Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Большое космическое переключение


7 октября 2013 года Иван Сафронов, КоммерсантЪ


Как стало известно "Ъ", администрация президента и правительство согласовали кандидатов на посты руководителя Федерального космического агентства (Роскосмос) и Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК). По утверждению источников "Ъ", первая должность достанется замминистра обороны по науке Олегу Остапенко, а вторая —директору завода АвтоВАЗ Игорю Комарову. Именно в его ведении окажется вся ракетно-космическая промышленность и именно главе ОРКК предстоит играть ключевую роль в развитии отрасли. Нынешнего главу космического ведомства Владимира Поповкина, настаивавшего на ином варианте реформы Роскосмоса, освободят от занимаемой должности.

Об отставке Владимира Поповкина с уверенностью заговорили в середине сентября, когда курирующий космическую отрасль вице-премьер Дмитрий Рогозин попросил премьера Дмитрия Медведева дать дополнительное время для доработки проекта реформы Роскосмоса и представления кандидатов на должности главы ведомства и ОРКК.
 
Смысл реформы, напомним, заключается в фактическом разделении Роскосмоса на две части: агентство будет отвечать за госполитику в космической сфере и выступать в роли госзаказчика, а корпорация вберет в себе большую часть предприятий отрасли, взяв на себя функции генподряда (см. "Ъ" от 20 сентября). Как сообщил "Ъ" высокопоставленный источник в правительстве, в первых числах октября уже было точно определено, кто займет руководящие посты в этих структурах. Кандидатура Владимира Поповкина в списках не значилась. По словам собеседника "Ъ", его шансы изначально оценивались как не слишком высокие: в том числе и из-за сложных отношений с господином Рогозиным. "Это два совершенно противоположных человека, которые по-разному видели развитие отрасли. Они так и не смогли найти общий язык",— убежден собеседник "Ъ".
 
Сам господин Поповкин считал разделение Роскосмоса на агентство и ОРКК изначально неверным, до последнего отстаивая единственный, с его точки зрения, возможный вариант реформы — создание госкорпорации по примеру "Росатома". Фактически он предлагал внести пакеты акций предприятий космической промышленности в уставный капитал Роскосмоса, дав ведомству право прямого управления отраслью, централизовав и замкнув на себе все финансовые и управленческие функции.
 
Реализовать эту идею ему практически удалось. Как ранее сообщал "Ъ", в середине июня Владимиру Путину был направлен вариант преобразования космического агентства в госкорпорацию. Ознакомившись с предложением, он поставил на проекте свою резолюцию о подготовке документов для составления указа президента "О создании госкорпорации "Роскосмос"". Однако в процесс вмешался Дмитрий Медведев, убедивший господина Путина провести 11 июня совещание с привлечением всех заинтересованных ведомств. Из присутствовавших тогда десяти федеральных чиновников резко против создания госкорпорации высказался только премьер, но и этого хватило, чтобы притормозить проект господина Поповкина. "Мы не готовы были из-за этого идти на конфликт с аппаратом правительства",— заявил источник "Ъ" в Кремле.
 
Позицию Владимира Поповкина ослабили и громкие аварии, случившиеся за 2,5 года: были потеряны, в частности, космические аппараты "Меридиан", "Фобос-Грунт", ГЛОНАСС, "Экспресс-АМ4" и "Экспресс-МД2", а также произошло первое более чем за 30 лет крушение космического грузовика "Прогресс-М 12М". Несмотря на то что прямой вины господина Поповкина не было ни в одном из инцидентов (выходившие из строя спутники и падающие ракеты собирались при экс-руководителе ведомства Анатолии Перминове), Дмитрий Медведев критиковал именно его. А 2 августа премьер объявил главе Роскосмоса выговор "за ненадлежащее исполнение обязанностей". Позднее в правительстве причиной этого назвали обращение Владимира Поповкина с просьбой увеличить финансирование своей сферы. Ранее это ему удавалось: в 2011 году бюджет ведомства составлял 94,3 млрд руб., а в 2012-м — уже 143,98 млрд руб.
 
Официально об отставке главы Роскосмоса, скорее всего, будет объявлено уже завтра. По утверждению источников "Ъ", в правительстве и администрации уже согласовали кандидатуры двух его сменщиков. Так, создаваемую корпорацию возглавит Игорь Комаров, пока еще занимающий пост гендиректора АвтоВАЗа. По словам источника "Ъ" в правительстве, его кандидатуру активно лоббировал глава госкорпорации "Ростех" Сергей Чемезов.
 
"Он давно присматривался к активам космической отрасли, а тут появился шанс поставить на ОРКК исторически лояльного себе человека,— говорит собеседник "Ъ".— Основным доводом в пользу назначения Комарова стал тот факт, что он сумел исправить ситуацию с АвтоВАЗом". Так, получив предприятие в 2009 году с чистым убытком в 49,2 млрд руб. и долгами перед банками 38 млрд руб., он, хоть и при помощи государственных субсидий, смог оптимизировать производство.
 
По сведениям "Ъ", на пост главы ОРКК рассматривалась также кандидатура советника главы "Роснефти" Игоря Сечина Романа Троценко. Его плюсом считался опыт работы в составе крупных интегрированных структур: господин Троценко около трех лет возглавлял Объединенную судостроительную корпорацию. "Из "Роснефти" его отпускать не захотели",— подчеркнул собеседник "Ъ" в Белом доме.
 
Определен и сменщик господина Поповкина по космическому агентству: его, по данным "Ъ", возглавит замминистра обороны Олег Остапенко. "В пятницу главное управление кадров Минобороны составило проект указа президента о снятии генерала Остапенко с поста замминистра "в связи с переходом на другую работу"",— заявил источник "Ъ" в военном ведомстве. Выбор на господина Остапенко пал в силу его последнего места работы — заместителя министра обороны по науке. "Научное направление будет в агентстве превалировать, поскольку заказчик в лице Минобороны будет заказывать изделия напрямую у ОРКК,— говорит собеседник "Ъ".— Долго он над предложением не раздумывал". Отметим, что и экс-глава Роскосмоса Анатолий Перминов, и пока действующий руководитель Владимир Поповкин, и готовящийся его сменить Олег Остапенко являются выходцами из космических войск Минобороны.
 
Как сообщил источник "Ъ" в администрации президента, Владимир Путин ознакомился с внесенным проектом реформы отрасли. Принципиальных нареканий он у президента не вызвал. Можно предположить, что указ "Об открытом акционерном обществе "Объединенная ракетно-космическая корпорация"" будет подписан уже в самое ближайшее время (о проекте указа "Ъ" сообщал 20 сентября). Вслед за этим к работе приступит правительство — распоряжение во исполнение указа Владимира Путина подпишет Дмитрий Медведев. После этого уже в двух самостоятельных космических структурах ждут кадровых назначений.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании



Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer