Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Большое космическое переключение


7 октября 2013 года Иван Сафронов, КоммерсантЪ


Как стало известно "Ъ", администрация президента и правительство согласовали кандидатов на посты руководителя Федерального космического агентства (Роскосмос) и Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК). По утверждению источников "Ъ", первая должность достанется замминистра обороны по науке Олегу Остапенко, а вторая —директору завода АвтоВАЗ Игорю Комарову. Именно в его ведении окажется вся ракетно-космическая промышленность и именно главе ОРКК предстоит играть ключевую роль в развитии отрасли. Нынешнего главу космического ведомства Владимира Поповкина, настаивавшего на ином варианте реформы Роскосмоса, освободят от занимаемой должности.

Об отставке Владимира Поповкина с уверенностью заговорили в середине сентября, когда курирующий космическую отрасль вице-премьер Дмитрий Рогозин попросил премьера Дмитрия Медведева дать дополнительное время для доработки проекта реформы Роскосмоса и представления кандидатов на должности главы ведомства и ОРКК.
 
Смысл реформы, напомним, заключается в фактическом разделении Роскосмоса на две части: агентство будет отвечать за госполитику в космической сфере и выступать в роли госзаказчика, а корпорация вберет в себе большую часть предприятий отрасли, взяв на себя функции генподряда (см. "Ъ" от 20 сентября). Как сообщил "Ъ" высокопоставленный источник в правительстве, в первых числах октября уже было точно определено, кто займет руководящие посты в этих структурах. Кандидатура Владимира Поповкина в списках не значилась. По словам собеседника "Ъ", его шансы изначально оценивались как не слишком высокие: в том числе и из-за сложных отношений с господином Рогозиным. "Это два совершенно противоположных человека, которые по-разному видели развитие отрасли. Они так и не смогли найти общий язык",— убежден собеседник "Ъ".
 
Сам господин Поповкин считал разделение Роскосмоса на агентство и ОРКК изначально неверным, до последнего отстаивая единственный, с его точки зрения, возможный вариант реформы — создание госкорпорации по примеру "Росатома". Фактически он предлагал внести пакеты акций предприятий космической промышленности в уставный капитал Роскосмоса, дав ведомству право прямого управления отраслью, централизовав и замкнув на себе все финансовые и управленческие функции.
 
Реализовать эту идею ему практически удалось. Как ранее сообщал "Ъ", в середине июня Владимиру Путину был направлен вариант преобразования космического агентства в госкорпорацию. Ознакомившись с предложением, он поставил на проекте свою резолюцию о подготовке документов для составления указа президента "О создании госкорпорации "Роскосмос"". Однако в процесс вмешался Дмитрий Медведев, убедивший господина Путина провести 11 июня совещание с привлечением всех заинтересованных ведомств. Из присутствовавших тогда десяти федеральных чиновников резко против создания госкорпорации высказался только премьер, но и этого хватило, чтобы притормозить проект господина Поповкина. "Мы не готовы были из-за этого идти на конфликт с аппаратом правительства",— заявил источник "Ъ" в Кремле.
 
Позицию Владимира Поповкина ослабили и громкие аварии, случившиеся за 2,5 года: были потеряны, в частности, космические аппараты "Меридиан", "Фобос-Грунт", ГЛОНАСС, "Экспресс-АМ4" и "Экспресс-МД2", а также произошло первое более чем за 30 лет крушение космического грузовика "Прогресс-М 12М". Несмотря на то что прямой вины господина Поповкина не было ни в одном из инцидентов (выходившие из строя спутники и падающие ракеты собирались при экс-руководителе ведомства Анатолии Перминове), Дмитрий Медведев критиковал именно его. А 2 августа премьер объявил главе Роскосмоса выговор "за ненадлежащее исполнение обязанностей". Позднее в правительстве причиной этого назвали обращение Владимира Поповкина с просьбой увеличить финансирование своей сферы. Ранее это ему удавалось: в 2011 году бюджет ведомства составлял 94,3 млрд руб., а в 2012-м — уже 143,98 млрд руб.
 
Официально об отставке главы Роскосмоса, скорее всего, будет объявлено уже завтра. По утверждению источников "Ъ", в правительстве и администрации уже согласовали кандидатуры двух его сменщиков. Так, создаваемую корпорацию возглавит Игорь Комаров, пока еще занимающий пост гендиректора АвтоВАЗа. По словам источника "Ъ" в правительстве, его кандидатуру активно лоббировал глава госкорпорации "Ростех" Сергей Чемезов.
 
"Он давно присматривался к активам космической отрасли, а тут появился шанс поставить на ОРКК исторически лояльного себе человека,— говорит собеседник "Ъ".— Основным доводом в пользу назначения Комарова стал тот факт, что он сумел исправить ситуацию с АвтоВАЗом". Так, получив предприятие в 2009 году с чистым убытком в 49,2 млрд руб. и долгами перед банками 38 млрд руб., он, хоть и при помощи государственных субсидий, смог оптимизировать производство.
 
По сведениям "Ъ", на пост главы ОРКК рассматривалась также кандидатура советника главы "Роснефти" Игоря Сечина Романа Троценко. Его плюсом считался опыт работы в составе крупных интегрированных структур: господин Троценко около трех лет возглавлял Объединенную судостроительную корпорацию. "Из "Роснефти" его отпускать не захотели",— подчеркнул собеседник "Ъ" в Белом доме.
 
Определен и сменщик господина Поповкина по космическому агентству: его, по данным "Ъ", возглавит замминистра обороны Олег Остапенко. "В пятницу главное управление кадров Минобороны составило проект указа президента о снятии генерала Остапенко с поста замминистра "в связи с переходом на другую работу"",— заявил источник "Ъ" в военном ведомстве. Выбор на господина Остапенко пал в силу его последнего места работы — заместителя министра обороны по науке. "Научное направление будет в агентстве превалировать, поскольку заказчик в лице Минобороны будет заказывать изделия напрямую у ОРКК,— говорит собеседник "Ъ".— Долго он над предложением не раздумывал". Отметим, что и экс-глава Роскосмоса Анатолий Перминов, и пока действующий руководитель Владимир Поповкин, и готовящийся его сменить Олег Остапенко являются выходцами из космических войск Минобороны.
 
Как сообщил источник "Ъ" в администрации президента, Владимир Путин ознакомился с внесенным проектом реформы отрасли. Принципиальных нареканий он у президента не вызвал. Можно предположить, что указ "Об открытом акционерном обществе "Объединенная ракетно-космическая корпорация"" будет подписан уже в самое ближайшее время (о проекте указа "Ъ" сообщал 20 сентября). Вслед за этим к работе приступит правительство — распоряжение во исполнение указа Владимира Путина подпишет Дмитрий Медведев. После этого уже в двух самостоятельных космических структурах ждут кадровых назначений.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer