Есть проблемы и по металлургии. Сейчас действуют жесткие ограничительные пошлины на вывоз металлолома. Как только их снимут, сразу весь металлолом будет сдаваться за территорией страны. Тоже убыток. Но самый яркий пример по транспорту - сегодня весь транзит по железной дороге и автодорогам у нас ориентирован на страны Таможенного союза России, Белоруссии, Казахстана. Примерно 80 процентов грузов, которые везут через Украину, идут из Таможенного союза. Эти грузы могут пойти через другие страны.
Кроме того, в Украине целые отрасли промышленности ориентированы на Содружество независимых государств (СНГ), и их продукция никогда не пересечет границу Евросоюза из-за отсутствия спроса. И эти отрасли могут пострадать из-за того, что сбыт в СНГ с принятием Украины в Евросоюз может быть осложнен. Например, двигатели для вертолетов Ми (корпорация "Мотор Сич") нужны только российским вертолетам и больше никому. Также абсолютно не нужны никому в Европе самолеты Ан. Есть, конечно, и традиционные базовые экспортные отрасли, такие, например, как химия, металлургия. Они выгодны для ЕС, так как с точки зрения логистики Старый Свет получит дополнительную прибыль благодаря снятию ограничений на вывоз этой продукции к ним.
Под ударом окажется и сельское хозяйство - в Евросоюзе очень серьезные дотации в аграрный сектор, продукция ЕС будет более конкурентной, чем украинская. Если все европейское хлынет к нам, то будут проблемы сбыта у фермеров. Тем более что организовать похожий уровень дотаций наша экономика пока неспособна.Теперь о том, что касается уже не раз обсужденных требований МВФ о повышении коммунальных платежей для населения и заморозки зарплат. Они не идут в комплексе с переговорами о присоединении к Еврозоне. Требования МВФ касаются только условий для выдачи кредита в 15-17 миллиардов долларов, а это - предмет отдельного обсуждения. Но в принципе можно обозначить пять важнейших условий, выполнения которых Украине нужно добиться от Евросоюза, чтобы страна наша, в конце концов, не встала на колени, а была полноправным ассоциированным членом.
Первое - это четкое понимание и признание в Европе того факта, что Украина будет изыскивать возможности компенсаций потерь от возможных осложнений в сотрудничестве с Россией. Второе - переход на технические стандарты ЕС. Например, нам, чтобы перейти на них, нужно порядка 160 миллиардов евро в течение 7-10 лет. И эти средства изыскать внутри страны на данный момент, мягко говоря, непросто. Третье - нам уже обещают 16 миллионов евро технической помощи от ЕС в течение 3 лет. Надо выполнять данное обещание, но пока воз и ныне там. Четвертое - мы надеялись, что сотрудничество с МВФ будет более последовательным, страны ЕС могут повлиять на этот процесс, и мы бы тоже хотели добиться от них помощи в этом вопросе.
И, наконец, пятое. Все-таки мы надеемся, что сотрудничество с ЕС поможет избежать конфронтационных отношений с теми рынками сбыта, которые у нас уже есть. Именно поэтому считаю необходимым проведение трехсторонних переговоров Украина - Россия - Евросоюз, на которых мы могли бы снять все возникшие противоречия.
Мы также хотели бы выполнения определенных договоренностей, естественно, обоюдных, и при обсуждении участия Украины в Таможенном союзе в качестве наблюдателя. Изначально была позиция "3+1", где Украина обретала определенный статус. Плюс шли разговоры о присоединении нашей страны к отдельным секторальным соглашениям. Мы готовы участвовать в различных программах, готовы сертифицировать нашу продукцию, идущую в Таможенный союз, по его стандартам.
На данный момент, кстати, существует около 70 законодательных актов Таможенного союза, к которым мы можем присоединиться без ущерба для нашей экономики. Кроме того, Украина заинтересована в сохранении существующего сегодня объема экспорта в страны Таможенного союза. Те предприятия, которые работают, и технологические цепочки, рынки сбыта которых ориентированы только на страны Таможенного союза, должны работать. А та российская продукция, которая потреблялась в Украине, будет и дальше востребована. Так и будет развиваться наше дальнейшее сотрудничество.
Вместе с тем мы могли бы кое-что и предложить. Так, например, Украина может в случае успешной евроинтеграции стать посредником, связующим звеном между Таможенным союзом и Евросоюзом. Кроме этого, ассоциированное членство Украины в ЕС могло бы привлечь заинтересованных российских инвесторов в нашу экономику. Мы к этому тоже готовы.
Об авторе
Плотников Алексей Витальевич родился на Украине в Запорожье. 48 лет. Окончил Киевский институт народного хозяйства, экономист. Начинал карьеру ревизором-инспектором финансового управления Киевского горисполкома. Преподавал в Киевском институте народного хозяйства, был завотделом Института мировой экономики и международных отношений Национальной академии наук Украины.
Был народным депутатом Украины V и VI созывов от Партии регионов. Доктор экономических наук, профессор. Заслуженный экономист Украины. Член Партии регионов. Увлекается путешествиями.