Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Олег Остапенко быстро освоился в космосе


15 ноября 2013 года Елена Киселева, Иван Сафронов, КоммерсантЪ


Как стало известно "Ъ", Россия может отказаться от практики размещения за рубежом заказов на изготовление космических аппаратов связи, вещания и ретрансляции гражданского назначения. Инициатор отказа — новый глава Роскосмоса Олег Остапенко считает ее скрытой формой дотации зарубежных производителей. В результате европейский концерн EADS может лишиться части российских контрактов, а единственным поставщиком гражданских спутников связи может стать ОАО "Информационные спутниковые системы". Заказчик аппаратов серии "Экспресс" — ФГУП "Космическая связь" считает подобную инициативу нарушением "не только принципов ВТО, но и закона о конкуренции".

Предложение сделать ОАО "Информационные спутниковые системы" (ИСС) монопольным поставщиком телекоммуникационных спутников содержится в письме главы Роскосмоса Олега Остапенко на имя курирующего отрасль вице-премьера Дмитрия Рогозина ("Ъ" располагает его копией). Роскосмос настаивает на отказе от услуг иностранных поставщиков такой техники, поскольку "обеспечение за счет федерального бюджета создания средств выведения и услуг по запуску космических аппаратов, заказанных у зарубежных компаний, является скрытой формой государственной дотации их научно-технического и производственного потенциала", говорится в документе. В этой связи, отмечает господин Остапенко, вопросы создания средств выведения и обеспечения запусков космических аппаратов "Экспресс-АМУ2", "Экспресс-АМУ3", "Экспресс-АМУ4" будут рассмотрены Роскосмосом и Россвязью при формировании Федеральной космической программы России на 2016-2025 годы "с учетом размещения заказов на поставку указанных космических аппаратов у единственного поставщика — ОАО ИСС".
 
ОАО ИСС имени академика М. Ф. Решетнева создано в 2008 году на базе образованного в 1959 году восточного филиала ОКБ-1 С. П. Королева в Красноярске-26 (ныне Железногорск). В советское время специализировалось на выпуске космических аппаратов типа "Молния-1", на базе которых в 1960-х годах в СССР впервые в мире была создана система связи и телевещания на высоких эллиптических орбитах. С начала 1980-х годов занимается развитием орбитальной группировки системы ГЛОНАСС. Выручка по итогам 2011 года — 18,74 млрд руб., чистая прибыль — 634,95 млн руб., стоимость чистых активов — 16,15 млрд руб.
 
Сейчас крупным поставщиком спутников связи для ФГУП "Космическая связь" (ГПКС) является EADS Astrium (входит в концерн EADS), которая занимается их изготовлением на базе спутниковой платформы Eurostar 3000. Первый спутник серии "Экспресс-АМ4", запущенный 18 августа 2011 года, не был выведен на расчетную орбиту в связи с нештатной работой разгонного блока "Бриз-М". 25 марта 2012 года был затоплен в Тихом океане. На страховую премию за утерянный спутник в размере 7,5 млрд руб. ГПКС заказало в EADS Astrium новый спутник "Экспресс-АМ4R", идентичный потерянному. В марте 2012 года был подписан контракт на изготовление "Экспресс-АМ7", а в начале 2013 года EADS Astrium выиграла конкурс на изготовление, поставку, выведение на орбиту, проведение испытаний на орбите, сдачу в эксплуатацию и поддержку на орбите космического аппарата "Экспресс-АМУ1" (стоимость контракта — 6,23 млрд руб.).
 
При этом в Роскосмосе не скрывают, что при выполнении гражданских заказов ОАО ИСС вынуждено привлекать "зарубежных соисполнителей". Так, модификация серии "Экспресс-А" была разработана российской компанией совместно с Alcatel Space, а два спутника непосредственного вещания "Экспресс-АТ1" и "Экспресс-АТ2" создаются в партнерстве с французским подразделением компании Thales Alenia Space.
 
Правда, из письма Олега Остапенко следует, что сейчас ИСС испытывает сложности с выполнением текущих заказов. Так, запуск космического аппарата "Экспресс-АМ8" может быть осуществлен не ранее августа 2014 года "в связи с задержкой поставки и ремонтом бортовой техники", говорится в документе. "В протоколе июльского выездного совещания Роскосмоса и Россвязи (проходило 12 июля в офисе ИСС в Железногорске.— "Ъ") зафиксировано поручение ИСС обеспечить готовность этого спутника к запуску в срок до 30 мая",— сообщил "Ъ" источник в правительственной комиссии по связи.
 
Как стало известно "Ъ", Россия может отказаться от практики размещения за рубежом заказов на изготовление космических аппаратов связи, вещания и ретрансляции гражданского назначения. Инициатор отказа — новый глава Роскосмоса Олег Остапенко считает ее скрытой формой дотации зарубежных производителей. В результате европейский концерн EADS может лишиться части российских контрактов, а единственным поставщиком гражданских спутников связи может стать ОАО "Информационные спутниковые системы". Заказчик аппаратов серии "Экспресс" — ФГУП "Космическая связь" считает подобную инициативу нарушением "не только принципов ВТО, но и закона о конкуренции".
 
Предложение сделать ОАО "Информационные спутниковые системы" (ИСС) монопольным поставщиком телекоммуникационных спутников содержится в письме главы Роскосмоса Олега Остапенко на имя курирующего отрасль вице-премьера Дмитрия Рогозина ("Ъ" располагает его копией). Роскосмос настаивает на отказе от услуг иностранных поставщиков такой техники, поскольку "обеспечение за счет федерального бюджета создания средств выведения и услуг по запуску космических аппаратов, заказанных у зарубежных компаний, является скрытой формой государственной дотации их научно-технического и производственного потенциала", говорится в документе. В этой связи, отмечает господин Остапенко, вопросы создания средств выведения и обеспечения запусков космических аппаратов "Экспресс-АМУ2", "Экспресс-АМУ3", "Экспресс-АМУ4" будут рассмотрены Роскосмосом и Россвязью при формировании Федеральной космической программы России на 2016-2025 годы "с учетом размещения заказов на поставку указанных космических аппаратов у единственного поставщика — ОАО ИСС".
 
ОАО ИСС имени академика М. Ф. Решетнева создано в 2008 году на базе образованного в 1959 году восточного филиала ОКБ-1 С. П. Королева в Красноярске-26 (ныне Железногорск). В советское время специализировалось на выпуске космических аппаратов типа "Молния-1", на базе которых в 1960-х годах в СССР впервые в мире была создана система связи и телевещания на высоких эллиптических орбитах. С начала 1980-х годов занимается развитием орбитальной группировки системы ГЛОНАСС. Выручка по итогам 2011 года — 18,74 млрд руб., чистая прибыль — 634,95 млн руб., стоимость чистых активов — 16,15 млрд руб.
 
Сейчас крупным поставщиком спутников связи для ФГУП "Космическая связь" (ГПКС) является EADS Astrium (входит в концерн EADS), которая занимается их изготовлением на базе спутниковой платформы Eurostar 3000. Первый спутник серии "Экспресс-АМ4", запущенный 18 августа 2011 года, не был выведен на расчетную орбиту в связи с нештатной работой разгонного блока "Бриз-М". 25 марта 2012 года был затоплен в Тихом океане. На страховую премию за утерянный спутник в размере 7,5 млрд руб. ГПКС заказало в EADS Astrium новый спутник "Экспресс-АМ4R", идентичный потерянному. В марте 2012 года был подписан контракт на изготовление "Экспресс-АМ7", а в начале 2013 года EADS Astrium выиграла конкурс на изготовление, поставку, выведение на орбиту, проведение испытаний на орбите, сдачу в эксплуатацию и поддержку на орбите космического аппарата "Экспресс-АМУ1" (стоимость контракта — 6,23 млрд руб.).
 
При этом в Роскосмосе не скрывают, что при выполнении гражданских заказов ОАО ИСС вынуждено привлекать "зарубежных соисполнителей". Так, модификация серии "Экспресс-А" была разработана российской компанией совместно с Alcatel Space, а два спутника непосредственного вещания "Экспресс-АТ1" и "Экспресс-АТ2" создаются в партнерстве с французским подразделением компании Thales Alenia Space.
 
Правда, из письма Олега Остапенко следует, что сейчас ИСС испытывает сложности с выполнением текущих заказов. Так, запуск космического аппарата "Экспресс-АМ8" может быть осуществлен не ранее августа 2014 года "в связи с задержкой поставки и ремонтом бортовой техники", говорится в документе. "В протоколе июльского выездного совещания Роскосмоса и Россвязи (проходило 12 июля в офисе ИСС в Железногорске.— "Ъ") зафиксировано поручение ИСС обеспечить готовность этого спутника к запуску в срок до 30 мая",— сообщил "Ъ" источник в правительственной комиссии по связи.
 
Но в самом ИСС уверены, что справятся с изготовлением всех спутников серии "Экспресс". "В случае назначения нас единственными исполнителями проблем с производственными мощностями не возникнет: в советское время мы изготавливали до 28 спутников в год,— заявил "Ъ" гендиректор ИСС Николай Тестоедов.— За последние семь лет отстроили два новых цеха и ежегодно изготавливаем порядка 20 космических аппаратов". По его словам, при текущем раскладе заказчик тратит не менее года на проведение тендера, а после подведения его итогов зачастую вносит изменения в уже согласованное техническое задание, что ведет к срыву сроков. "Назначение ИСС единственным исполнителем по производству спутников серии "Экспресс" позволит нам заранее готовить элементную и производственную базу. Такой режим работы для ИСС более удобен",— подчеркнул господин Тестоедов.
 
В свою очередь, в EADS Astrium "Ъ" вчера заявили: "Никаких официальных уведомлений о планах Роскосмоса в отношении сотрудничества по аппаратам "Экспресс" нам не предоставлялось". Там также добавили, что если подобное решение будет принято, они будут вынуждены согласиться с позицией заказчика.
 
В ГПКС к предложению Роскосмоса отнеслись крайне негативно. "Это прямое нарушение не только принципов ВТО, но и закона о конкуренции — мы обязаны проводить открытые конкурсы, и нам непонятно, почему необходимо создавать прецедент,— заявили "Ъ" в ГПКС.— Мы будем переводить разбор этой ситуации в юридическую плоскость".
Глава Россвязи Олег Духовницкий вчера отказался от комментариев.

 




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer