалах, двигателях, видах топлива, адаптированных к таким условиям, системах управления, новом моделировании.

Сегодня активно ведутся разговоры и о пассажирских летательных аппаратах, которые будут кратковременно выходить в стратосферу с гиперзвуковой скоростью, преодолевая огромные расстояния за минимальное время. Полет из Москвы на Дальний Восток или в Нью-Йорк может занять всего полтора-два часа. Но, по мнению Бориса Обносова, прежде чем создавать такой пилотируемый аппарат, надо отработать критичные технологии на беспилотниках. И это вопрос ближайшего будущего. «Тот, кто первым овладеет гиперзвуковыми технологиями, получит пальму первенства во многих областях, – уверен Борис Викторович. – Мультипликационный эффект будет огромен, и он пока тоже недооценен».

Объединить усилия

Не так давно скептики сомневались в способности к развитию ОАО «КТРВ». Сегодня уже нет никаких сомнений в серьезности четкой программы конкретных действий этой интегрированной структуры, намеченной на годы вперед. Указом президента корпорация расширилась за счет такого крупного холдинга, как НПО «Машиностроение», все необходимые регламентные работы по объединению уже проведены.

Это совсем не означает, что бренд НПО «Машиностроение» будет предан забвению, наоборот – делается все возможное, чтобы он стал более популярным. Несколько этапов расширения корпорации, вливания в нее новых структур только усилило их мощь как единого целого. Сегодня ОАО «КТРВ» объединяет 25 предприятий общей численностью около 40 тысяч. В соответствии с постановлением правительства в рамках корпорации идет объединение ОАО «МКБ «Искра» имени И. И. Картукова» и ОАО «Горизонт». «Искра» переведена с Ленинградского проспекта Москвы в город Химки на территорию «Горизонта». Отныне это будет единое предприятие, что позволит снизить бюрократические расходы, в том числе на содержание аппарата, и себестоимость продукции.

Существенно выросли объемы выручки корпорации «Тактическое ракетное вооружение», составив за 2012 год около 60 миллиардов рублей. Хотя минувший год можно считать нетипичным, поскольку осваивалось и продолжает осваиваться большое количество новых серийных изделий, пик производства которых придется на 2014–2016 годы. Тогда можно будет ожидать двух-трехкратного увеличения объемов выпуска продукции.

Развивает корпорация и, образно говоря, дозвуковые технологии. На МАКС-2013, например, были представлены образцы продукции, которые прошли или проходят госиспытания. Они вызывали огромный интерес как у внутреннего, так и у внешнего заказчика. Например, противокорабельные, противорадиолокационные ракеты, а также ракеты класса «воздух-воздух». Представлена и новая зенитная ракета под индексом 338 – это разработка «Вымпела» в содружестве с главным заказчиком – «Алмаз-Антеем». Изделие перспективно, что подтверждено в ходе летных испытаний.

Продемонстрирована и крылатая ракета К-31АД (К-31ПД). Она только что завершила госиспытания, пошла в серию и будет поставляться на вооружение, прежде всего в Российскую армию. Сделан и экспортный вариант, все разрешительные документы уже оформлены и ведутся контрактные переговоры.

Ряд изделий корпорации готов для оснащения ПАК ФА Т-50 (перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации) и ждет испытаний с борта. Например, ракета Х-58 внутрифюзеляжного размещения. Есть все основания считать, что уже в конце 2013 года пройдут стрельбы на Т-50.

Начала работу корпорация и над созданием систем вооружения для ПАК ДА (перспективного авиационного комплекса дальней авиации). Этот вопрос обсуждался с фирмами Туполева и Ильюшина, у которых, по свидетельству Обносова, уже есть часть изделий, соответствующих заложенным требованиям, а также ряд других перспективных наработок класса «воздух-поверхность», «воздух-воздух». «Когда окончательные требования к ПАК ДА будут сверстаны, – говорит Обносов, – за ракетами дело не станет».

Хорошие перспективы относительно возможного сотрудничества с другими государствами, определенный интерес проявляется к адаптации изделий ОАО «КТРВ» к самолету Rafal. Эта работа (с корпорацией Dasso) находится на начальном этапе.

В направлении гиперзвука имеются совместные проекты с Францией. Аналогичная работа (по двигателям) ведется с Китаем. Схожая программа намечается с Индией. Борис Обносов высказывается за расширение такого сотрудничества, потому что в одиночку разработать столь дорогостоящие системы крайне сложно.

Стоит отметить, что если в начале ХХI века доля экспорта корпорации достигала 90 процентов, то сейчас наблюдается обратная тенденция. «После выхода на трехлетние контракты и достижения пика нашего производства эта пропорция наверняка окажется обратной: львиную долю будет составлять продукция по гособоронзаказу, – прогнозирует Обносов. – При этом общая доля выручки не уменьшится, а возрастет».

Что касается двигателей, то корпорация имеет надежного партнера в лице АО «Мотор Сич». «Мы не собираемся отказываться от изделий, на которых стоят его движки, – подчеркивает Обносов. – Считаю, это надежный партнер с высочайшим качеством продукции. И если будут решены вопросы ценообразования, то заказы на его продукцию продолжатся. Мы остаемся в тесном контакте с нашими устоявшимися партнерами, где бы они ни находились, будь то Украина, Азербайджан или любая другая страна, и отказываться от сотрудничества с ними не собираемся».

Человеческий фактор

Не секрет, что серьезной проблемой нашей «оборонки» все еще остается отсутствие среднего звена – итог образовавшегося в 90-е годы разрыва между поколениями. Предприятиям не хватает конструкторов, технологов, рабочих основных специальностей, будь то фрезеровщик, оператор, программист, наладчик. Это огромнейший дефицит. Обнадеживает, что на территории НПО «Машиностроение» находится целый факультет, где обучаются молодые кадры. Есть у корпорации также профильные кафедры в МАИ, МГТУ, подписано соглашение с другими ведущими вузами страны.

Но заниматься решением кадрового вопроса необходимо в масштабе всей страны. Нужна единая государственная комплексная программа обучения, адаптации и последующего закрепления молодых кадров. По мнению Бориса Обносова, сегодня на заводах «оборонки» надо возрождать в хорошем смысле слова семейственность.

В советское время, когда человек приходил на «почтовый ящик», у него была четкая перспектива. Ему сразу предоставляли общежитие, а через 6–8–10 лет – квартиру, особенно семейным. В корпорации сейчас решение жилищных проблем – приоритет номер один наряду с созданием новой техники.

«Сегодня на головной площадке в городе Королеве мы заложили четыре 17-этажных дома, что позволит немного снизить потребность в жилье, – рассказывает Обносов. – Регулярно обсуждаем проблемные вопросы с губернатором Подмосковья, мэром города Королева. Такая же политика проводится в Реутове на НПО «Машиностроение». А в Таганроге построили несколько социально ориентированных домов, где себестоимость квадратного метра – 28 тысяч рублей».

Есть серьезные наработки по привлечению кадров и в Санкт-Петербурге, где в одном из учебных заведений открыто отделение по гиперзвуку, готовят соответствующих специалистов.

Все это говорит о том, насколько основательно в корпорации «Тактическое ракетное вооружение» относятся к выполнению важнейшей государственной программы – созданию первых в мире гиперзвуковых крылатых ракет, которые по совокупному поражающему потенциалу могут стать самым грозным оружием после ядерного. И у России, судя по всему, есть неплохие шансы оказаться в числе лидеров покорения гиперзвуковых скоростей.
 




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании



Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC8DTs
Тут http://courier.youdo.com/gifts-delivery/, подробное описание.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer