← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

"Суперджет" по-мексикански


27 октября 2013 года Андрей Красавин, Компания


Почему "Сухой" летает в России плохо, а в Америке - хорошо. Эксплуатация "Сухой Суперджет-100" (SSJ-100) мексиканским лоукост-перевозчиком Interjet становится "моментом истины" для российского авиапрома. "Сейчас все смотрят на Interjet, - уверен главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий. - Мексика - открытая страна. Если лайнер их устроит, компанию будут показывать как пример. Интерес к самолету проснется и у других перевозчиков".

Первый месяц эксплуатации латиноамериканской авиакомпанией "Суперджета" демонстрирует впечатляющие результаты. Если среднесуточный налет парка SSJ-100 в "Аэрофлоте" редко превышает 4,5 часа (в "Московии" 7,2 часа), то в Interjet это 9,5 часа. Сейчас компания эксплуатирует два самолета SSJ-100. "Это хороший результат для узкофюзеляжного среднемагистрального самолета, - отмечает Алексей Синицкий. - "Суперджет" же считается региональным лайнером, предназначенным для полетов на небольшие расстояния, и для него такие цифры можно назвать отличными". Подчас Interjet успевала совершить на самолете от 12 до 16 рейсов в день.
 
Американский покупатель
 
Для производителя "Суперджета" - ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) - контракт с мексиканцами очень важен с имиджевой точки зрения. Во-первых, Interjet - второй по величине перевозчик Мексики- стал первым покупателем SSJ в Западном полушарии. Во-вторых, в начале 2011г. "Сухой Суперджет-100" выиграл в тендере у бразильской Embraer, считающейся одним из основных конкурентов российского производителя. В-третьих, мексиканцы высоко оценили технические и эксплуатационные характеристикинашего самолета. "По сравнению с Embraer SSJ-100 легче и болеевысокотехнологичен. Стоимость его эксплуатации в 2,5 раза ниже, чем увоздушных судов подобного класса, а для нас это много, - рассказывал в одном из интервью Мигель Алеман, владелец частного фонда Miguel Aleman Foundation, которомупринадлежит Interjet. - Насамолете установлена современная авионика, двигатели дают экономию топлива в10%. Наконец, его легко ремонтировать".
 
Пока Interjet выполняет рейсы на двух SSJ в шесть городов Мексики, но уже через два-три месяца география полетов значительно расширится, в том числе за счет маршрутов в страны Карибского бассейна и США. Да, в конце следующего года Interjet начнет летать с Юкатана в Майами. Планируется начать полеты в Центральную Америку. Перевозчик зарегистрирован как мексиканская авиакомпания, и, чтобы летать в США, ему не нужны дополнительные разрешения. Это произойдет после того, как авиакомпания получит новые воздушные суда: четыре "Суперджета" до конца 2013 г. и еще шесть в следующем году. Всего заказ составляет 20 самолетов (каталожная цена превышает $1 млрд) и опцион еще на десять лайнеров. Ороссийском самолете Мигель Алеман отзывается пока как о "лучшем, который у нас был".
 
Успешная эксплуатация SSJ-100 в Interjet для России - шанс не только закрепиться в Латинской Америке, но и привлечь заказчиков из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Юго-Восточной Азии, с Ближнего Востока, из Африки и Восточной Европы. Кроме Мексики, "Суперджет" уже эксплуатируют лаосская авиакомпания LAO Central и индонезийская Sky Aviation.
 
15% рынка
 
Разрабатывать SSJ только для внутреннего рынка было невыгодно - проект бы не окупился. По прогнозам, мировой спрос на региональные самолеты в следующие двадцать лет будет колебаться в промежутке от 5500 до 7000 лайнеров, что составляет примерно $150 млрд. И Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) планирует занять около 15% этого рынка. Среди регионов, где вероятен максимальный рост, эксперты называют Азию (особенно Китай), Северную и Латинскую Америку и Европу.
 
"Суперджеты" эффективны на маршрутах с небольшой загрузкой. Например, их можно ставить на ночные рейсы вместо 180 местных Airbus-320 или открывать новые регулярные направления, где на первых порах не прогнозируется большого пассажиропотока. Почему же у российских авиакомпаний на SSJ низкий налет в отличие от мексиканской? "Может быть, у отечественных авиакомпаний просто недостаточно направлений, где такой самолет востребован", - предполагает Алексей Синицкий. Другая возможная причина, которую называет эксперт: мексиканцам достались более совершенные в техническом плане машины. Доработка самолета и технологий его производства продолжается постоянно. "Лайнеры, отправленные Interjet, уже не из первой десятки так называемой лайт-версии, доставшейся "Аэрофлоту", их производитель сейчас меняет на новые суда", - поясняет руководитель проекта avia.ru Роман Гусаров.
 
ВЭБ-поддержка
 
Если самолет не уступает или даже превосходит конкурентов (Embraer и Bombardier) по техническим и эксплуатационным характеристикам, ему необходимо обеспечить хорошую сервисную поддержку и выгодные финансовые условия для покупателя, как это делают иностранные производители, вернее, государства, поддерживая своих производителей. В России теперь этим занимается ВЭБ, точнее, его "дочка", "ВЭБ-Лизинг". Лизинговая компания еще несколько лет назад заключила с ОАК соглашение о помощи в финансировании при продвижении новой российской техники. А год назад премьер Дмитрий Медведев сообщил, что ВЭБ откроет зарубежным покупателям Sukhoi Superjet кредитную линию в $2,5млрд.
 
Сейчас у "ВЭБ-Лизинг" контракт с Utair на 24 лайнера, с Sky Aviation- на 12 самолетов, с Lao Central Airlines - на 3 и с Interjet - на 20"Суперджетов". То есть крупнейшим заказчиком SSJ, по сути, является государственный банк. Между тем ГСС и "Сбербанк Лизинг" этим летом договорились о создании СП, которое будет закупать "Суперджеты" и сдавать их в операционный лизинг авиаперервозчикам. Только на первом этапе работы речь может идти о 50 самолетах на $2 млрд, а лизинговая компания "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК) заказала ГСС 20SSJ-100 для поставок клиентам из Юго-Восточной Азии и с Ближнего Востока. "Если мы беремся за проект, значит, считаем его эффективным,- говорит официальный представитель ИФК Андрей Липовецкий. - Мы организовываем финансирование и совместно с ОАК ищем покупателей". По его словам, поставки первых лайнеров клиентам из Юго-Восточной Азии начнутся в 2015 г.
 
"Интерес к самолету со стороны лизинговых компаний означает, что на проекте можно заработать",- резюмирует Алексей Синицкий. То есть SSJ-100 реально вывести на окупаемость.



URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2013/10/29/23919/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.