Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Военный радар убережет от столкновений гражданские авиалайнеры


22 ноября 2013 года Алексей Криворучек, Известия


Сверхточный военный радар дальнего обнаружения, создаваемый для самолета дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) А-100, проектируется с расчетом на установку в пассажирские самолеты для предотвращения столкновений в воздухе. Об этом говорится в техзадании на разработку радара под шифром «Ванта». Проектом занимается научно-исследовательский институт «Кулон».

По плану Минпромторга работа над опытным образцом «Ванты» завершится уже в декабре текущего года. Предварительные и летные испытания запланированы на следующий год.
 
Генеральный директор НИИ «Кулон» Владимир Максимов подтвердил «Известиям» факт разработки радара, но уклонился от комментариев, сославшись на требование заказчика. В Минпромторге подробностей проекта получить не удалось. 
 
Согласно документации, в военной версии «Ванта» будет на основе анализа собственных радиолокационных данных рассчитывать точку встречи истребителя с целью при управлении группировкой фронтовой авиации с самолета А-100, который должен прийти на смену нынешнему самолету дальней радиолокации А-50. Система будет учитывать маневры цели, изменение высоты полета, преодоление ею определенных рубежей — границ государства, крайних рубежей применения оружия целью или против нее.  
 
В гражданской версии «Ванта» будет анализировать траекторию полета окружающих самолетов для избежания столкновения с ними. При этом система лишится специфических военных характеристик, например деления целей на «свой-чужой».
 
«Ванта» будет не только автоматически определять скорость и направление движения цели, но и показывать полный вектор, прогнозируя начало и конец маневра, подсказывая самую выгодную точку, в которой надо начать атаку (для военной версии) или маневр уклонения (для гражданской). 
 
Обновляться данные будут каждые 0,3 секунды, при обнаружении несанкционированных перемещений воздушных объектов они будут автоматически определяться как потенциальная угроза, оставляя оператору возможность окончательного выбора. 
 
Радиолокатор будет работать в четырех частотных режимах, которые будут все время меняться. Это необходимо для защиты системы от помех. Скорость целей, которые сможет зафиксировать «Ванта», — от 90 до 3,6 тыс. км/ч и более. 
 
Особое внимание при разработке уделяется эргономике — блок аппаратуры будет весить всего 20 кг, а габариты генератора сканирующих радиоволн и подсистемы определения информации составят 60×50×40 см. 
 
Главный редактор отраслевого журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский пояснил «Известиям», что такие характеристики являются оптимальными.
 
— Вполне хороший диапазон. 90 км/ч — это скорость вертолета, 3,6 тыс. км/ч — это примерная скорость тактической баллистической ракеты. Размеры аппаратуры уменьшаются благодаря современной элементной базе, таких огромных приборов, как на советских А-50, здесь уже не будет, — пояснил Мураховский.
 
В гражданском воплощении «Ванта» может стать альтернативой использующейся во всем мире системе TCAS II, которая также предупреждает об опасном сближении в воздухе и подсказывает траекторию, по которой можно уйти от столкновения.
 
— Без TCAS II ни одно гражданское судно в воздух не поднимется. Система дает команду пилоту, он просто выполняет — наверх или вниз. Это полностью автоматическая система, и пилот даже не должен думать — когда начинает думать, тогда начинаются проблемы. Даже если диспетчер ошибется, надо выполнять команду TCAS II, — сообщил источник, близкий к международной авиационной комиссии.
 
Как сообщил эксперт, отечественная военная авиация подобной системы не имеет, однако на экспорт российские истребители отправляются оснащенные TCAS II, за рубежом же ее устанавливают на все боевые самолеты.
 
— Наших военных это не волнует, наши «МиГи» системы предупреждения о столкновении не имеют, может быть, новые «Су» и оснащаются. Но опять же, их локатор определяет цель, а автоматики и подсказок нет. А военные самолеты летают в общем воздушном пространстве, — подчеркнул собеседник «Известий».
 
Гражданская версия «Ванты» по задумке Минпромторга может стать дополнением TCAS II, что подтверждается документацией. В ней указывается, что аппаратура должна «обеспечивать совместимость разрабатываемой аппаратуры с другими радиоэлектронными средствами гражданского и военного назначения» и «лучших образцов аналогичного типа (отечественных и зарубежных)».
 
Помимо совместимости с бортовым оборудованием, это касается и наземных стратегических радиолокаторов. Представитель одной из структур Росавиации сообщил, что любые российские гражданские системы управления полетами совместимы со средствам ПВО и в случае войны смогут помогать им в определении целей.
 
— Большая часть радионавигационной аппаратуры априори с момента разработки имеет двойное назначение. Они схожи и технологически, но с определенными нюансами. Просто у ПВО есть свои системы, при этом средства ПВО и радары аэропортов не пересекаются в работе и не мешают друг другу. Если понадобится, ее можно использовать для обнаружения беспилотников, ракет, — сообщил собеседник «Известий».



комментарии (0):













Материалы рубрики

Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании



Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer