Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Заемщикам грозит налог на прощенные долги


22 октября 2013 года Ярослав Николаев, Известия


Высшему арбитражному суду предстоит решить, имеют ли налоговики право начислять налог на сумму долга, который кредитор простил заемщику. Если суд встанет на сторону Федеральной налоговой службы, авиазаводу «Авиакор» придется заплатить в бюджет 269 млн рублей. Более того, проблемы грозят и другим должникам, которым удалось заключить мировые соглашения со своими кредиторами.

Сегодня Высший арбитражный суд (ВАС) рассмотрит налоговый спор, сторонами которого являются самарское подразделение ФНС и ОАО «Авиакор — авиационный завод». Истоки спора относятся к 1996–1998 годам, когда самарский минфин выдал два займа на общую сумму 90 млн рублей Международной авиационной корпорации. В 2001 году авиазавод «Авиакор» принял на себя долг корпорации как правопреемник (он должен был вернуть региону 79 млн рублей). Однако кредитор свои деньги вовремя так и не увидел.
 
Поэтому весной 2010 года самарский минфин подал иск в суд о возврате долга, а также 1,6 млрд рублей в качестве процентов за пользование займом и неустойки за просрочку. «Авиакор» не признал наличия задолженности, которая более чем в 20 раз превышала сумму основного долга. Но в суде стороны решили дело полюбовно: было утверждено мировое соглашение. По нему должник обязался вернуть более 73 млн рублей. При этом самарское правительство отказалось от требования более 1,6 млрд рублей.
 
Ситуации прощения долгов заемщиков посредством мирового соглашения нельзя назвать редкими, комментирует гендиректор Центра развития коллекторства Дмитрий Жданухин. 
 
— Но со стороны государства мало кто берет на себя ответственность прощать такие долги, в противном случае могут возникнуть проблемы с правоохранительными органами, — отметил эксперт.
 
 Однако на этом дело не завершилось: налоговые инспекторы посчитали, что прощенные 1,6 млрд рублей являются доходом авиазавода и с них необходимо уплатить 269 млн рублей налога на прибыль. «Авиакор» не согласился в налоговиками и с весны прошлого года оспаривает это решение в суде.
 
Суд первой инстанции встал на сторону компании, однако уже вышестоящие суды согласились с доводами налоговиков. Между тем в своей предварительной позиции ВАС усомнился в таком подходе нижестоящих судов, указав, что мировое соглашение является взаимной уступкой двух сторон, поэтому дохода у авиазавода возникнуть не могло.
 
Но бюджет может получить свое: по мнению старшего партнера «Пепеляев Групп» Рустема Ахметшина, у налоговых инспекторов есть сильный правовой довод в свою пользу. 
 
— Ведь в результате должник получил некую сумму денег, которую не вернул, присвоил, а это очень уж похоже на экономическую выгоду, которую законодатель в ст. 41 Налогового кодекса именует доходом, — замечает он.
 
Разрешение этого дела в пользу налогового органа крайне маловероятно, не соглашается партнер «Гольцблат БЛП» Евгений Тимофеев. 
 
— Но если бы это все-таки произошло, то спорящие стороны стали бы бояться мировых соглашений как огня из-за появления налога на пустом месте, поскольку никакого дохода в этом случае — когда заемщик не признает долга — даже технически не может образоваться, — подчеркнул эксперт.
 
При этом эксперты уверены: если суд решит в пользу налоговиков, это может подтолкнуть их активнее доначислять налоги по проверкам за 2010–2012 годы. В случае победы инспекторов, нельзя исключать, что данный подход будет применяться и в случае с физлицами, опасается глава практики налоговых споров «ФБК-Право» Алексей Яковлев. 
 
— Другое дело, что рассматривают споры с гражданами, как правило, суды общей юрисдикции, которые не очень ориентируются на позицию ВАС, — резюмирует юрист.
 
 В ФНС отказались комментировать спор до его рассмотрения в высшем арбитраже.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании



Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer