Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Борьба с авианосцами США: возможности Китая и стратегия СССР


10 декабря 2013 года Василий Кашин, Голос России


Создание в короткие сроки потенциала для борьбы с авианосными ударными группами приобретает все более важное значение для Китая, учитывая его соперничество с США в регионе. Какая стратегия была разработана в СССР для противостояния американским авианосцам?

Советский флот довел свои противоавианосные возможности до определенной степени совершенства и вполне реально мог рассчитывать на уничтожение, по крайней мере, нескольких американских авианосных ударных групп. Ключевым компонентом советских противоавианосных сил были дивизии бомбардировщиков Ту-22М2 и Ту-22М3 с крылатыми ракетами X-22.

Эти самолеты представляли собой вершину развития советской морской ракетоносной авиации. Тем не менее, с точки зрения советского планирования, операция по уничтожению одной авианосной ударной группы требовала одновременного применения как минимум одной дивизии морской ракетоносной авиации. Она насчитывала в своем составе около 90 самолетов. Это намного больше, чем общее количество бомбардировщиков H-6 во всей авиации ВМС НОАК и сравнимо с их общим количеством в китайских вооруженных силах.

СССР учитывал необходимость ведения борьбы одновременно с шестью американскими авианосными ударными группами. Однако удалось сформировать лишь четыре дивизии морских бомбардировщиков-ракетоносцев, укомплектованные самолетами Ту—22 и Ту-16. Недостающие силы должна была предоставить Дальняя авиация ВВС СССР.

Потери ожидались очень высокие, даже в случае успешного применения дивизии. Предполагалось, что будет потеряно около половины ее состава; некоторые самолеты, например, осуществлявшие окончательную разведку цели и обеспечивавшие точное целеуказание ракетам, были обречены на гибель вместе со своими экипажами еще на этапе планирования удара.

Успех удара зависел от ряда факторов, прежде всего от получения надежных данных о местонахождении цели. Эти задачи решались при помощи самолетов-разведчиков Ту-95РЦ и спутниковой системы целеуказания "Легенда". Однако самолеты-разведчики были уязвимы, а спутниковая система работала недостаточно надежно. Поэтому в мирное время за каждой американской авианосной ударной группой следовал советский надводный боевой корабль (например, эскадренный миноносец), который вел за ним визуальное наблюдение и непрерывно передавал координаты противника. В случае начала боевых действий этот корабль до своего неминуемого уничтожения должен был успеть нанести авианосцу максимальный ущерб. Впрочем, на успех никто всерьез не рассчитывал. Главная функция такого корабля после передачи точных координат авианосца считалась исполненной.

Действия морской авианосной авиации предполагалось координировать с атаками авианосца ракетными крейсерами и атомными подводными лодками с тяжелыми крылатыми ракетами. В сумме это давало довольно высокую степень уверенности в преодолении системы обороны авианосца и его уничтожении. В то же время, и ракетные крейсера, и, особенно, атомные подводные лодки, также относились к крайне дорогостоящим типам вооружения. В целом, советские ассиметричные меры по борьбе с авианосцами суммарно едва ли были существенно дешевле самих авианосцев.

В то же время, важно понимать, что создание советских авианосцев и их доведение до американского уровня боеспособности потребовало бы десятилетий накопления опыта. Советская стратегия позволяла максимально опираться на технологии и кадры, уже имевшиеся в советском флоте и ВВС.

Китайские силы, предназначенные сдерживать потенциальное американское вмешательство в возможные конфликты в Азии, несмотря на некоторое сходство стратегий, мало похожи на советские. Китай не имеет ни ракетных крейсеров, ни атомных подводных лодок - носителей тяжелых сверхзвуковых крылатых ракет. Количество дальних бомбардировщиков-ракетоносцев, имеющихся в распоряжении китайского флота, незначительно.

Ударная сила китайской морской авиации во многом состоит из тактических истребителей и бомбардировщиков, оснащенных относительно легкими противокорабельными ракетами. Задачи этих сил, вероятно, ограничиваются первой цепью островов и водами вокруг Тайваня, что позволяет не строить огромный флот тяжелых бомбардировщиков. У Китая появился новый тип оружия — противокорабельные баллистические ракеты, но их реальные возможности пока остаются загадкой. Китайский флот также активно пополняется дизель-электрическими подводными лодками.

США направляют на противодействие китайской стратегии значительные ресурсы. Одним из результатов будет рост возможностей систем ПВО американских корабельных соединений. В качестве эффективной стратегии противодействия КНР также рассматривается блокада стратегических морских коммуникаций. Доведение противоавианосных сил КНР до советских масштабов будет крайне затратно и, вероятно, не позволит развивать собственный авианосный флот. Ставка на единственную систему — противокорабельные баллистические ракеты, как на решение всех проблем, слишком опасна. Вероятно, на определенном этапе китайскому флоту придется делать стратегический выбор пути развития, чтобы не попасть в ловушку, в которую попал советский флот.

 




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании



Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer