Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Военный радар убережет от столкновений гражданские авиалайнеры


22 ноября 2013 года Алексей Криворучек, Известия


Сверхточный военный радар дальнего обнаружения, создаваемый для самолета дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) А-100, проектируется с расчетом на установку в пассажирские самолеты для предотвращения столкновений в воздухе. Об этом говорится в техзадании на разработку радара под шифром «Ванта». Проектом занимается научно-исследовательский институт «Кулон».

По плану Минпромторга работа над опытным образцом «Ванты» завершится уже в декабре текущего года. Предварительные и летные испытания запланированы на следующий год.
 
Генеральный директор НИИ «Кулон» Владимир Максимов подтвердил «Известиям» факт разработки радара, но уклонился от комментариев, сославшись на требование заказчика. В Минпромторге подробностей проекта получить не удалось. 
 
Согласно документации, в военной версии «Ванта» будет на основе анализа собственных радиолокационных данных рассчитывать точку встречи истребителя с целью при управлении группировкой фронтовой авиации с самолета А-100, который должен прийти на смену нынешнему самолету дальней радиолокации А-50. Система будет учитывать маневры цели, изменение высоты полета, преодоление ею определенных рубежей — границ государства, крайних рубежей применения оружия целью или против нее.  
 
В гражданской версии «Ванта» будет анализировать траекторию полета окружающих самолетов для избежания столкновения с ними. При этом система лишится специфических военных характеристик, например деления целей на «свой-чужой».
 
«Ванта» будет не только автоматически определять скорость и направление движения цели, но и показывать полный вектор, прогнозируя начало и конец маневра, подсказывая самую выгодную точку, в которой надо начать атаку (для военной версии) или маневр уклонения (для гражданской). 
 
Обновляться данные будут каждые 0,3 секунды, при обнаружении несанкционированных перемещений воздушных объектов они будут автоматически определяться как потенциальная угроза, оставляя оператору возможность окончательного выбора. 
 
Радиолокатор будет работать в четырех частотных режимах, которые будут все время меняться. Это необходимо для защиты системы от помех. Скорость целей, которые сможет зафиксировать «Ванта», — от 90 до 3,6 тыс. км/ч и более. 
 
Особое внимание при разработке уделяется эргономике — блок аппаратуры будет весить всего 20 кг, а габариты генератора сканирующих радиоволн и подсистемы определения информации составят 60×50×40 см. 
 
Главный редактор отраслевого журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский пояснил «Известиям», что такие характеристики являются оптимальными.
 
— Вполне хороший диапазон. 90 км/ч — это скорость вертолета, 3,6 тыс. км/ч — это примерная скорость тактической баллистической ракеты. Размеры аппаратуры уменьшаются благодаря современной элементной базе, таких огромных приборов, как на советских А-50, здесь уже не будет, — пояснил Мураховский.
 
В гражданском воплощении «Ванта» может стать альтернативой использующейся во всем мире системе TCAS II, которая также предупреждает об опасном сближении в воздухе и подсказывает траекторию, по которой можно уйти от столкновения.
 
— Без TCAS II ни одно гражданское судно в воздух не поднимется. Система дает команду пилоту, он просто выполняет — наверх или вниз. Это полностью автоматическая система, и пилот даже не должен думать — когда начинает думать, тогда начинаются проблемы. Даже если диспетчер ошибется, надо выполнять команду TCAS II, — сообщил источник, близкий к международной авиационной комиссии.
 
Как сообщил эксперт, отечественная военная авиация подобной системы не имеет, однако на экспорт российские истребители отправляются оснащенные TCAS II, за рубежом же ее устанавливают на все боевые самолеты.
 
— Наших военных это не волнует, наши «МиГи» системы предупреждения о столкновении не имеют, может быть, новые «Су» и оснащаются. Но опять же, их локатор определяет цель, а автоматики и подсказок нет. А военные самолеты летают в общем воздушном пространстве, — подчеркнул собеседник «Известий».
 
Гражданская версия «Ванты» по задумке Минпромторга может стать дополнением TCAS II, что подтверждается документацией. В ней указывается, что аппаратура должна «обеспечивать совместимость разрабатываемой аппаратуры с другими радиоэлектронными средствами гражданского и военного назначения» и «лучших образцов аналогичного типа (отечественных и зарубежных)».
 
Помимо совместимости с бортовым оборудованием, это касается и наземных стратегических радиолокаторов. Представитель одной из структур Росавиации сообщил, что любые российские гражданские системы управления полетами совместимы со средствам ПВО и в случае войны смогут помогать им в определении целей.
 
— Большая часть радионавигационной аппаратуры априори с момента разработки имеет двойное назначение. Они схожи и технологически, но с определенными нюансами. Просто у ПВО есть свои системы, при этом средства ПВО и радары аэропортов не пересекаются в работе и не мешают друг другу. Если понадобится, ее можно использовать для обнаружения беспилотников, ракет, — сообщил собеседник «Известий».



комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer