Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Аэропорт на доверии


21 октября 2013 года Денис Веретин, Business Class


Предлагаемый некоторыми краевыми парламентариями путь приватизации «Большого Савино» является архаичным и нереалистичным.

Как стало известно на прошлой неделе, депутат Законодательного собрания Пермского края Юрий Елохов намерен внести на рассмотрение своих коллег на ближайшем заседании 24 октября предложение по новому способу приватизации пермского аэропорта. Речь идет о передаче «Большого Савино» в доверительное управление инвестору с последующей продажей ему акций аэропорта.
 
Данный способ приватизации действительно предусмотрен статьей 26 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Его общий принцип заключается в том, что тот, кто заключает по результатам конкурса договор доверительного управления акциями ОАО, приобретает эти акции в собственность после завершения срока доверительного управления в случае исполнения условий договора.
 
Договор купли-продажи акций заключается с победителем конкурса одновременно с договором доверительного управления, срок которого не должен превышать трех лет. Неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора доверительного управления является основанием для расторжения в судебном порядке как договора доверительного управления, так и договора купли-продажи акций. 
 
Однако, как оказалось, в действующем законодательстве существуют серьезные нюансы, ставящие под вопрос саму возможность заключения договора доверительного управления с последующим выкупом акций в конкретном случае с пермским аэропортом. В соответствии с уже упоминавшейся нормой федерального закона, не урегулированные в нем вопросы организации конкурса на право заключения договора доверительного управления и продажи акций ОАО по результатам такого управления (в том числе осуществления контроля за исполнением условий договора доверительного управления и расчетов за приобретенные акции) регулируются федеральным правительством. В настоящее же время существует только один нормативный акт, который устанавливает правила проведения конкурсов лишь в отношении акций, находящихся в федеральной собственности (постановление правительства РФ №989 от 7 августа 1997 года). 
 
Соответственно, никаких подзаконных актов о продаже акций, находящихся в собственности субъектов РФ, по схеме их передачи в доверительное управление нет. Стало быть, пока не принято постановление федерального правительства, регулирующее данный вопрос, реализовывать подобные схемы в регионах невозможно: любой суд признает их незаконными.
 
Вероятно, именно по этим причинам такой способ приватизации как передача в доверительное управление, не используется в практике в течение нескольких последних лет. 
 
Если все же предположить, что можно добиться принятия нового правительственного постановления, регулирующего данный вопрос на региональном уровне, то чисто теоретически данный способ позволит краю не лишаться права собственности на акции до тех пор, например, пока покупатель не реализует заявленную им инвестиционную программу. Однако если внимательнее изучить нормы действующего законодательства, то возникает много вопросов насчет реальности исполнения такой программы.
 
Так, по законодательству основными задачами доверительного управляющего являются проведение мероприятий по повышению курсовой стоимости и ликвидности акций; ликвидация и недопущение в дальнейшем возникновения задолженности АО перед бюджетами всех уровней – по выплате зарплаты и иным обязательным платежам; иные задачи, определяемые правительством РФ при принятии решений о проведении конкурсов на право заключения договоров доверительного управления акциями.
 
Говоря иными словами, данный способ не совсем соответствует интересам региона, основной задачей которого является реализация инвестиционной программы – строительство нового аэровокзального комплекса.
 
Кроме того, согласно постановлению правительства, источником компенсации необходимых расходов, производимых доверительным управляющим при доверительном управлении акциями, являются дивиденды по этим акциям в пределах документально подтвержденных сумм понесенных расходов. При недостаточности для компенсации затрат сумм, выплачиваемых в качестве дивидендов по акциям, некомпенсированная часть затрат относится на убытки доверительного управляющего.
 
То есть данный способ предполагает выплату дивидендов. При этом очевидно, что аэропорт, который будет находиться в тяжелой инвестиционной фазе из-за необходимости брать кредиты, платить по ним проценты и т. п., не сможет выплачивать дивиденды. Это в том числе будет запрещено банками, выдающими кредиты. 
 
Согласно существующим нормам федерального законодательства, в конкурсе на доверительное управление может принять участие юридическое лицо, которое имеет чистые активы либо собственные средства (для кредитных организаций – капитал) в размере, определяемом в соответствии с действующим на момент подачи заявки законодательством, но не менее 20% цены акций, передаваемых в доверительное управление. Также участник должен в установленные комиссией сроки представить пакет документов, включая конкурсное предложение и заключение о соответствии (несоответствии) документов антимонопольному законодательству. К участию в конкурсе допускаются только лица, имеющие лицензию на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами.
Данный список не позволяет установить требования к участникам конкурса в виде опыта управления аэропортами и просто является устаревшим и неадекватным современным условиям (в частности, требование по лицензии).
 
Также предметом договора доверительного управления является передача учредителем управления доверительному управляющему акций в доверительное управление и обязательство доверительного управляющего осуществлять управление этими акциями в интересах учредителя управления в соответствии с договором доверительного управления. То есть логика этого способа не совсем соответствует логике и интересам региона, которому прежде всего нужна реализация инвестиционной программы.
 
Доверительный управляющий не имеет права отчуждать переданные в доверительное управление акции, а также закладывать переданные акции или налагать на них иные виды обременений. То есть это означает, что привлечение кредитов для строительства терминала будет очень осложнено, поскольку банки в любом случае будут просить залог акций.
 
В качестве обеспечения исполнения обязательств по договору доверительный управляющий обязан предоставить безотзывную банковскую гарантию банка, согласованного с учредителем управления, или залог, предметом которого являются имеющие высокую степень ликвидности и принадлежащие доверительному управляющему на праве собственности объекты недвижимого имущества, ценные бумаги или денежные средства. Стоимость предоставляемого обеспечения не может быть меньше стоимости передаваемых в доверительное управление акций.
 
Такое условие делает реализацию инвестиционного проекта практически невозможной, поскольку покупатель должен будет взять на себя дополнительное бремя в размере стоимости пакета акций – это нереально экономически.
 
Также согласно действующему законодательству, договор доверительного управления вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует в течение срока, установленного договором, но не более 3 лет. Договор доверительного управления прекращается вследствие отказа учредителя управления от договора. Доверительный управляющий должен быть уведомлен не позднее чем за 10 дней до прекращения договора об отказе учредителя управления от договора.
Данное императивное требование делает шансы найти инвестора нулевыми – никто не согласится инвестировать в проект, если у региона есть императивное право в одностороннем порядке расторгнуть договор с предупреждением за 10 дней.
 
Алексей ЧИБИСОВ, заместитель председателя правительства Пермского края:
– Предложенную схему с возможной передачей аэропорта в доверительное управление я бы назвал крайне экзотической и рискованной. На сегодняшний день в России полностью отсутствует соответствующая правоприменительная практика такого способа управления госсобственностью с ее последующей приватизацией. И это – первый риск внедрения такой схемы в случае с нашим аэропортом. Второй же ключевой риск заключается в том, что за 3 года, на которые может быть заключен договор доверительного управления, очень велика вероятность того, что предприятие придет к банкротству. Совсем не факт, что после попытки реализации проекта по такому сценарию мы получим новый аэропорт. Скорее может случиться наоборот. 
 
Подчеркну в очередной раз, что у нас, как у собственника аэропорта, не стоит задача продать акции аэропорта и получить за них деньги в казну – а дальше хоть трава не расти. У нас стоит задача – построить новый аэровокзальный комплекс, найти инвестора, готового это сделать, а затем жестко контролировать исполнением им взятых на себя обязательств. Именно поэтому и была выбрана та схема приватизации пермского аэропорта, которая сегодня предложена нами на рассмотрение депутатов Законодательного собрания края. 



комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer