Буквально 16-17 октября стороны пытались договориться, якобы даже подписали предварительное соглашение. Однако уже 19 октября в одном из столичных банков были задержаны исполнительный директор ШПЛС Алексей Шляпников (на фото) и вице-президент ШПЛС Валерий Пимошенко - якобы при получении 10-миллионной взятки, находившейся в банковской ячейке.
Днем позже, в воскресенье, задержали активиста того же профсоюза, летчика, командира Ил-96, а ныне депутата Совета депутатов Можайского муниципального района Сергея Кнышова. "Они (Шляпников и Пимошенко.- Прим."Ко") обвиняются в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст.159 УК РФ (покушение на хищение имущества ОАО "Аэрофлот" путем обмана в особо крупном размере)",- говорится в воскресном заявлении Следственного комитета. По версии следствия, начиная с августа 2009г. Шляпников и Пимошенко предлагали руководству ОАО "Аэрофлот" свои услуги по снижению издержек авиакомпании на выплаты летному составу, определенные предписанием Государственной инспекции труда города Москвы, а также угрожали распространением в СМИ порочащих сведений о работе авиакомпании, которые "причинили бы существенный вред деловой репутации и повлекли бы смену руководства. За свои услуги злоумышленники требовали от руководства авиакомпании передачи им денежных средств в сумме 100 млн руб.".
В "Аэрофлоте" поддерживают эту версию, утверждая, что "около месяца назад задержанные руководители Шереметьевского профсоюза летного состава стали шантажировать одного из руководителей "Аэрофлота". Руководство компании обратилось в правоохранительные органы, которые начали следственные действия и в итоге возбудили по факту вымогательства уголовное дело".
У профсоюзов иная версия произошедшего. Они утверждают, что профбоссов подставили с целью дискредитировать их работу и ликвидировать профсоюз. Так это или нет,покажет следствие. Но если опираться на факты, то ШПЛС весьма действенно отстаивал интересы пилотов. Так, например, благодаря работе профсоюза многие летчики были восстановлены в должности после увольнения. Кроме того, в июле этого года Московский городской суд обязал авиакомпанию выплатить своим сотрудникам дополнительную компенсацию за работу в ночное время и в особо вредных условиях. И сумма оказалась немаленькой- около 1 млрд руб. За что такие деньги, если пилоты и так получают по 200 000-300 000 руб. в месяц? Но в профсоюзе утверждают,что система начисления заработной платы непрозрачна и не учитывала многих нюансов, в частности, 20-процентной надбавки за труд в ночное время. Чем закончится расследование, сейчас никто предсказать не берется. Уж слишком много вопросов в этом деле. Некоторые считают, что профсоюзных лидеров подставили, некоторые - что они действительно вымогали деньги. "Ко" опросил участников рынка, экспертов и профсоюзных деятелей о том, чтоони думают обэтой истории и действительно ли российских пилотов принижают незаслуженно.
Анатолий Бортников, бывший президент Шереметьевского профсоюза летного состава: "Аэрофлот" по решению суда должен доплатить летчикам около 1 млрд руб. И я не понимаю, почему они пошли таким путем. Наш профсоюз, членами которого являются около 80% всего летного состава "Аэрофлота", всегда хотели "закопать". Сейчас он на грани закрытия. Но думаю, что останется одна пыль от того, что они сфабриковали (против профсоюзных активистов Валерия Пимошенко, Алексея Шляпникова и Сергея Кнышова.- Прим. "Ко"). Шляпников - исполнительный директор ШПЛС, очень хороший юрист, проработавший со мной около десяти лет. Он один из немногих, кто разбирается в летных делах. Кнышов - честный и профессиональный работник. Бескомпромиссный. В нашем профсоюзе был членом ревизионной комиссии. Командир судна Ил-96. Но у него не сложились отношения сначала с командиром летного отряда Ил-96, а затем - и с директором летного состава Игорем Чаликом. У последнего отрицательные характеристики со стороны пилотов. Он эксплуатирует летный состав, фактически продал его в рабство. Его друг, с которым они вместе учились, умер перед вылетом, не выдержав чрезмерной нагрузки. Я являлся командиром корабля Ил-62. Зарплаты были в среднем 900 000руб. до деноминации. Сейчас, если посчитать, что один рубль стоит 400 руб., так и выходит - около 400 000 руб. Нодело в том, что мы тогда за год могли купить, например, квартиру, сейчас это невозможно".
Роман Гусаров, эксперт комитета по транспорту Госдумы РФ: "Конфликт с Кнышовым и профсоюзом обострился из-за вопроса эксплуатации самолетов Ил-96. Они уступают по экономике западным судам, и "Аэрофлот" стал все чаще заменять их на рейсах "Эрбасами". У пилотов 96-х, естественно, начали падать зарплаты. Но была возможность переучиться на другой тип воздушного судна. Однако пилоты пошли на конфликт, начав публично обвинять авиакомпанию в отказе от эксплуатации российской техники. Кнышова увольняли, потом восстанавливали. Но причина конфликта не исчезла. В истории с задержанием много странностей. Если они (Алексей Шляпников и Валерий Пимошенко.- Прим. "Ко") шли за статьей для газеты, чтобы подписать ее, зачем взяли деньги? Непонятно, зачем подписывать ее через банковскую ячейку. Значит, должен был быть какой-то обмен. В этом случае появляется объяснение присутствия 10 млн руб., которые они забрали из банковской ячейки (профсоюзных лидеров обвиняют в получении взятки.- Прим. "Ко"). Яко бы "Аэрофлот" согласился выплатить компенсацию в обмен на то, что президент ШПЛС Игорь Дельдюжов или Сергей Кнышов отзовут заявление о восстановлении на работе. Но есть законный порядок урегулирования споров: подписывается соглашение о внесудебном урегулировании, его рассматривает суд, закрывается дело, а затем официально перечисляются средства на счет. "Аэрофлот" же не на рынке торгует, откуда компания возьмет наличные деньги? Даже если профсоюз утверждает, что их подставили, почему они пошли на эту схему? Ведь любое получение денежных средств наличными незаконно. "Аэрофлот" платит не меньше, чем в других компаниях. Условия труда у него не хуже, чем в других авиакомпаниях. Нормативы и санитарные нормы для пилотов всех перевозчиков одинаковы. Ноесли сравнивать с пилотами из других стран, то реальные зарплаты в России могут оказаться и выше, за счет меньших налогов. Санитарные нормы в России более жесткие. Во многих странах разрешен годовой налет в районе 1000 часов, у нас - 900 часов".
Борис Рыбак, глава консалтинговой компании "Инфомост": "Реальная нагрузка на летные экипажи в России не больше и не меньше, чем в других развитых странах мира. ВСША летают больше, в Европе- меньше. По моему мнению, российские медицинские нормы, которые сейчас по законодательству приняты,- вполне комфортные, адекватные нормы средней нагрузки. С учетом того, что летчиков отбирают и сертифицируют по состоянию здоровья, для молодых мужиков это необременительно. Уровень зарплат у летчиков всех российских авиакомпаний превышает средний доход их сверстников той же социальной категории примерно в 8-9 раз. Если сравнивать с доходами пилотов из других стран, то российские летчики получают больше, чем в США и Европе. Возможно, в Азии платят больше. Такие высокие зарплаты, на мой взгляд, необъективны. У нас в стране зарплаты такого уровня имеют вице-президенты крупных компаний. Я знаю огромное количество людей, которые работают с большей нагрузкой, в более тяжелых условиях, в стрессе и приносят не меньшую пользу и стране, и своим компаниям, но получают существенно меньшие деньги. Причина столь высоких зарплат - вколоссальном дефиците летных кадров. То, что суд встал на сторону профсоюзов - очевидное несовершенство законодательства. Кстати, за этих дорогостоящих летчиков авиакомпании перечисляют дополнительно 14% в пенсионный фонд. То есть, если все платят 31% ЕСН, то за летчиков - 45%".
Топ-менеджер авиакомпании "ЮТЭйр": "Профессия летчиков предполагает напряженную, ответственную работу, которая должна соответственно оплачиваться. На сегодня зарплата определяется условиями рынка, и это, возможно, самая высокая зарплата, которая выплачивается за ремесло, ане за бизнес. Зарплаты в "ЮТэйр", может, не такие высокие, как в "Аэрофлоте", где выше требования, возможно, условия другие. Но у нас есть пилоты, которые раньше работали и в"Аэрофлоте". Каждый выбираетусловия труда в соответствии сосвоими потребностями и чувством комфорта".
Бывший топ-менеджер "Аэрофлота": "Профсоюзы "Аэрофлота" в моих глазах никогда не были реальными представителями трудящихся, а больше баламутили работников, отстаивая политические вопросы. Нельзя сказать, что летчики "Аэрофлота" такуж плохо живут. Конечно, Савельев закрутил гайки. Но рынок ликвидный, много пилотов уходило и в корейские авиакомпании, и во вьетнамские. Конечно, зарплаты в "Аэрофлоте" - науровне европейских перевозчиков. Иреально в России не хватает пилотов".
Игорь Дельдюжов, президент Шереметьевского профсоюза летного состава: "Руководство авиакомпании такой сдачей людей дискредитировало себя полностью. Игорь Чалик - уже политический труп. Ему из летчиков никто не верит. Кнышов - борец за русскую технику, развитие авиапрома. Он открыто выступал по этому поводу везде, вплоть до Совета Федераций, чем вызвал негативную реакцию у руководства компании. Его начали зажимать в рейсах, а следовательно, и в зарплате. В конце концов его уволили. Но пропали его летные документы, которые очень важны либо при дальнейшем трудоустройстве, либо для оформления пенсии. Якобы эти документы и должны были забрать в банковской ячейке. 10 млн руб., как я понимаю, - это деньги за мир с Кнышовым. В ответ он должен был подписаться под газетным материалом, хвалебным для авиакомпании. Но я также не понимаю, почему они пошли таким путем. Я упустил этот процесс из виду, и, конечно, моя вина здесь также есть. Поэтому я намерен сложить полномочия президента профсоюза. Может быть, отдельным пилотам иплатят по 400 000 руб. в виде каких-то надбавок, но, например, у меня, командира "Боинга-767", зарплата сдельная, зависит от налета, и за санитарную норму (80 часов в месяц) я получаю 260 000 руб. Можно еще дополнительно взять 10 часов, но вряд ли сумма превысит 300 000 руб."