Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Схватка за контракт Пентагона


19 ноября 2013 года Любовь Милованова, Военно-промышленный курьер


Еженедельник «ВПК» уже обращался к этой теме в короткой новостной информации «Боинг» и «Локхид» объединяют усилия», а сейчас предлагает рассмотреть ситуацию более подробно. ВВС США открывают Программу строительства ударного бомбардировщика дальнего действия LRS-B (Long Range Strike-Bomber). Разрешение на ее реализацию они получили в начале 2011 года. Стоимость программы оценивается в 100 миллиардов долларов при допустимо возможном последующем увеличении объемов финансирования.

Начальник штаба ВВС США генерал Марк Уэлш назвал LRS-B в числе трех главных приоритетов американской военной авиации наряду с созданием многоцелевого истребителя нового поколения F-35 и нового самолета-заправщика KC-46. Согласно планам Пентагона со временем LRS-B может прийти на замену самолетам B-52, B-1 и В-2, находящимся сейчас на вооружении американских ВВС.
 
Бомбардировщик «суперстелс»
 
О требованиях, которые предъявляются к новому самолету, почти ничего неизвестно, поскольку программа строго засекречена. Еженедельник «Авиэйшн уик энд спейс текнолоджи» дает лишь обрывочные сведения о том, что бомбардировщик должен быть создан с использованием технологий обеспечения малозаметности «Стелс» и быть пригодным для доставки ядерного оружия. Также известно, что программой LRS-B предусматривается поставка ВВС США 80–100 бомбардировщиков дальнего радиуса действия с высокой степенью малозаметности. Начальная боеготовность этих самолетов должна быть достигнута к 2024–2026 годам. Максимально допустимая стоимость одного бомбардировщика «суперстелс» установлена на уровне 550 миллионов долларов, не включая техническую разработку и технологическую подготовку производства EMD (Engineering and Manufacturing Development), а также различные усовершенствования.
 
Схватка за контракт Пентагона
 
При первом рассмотрении очевидны два важных фактора, сопутствующих началу реализации программы LRS-B. Во-первых, она стартует в условиях секвестра – принудительного сокращения расходных статей федерального бюджета, от которого больше других государственных министерств и ведомств страдает Пентагон. И во-вторых, она имеет «плохую наследственность» – предшествующая программа создания перспективного бомбардировщика США NGB (Next-Generation Bomber), объявленная в начале 2008 года и предусматривающая начало поставок в 2018-м, была отменена в 2009 году из-за неудовлетворительного показателя «риск – стоимость» и финансового кризиса 2008-го. Все это определенным образом повлияло на новую программу.
 
Известно, например: она предусматривает более легкие оперативно-тактические требования, чем запрашивались по программе NGB, в особенности что касается продолжительности полета и потолка стоимости нового самолета, утвержденных высшим руководством Пентагона.
 
В отличие от концепции NGB бомбардировщик LRS-B, как предполагается, будет использоваться в качестве составной части семейства ударных систем дальнего радиуса действия LRS (Long Range Strike). В их числе малозаметная беспилотная авиационная система (БАС) большой продолжительности полета UAS (Unmanned Aircraft System), разрабатываемая в рамках засекреченной программы компанией «Нортроп Грумман», а также перспективная крылатая ракета LRS-M (Long Range Strike Missile). Вероятно, LRS-B будет меньше по габаритам, чем NGB и более ранние бомбардировщики ВВС США, сообщает «Авиэйшн уик», имеющий хорошие контакты с аэрокосмическим комплексом США.
 
Помимо этого, в рамках реализации LRS-M большие требования предъявляются к снижению рисков. В попытке избежать больших перерасходов Пентагон налагает новые ограничения по программе. Как сообщил бывший советник заместителя главкома ВВС США по закупкам военной техники генерал-лейтенант авиации Марк Шаклфорд, Минобороны предлагает большинство элементов EMD реализовывать по фиксированной стоимости, ограничивая подлежащие возмещению статьи затрат до тех областей, где правительство видит риски. Поощрительные выплаты станут привязываться к реальным материальным результатам, а не к бумажным отчетам. Высшее руководство Пентагона будет контролировать оптимальную стоимость затрат, управляя выплатами отдела по реализации программы и сохраняя резерв на непредвиденные расходы.
 
По словам Шаклфорда, военное ведомство рассчитывает, что подрядчики инвестируют собственные средства в программу. Он заявил, что в течение некоторого времени критически важным будет обеспечить реализуемость программы и что промышленность должна быть готова преодолеть трудности, пока не начнется бюджетное финансирование.
 
Следующий этап исследований и выдачи контрактов с пониженными рисками был намечен на первый квартал 2014 года, но учитывая вероятность сокращения средств в рамках секвестрированного бюджета, «я бы не рассчитывал на выплаты в первом квартале», предупредил генерал.
 
Даже на следующем этапе контрактации работ LRS-B не будет походить на заключительный этап тендера по программе создания топливозаправщика ВВС США, в рамках которого эксперты не могли выдавать кредиты ни на какие нецелевые работы, сообщил Шаклфорд. «Мы надеемся, что в пределах предложенной стоимости – 550 миллионов долларов – есть некоторый резерв, который может быть использован применительно к предусмотренным работам, – сказал он. – Пять областей, в которые мы инвестируем на снижение риска, являются рекомендациями относительно того, что нужно правительству».
 
Однако такие выплаты не предусмотрены до начала этапа EMD. «Правительство финансирует подрядчиков, предлагающих рискоснижающие технологии, в небольшой степени выходящие за рамки предложенных характеристик, – пояснил Шаклфорд, – если подрядчики могут снизить риски без большого объема денег заказчика». Тот, кто инвестирует собственные средства, увеличивает свои шансы на победу в тендере, подчеркнул он.
 
Кто подрядчик и партнер, а кто запасной вариант
 
Компании «Боинг» и «Локхид Мартин» включились в борьбу за заказ Министерства обороны США, объявив 25 октября об объединении усилий для участия в этом тендере. В соответствии с обнародованным соглашением «Боинг» в совместной борьбе двух компаний будет головным подрядчиком, тогда как «Локхид Мартин» – его основным партнером. Это вторая попытка совместного участия двух компаний в создании перспективного бомбардировщика. Прежде они заявляли об объединении усилий для участия в программе NGB, а после ее отмены продолжали работать раздельно.
 
«Использование уже проверенных временем технологий и интеграция имеющихся в наличии систем, а также стабильное планирование позволят нашей команде снизить риски при осуществлении этого проекта и добиться успеха, – заявил Деннис Мюлленберг, начальник подразделения «Боинга», занимающегося разработками в сфере обороны, космоса и безопасности.
 
В свою очередь вице-президент авиакосмического подразделения «Локхид Мартин» Орландо Карвальо выразил уверенность, что специалисты сумеют соблюсти четкие требования, определенные для этой системы, и обеспечить ВВС США первоклассным ударным бомбардировщиком дальнего действия, уложившись в отведенные на это сроки и бюджет.
 
Между тем главный конкурент «Боинга» и «Локхид» в программе LRS-B – другой крупный подрядчик Пентагона – компания «Нортроп Грумман» (Northrop Grumman), имеющая ценный опыт создания малозаметного стратегического бомбардировщика B-2 «Спирит», подозрительно для аналитиков хранит молчание. Она не подтвердила явно своего намерения участвовать в конкурентной борьбе, указывая на неудачные подходы Пентагона.
 
«Нортроп Грумман» считает Программу строительства ударного бомбардировщика большой дальности важной для обеспечения как национальной безопасности, так и возможностей сил и средств ВВС для расширения военного присутствия, – говорится в заявлении этой фирмы. – Мы не комментируем вопросы сотрудничества с другими компаниями и не даем комментарии по программе в настоящее время».
 
Такое уклончивое заявление удивляет, поскольку «Нортроп Грумман» в течение десятилетия пропагандировала свои возможности по строительству бомбардировщика нового поколения, ссылаясь на опыт создания B-2. Эта кампания продолжалась и на сентябрьском салоне Ассоциации ВВС посредством распространения специально выпущенной книги об истории создания американского бомбардировщика B-2.
 
Вместе с тем «Нортроп Грумман» ранее, например, решила отказаться от участия в финальной части тендера по программе топливозаправщика ВВС США, несмотря на то, что она потратила много времени и средств на свой проект на базе самолета A330 компании Эрбас» (Airbus).
 
Что касается программы LRS-B, как считают эксперты, компанию, вероятно, не устраивает степень своей конкурентоспособности в сравнении с объединившими усилия двумя другими участниками. Имея надежный портфель заказов, в частности в сфере БАС, включая секретные малозаметные беспилотные, а также разведывательные системы, этот оборонный подрядчик может обойтись и без программы LRS-B.
 
Возможно, «Нортроп Грумман» считает, что Пентагон, давая добро на объединение усилий «Боинга» и «Локхид», указал тем самым на фаворита и отвел для «Нортроп Грумман» роль запасного варианта. Совместная команда, по-видимому, будет иметь самый крупный и наиболее значимый контракт по статье «снижение рисков» на этапе создания демонстратора технологий. Кроме того, когда дело коснется инвестирования собственных средств разработчиков в снижение рисков, объединенные финансовые возможности «Боинга» и «Локхид Мартин» в пять раз будут превосходить (согласно данным о ежегодных продажах) показатели «Нортроп Грумман». Кроме того, «Нортроп» в течение последних лет не занималась разработками новой пилотируемой авиатехники.
 
Все это, однако, не означает, что «Нортроп Грумман» не намеревается участвовать в конкуренции, просто компания может ожидать лучших условий. Ведь наличие единственного претендента на реализацию программы может сослужить плохую службу Пентагону – секретный проект стоимостью 100 миллиардов долларов не повод для теплого приема в конгрессе, указывают аналитики. Помимо этого, «Боинг» в качестве головного подрядчика станет мишенью для сенатора Джона Маккейна, постоянного и влиятельного критика этой компании.
 
«Нортроп Грумман» – компания, заботящаяся о своей истории, как это видно из книги по B-2, в прошлом оказывала давление на Пентагон. В частности, она отказывалась присоединиться к программе «Бомбардировщик на базе перспективных технологий» (Advanced Technology Bomber), которая привела к созданию B-2, до тех пор, пока не получила гарантий, что будет в ней участвовать не как приложение к «Локхид». Так же, когда в середине 80-х ВМС США потребовали разрабатывать перспективный тактический «стелс-бомбардировщик» в рамках контракта фиксированной стоимости, «Нортроп» отказалась. В результате ВМС были вынуждены заключить контракт по самолету A-12 с фиктивной кандидатурой – совместной командой «Дженерал Дайнэмикс» (General Dynamics) и «Макдоннелл Дуглас» (McDonnell Douglas), вследствие чего программа через семь лет была закрыта.
 
Между тем ведущая роль «Боинга» в новом партнерстве подтверждает, что долгая и в основном нерекламируемая работа компании в области технологий обеспечения малозаметности достигла того уровня, где она имеет стратегическое преимущество. Летательный аппарат «Берд оф прей» (Bird of Prey) «Боинга» был предназначен для демонстрации эксплуатационных возможностей техники «Стелс». В 2003 году «Авиэйшн уик» публиковал данные руководства ВВС, согласно которым «Боинг» делал «более агрессивные инвестиции, чем «Локхид Мартин», в «стелс-технологии» и вел разработку нового демонстрационного малозаметного аппарата.
 
Но даже при этих достижениях «Боинга» разрозненная команда «Локхид Мартин»/«Боинг» вряд ли сможет действительно работать, считает аналитик «Кэпитал Альфа Патнерс» (Capital Alpha Partners) Байрон Кэллан. По его словам, для «Локхид Мартин» важной является программа F-35 (JSF) и LRS-B будет с ней конкурировать за финансирование, а «Боинг» не заинтересован в поддержке JSF. Между тем из пяти полномасштабных программ создания бомбардировщиков, инициированных ВВС США за прошедшие 65 лет, две были отменены, а реализация еще двух привела к поставкам лишь части из запланированных самолетов.
 
Российский ответ
 
А что же Россия? Срок эксплуатации известных советских стратегических бомбардировщиков Ту-95, Ту-95МС, Ту-160, Ту-22М3, состоящих сейчас на вооружении дальней авиации РФ, также близится к завершению, в связи с чем руководством страны принято решение о разработке перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА). Ясно, что программа является также засекреченной, как и в случае с американским перспективным бомбардировщиком. Известно, что облик ПАК ДА уже сформирован. Как сообщил на пресс-конференции в апреле главком ВВС России генерал-лейтенант Виктор Бондарев, облик сформирован, все акты по ПАК ДА подписаны. Сейчас промышленность разрабатывает системы, которые войдут в данный самолет.
 
Однако из открытых источников известно: за основу ПАК ФА принят дозвуковой самолет схемы «летающее крыло» фирмы «Туполев». Если данный проект будет утвержден, то это положит конец долгой кампании вице-премьера Дмитрия Рогозина по разработке гиперзвукового летательного аппарата, который, как оказалось, является технически несовместимым с требованиями ВВС по расширенному диапазону летно-технических характеристик и малозаметности.
 
Конкурс аванпроектов был объявлен в начале 2012 года и помимо «Туполева» в нем участвовали несколько других конструкторских бюро. Они представили сверхзвуковые и один гиперзвуковой проект, но выбор был сделан в пользу малозаметности, то есть туполевских эскизов, сообщил высокопоставленный источник в Минобороны РФ.
 
Фюзеляж с плавным сопряжением схемы «летающее крыло» позволяет разместить двигатели внутри самолета, обеспечивая максимальную малозаметность и минимизируя тепловые демаскирующие признаки, отметил источник в ВВС. Фирма «Туполев», как планируется, завершит предварительное предложение и представит бюджет на рабочее проектирование к началу 2014 года. Производство дальнего бомбардировщика должно начаться в 2020-м.
 
«Принимая во внимание сроки реализации проекта, общее состояние российской аэрокосмической промышленности, требования, предъявляемые к ПАК ДА, и имеющиеся средства, маловероятным представляется выбор в качестве фаворита высокоскоростного варианта, учитывая огромные технические риски, которые он сулит, – говорит Дуглас Барри, аналитик Лондонского международного института стратегических исследований. – Гиперзвук мог бы стать составной частью программы ПАК ДА, например ударного авиационного вооружения, размещенного во внутренних отсеках самолета».
 
Вице-премьер Дмитрий Рогозин давно отстаивал гиперзвуковой проект перспективного российского бомбардировщика. В августе 2012 года он сказал: «Вопрос в том, будем мы копировать американский аналог B-2, который состоит на вооружении 40 лет, или пойдем по пути новых, ультрасовременных технологий и создадим машину, способную преодолевать зону ПВО и осуществлять удар по любому агрессору».
 
Но, как учат студентов авиационных университетов, для полета с гиперзвуковой скоростью самолет должен обладать идеальной аэродинамической формой с плавными обводами, а чтобы стать невидимым для радаров – наоборот, иметь многогранную фасеточную поверхность. Благодаря особенностям многогранной конструкции излучение радаров системы ПВО отражается от такой поверхности в разные стороны, в связи с чем противник не видит отраженные от самолета сигналы и он становится невидим для радаров.
 
«Можно сделать увеличенный Т-50, но такая конфигурация для машины в 120 тонн приведет к повышению аэродинамического сопротивления и перерасходу топлива, а значит, к снижению дальности полета», – пояснил источник в авиационной отрасли.
 
Для обеспечения незаметности в тепловом диапазоне двигатели самолета должны быть спрятаны внутрь корпуса, как у дозвукового американского малозаметного самолета B-2. А для полета на сверхзвуке нужна мощная тяга, которую пока могут создать только двигатели с соплами, вынесенными за пределы корпуса, как на самолетах Ту-160, «Конкорд» и B-1.
 
Некоторые российские аналитики считают, что выбор дозвукового варианта бомбардировщика может быть во многом связан не столько с обеспечением малой радиолокационной заметности, сколько с большей экономичностью и возможной сверхбольшой дальностью полета этой машины. По их словам, на Западе уже отказались от концепции сверхзвуковых самолетов прорыва ПВО. Сейчас для этих целей важнее скрытность и дальность, чем скорость. «У России нет надежных союзников и крупных зарубежных баз, поэтому нам очень важно иметь стратегическую авиацию, которая со своей территории поражает максимально удаленные цели», – говорят российские эксперты.
 
Ожидается, что проект ПАК ДА обойдется в несколько триллионов рублей. При этом серийных машин для вооружения ВВС понадобится не более нескольких десятков, поскольку стратегические бомбардировщики попадают под российско-американский Договор о сокращении наступательных вооружений (СНВ), а на экспорт такие машины никто поставлять не будет.
 
При этом согласно экспертам новый бомбардировщик планируется оснащать не только авиационными ракетами с ядерными боевыми частями, но и высокоточными ракетами с неядерной боевой частью, а также корректируемыми и свободнопадающими бомбами.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer