Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Заемщикам грозит налог на прощенные долги


22 октября 2013 года Ярослав Николаев, Известия


Высшему арбитражному суду предстоит решить, имеют ли налоговики право начислять налог на сумму долга, который кредитор простил заемщику. Если суд встанет на сторону Федеральной налоговой службы, авиазаводу «Авиакор» придется заплатить в бюджет 269 млн рублей. Более того, проблемы грозят и другим должникам, которым удалось заключить мировые соглашения со своими кредиторами.

Сегодня Высший арбитражный суд (ВАС) рассмотрит налоговый спор, сторонами которого являются самарское подразделение ФНС и ОАО «Авиакор — авиационный завод». Истоки спора относятся к 1996–1998 годам, когда самарский минфин выдал два займа на общую сумму 90 млн рублей Международной авиационной корпорации. В 2001 году авиазавод «Авиакор» принял на себя долг корпорации как правопреемник (он должен был вернуть региону 79 млн рублей). Однако кредитор свои деньги вовремя так и не увидел.
 
Поэтому весной 2010 года самарский минфин подал иск в суд о возврате долга, а также 1,6 млрд рублей в качестве процентов за пользование займом и неустойки за просрочку. «Авиакор» не признал наличия задолженности, которая более чем в 20 раз превышала сумму основного долга. Но в суде стороны решили дело полюбовно: было утверждено мировое соглашение. По нему должник обязался вернуть более 73 млн рублей. При этом самарское правительство отказалось от требования более 1,6 млрд рублей.
 
Ситуации прощения долгов заемщиков посредством мирового соглашения нельзя назвать редкими, комментирует гендиректор Центра развития коллекторства Дмитрий Жданухин. 
 
— Но со стороны государства мало кто берет на себя ответственность прощать такие долги, в противном случае могут возникнуть проблемы с правоохранительными органами, — отметил эксперт.
 
 Однако на этом дело не завершилось: налоговые инспекторы посчитали, что прощенные 1,6 млрд рублей являются доходом авиазавода и с них необходимо уплатить 269 млн рублей налога на прибыль. «Авиакор» не согласился в налоговиками и с весны прошлого года оспаривает это решение в суде.
 
Суд первой инстанции встал на сторону компании, однако уже вышестоящие суды согласились с доводами налоговиков. Между тем в своей предварительной позиции ВАС усомнился в таком подходе нижестоящих судов, указав, что мировое соглашение является взаимной уступкой двух сторон, поэтому дохода у авиазавода возникнуть не могло.
 
Но бюджет может получить свое: по мнению старшего партнера «Пепеляев Групп» Рустема Ахметшина, у налоговых инспекторов есть сильный правовой довод в свою пользу. 
 
— Ведь в результате должник получил некую сумму денег, которую не вернул, присвоил, а это очень уж похоже на экономическую выгоду, которую законодатель в ст. 41 Налогового кодекса именует доходом, — замечает он.
 
Разрешение этого дела в пользу налогового органа крайне маловероятно, не соглашается партнер «Гольцблат БЛП» Евгений Тимофеев. 
 
— Но если бы это все-таки произошло, то спорящие стороны стали бы бояться мировых соглашений как огня из-за появления налога на пустом месте, поскольку никакого дохода в этом случае — когда заемщик не признает долга — даже технически не может образоваться, — подчеркнул эксперт.
 
При этом эксперты уверены: если суд решит в пользу налоговиков, это может подтолкнуть их активнее доначислять налоги по проверкам за 2010–2012 годы. В случае победы инспекторов, нельзя исключать, что данный подход будет применяться и в случае с физлицами, опасается глава практики налоговых споров «ФБК-Право» Алексей Яковлев. 
 
— Другое дело, что рассматривают споры с гражданами, как правило, суды общей юрисдикции, которые не очень ориентируются на позицию ВАС, — резюмирует юрист.
 
 В ФНС отказались комментировать спор до его рассмотрения в высшем арбитраже.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer