Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Опознавательная зона ПВО: что скрывается за настойчивостью Китая?


11 декабря 2013 года Сигэо Накамура, "Asahi Shimbun", Япония


Эффект установления Китаем опознавательной зоны противовоздушной обороны разошелся по всей Северо-Восточной Азии большими кругами. Даже с точки зрения международных норм действия Китая вызывают сомнения и вопросы. В обычном понимании установление зоны ПВО подразумевает предварительные переговоры с соседями. Право на опознавательную зону изначально должно восприниматься как право на перехват и сопровождение самолетов на территории, не относящейся к воздушной зоне страны, только в случае невозможности подтверждения их данных.

Почему опознавательная зона ПВО стала такой обсуждаемой темой?

Если следовать обывательскому взгляду, то последнее одностороннее заявление Китая было неожиданным, даже если учитывать его постоянные провокации. На этот раз свое недовольство и удивление выразила не только Япония, но и Южная Корея. Так как Китай без предупреждения включил в свою опознавательную зону ПВО и южнокорейский остров Иодо на юго-западе Корейского полуострова, Республика Корея потребовала пересмотра, на что Китай ответил отказом. После всех заявлений правительства Пак о золотой поре отношений с правительством Си Цзиньпина Южная Корея была неприятно удивлена, а южнокорейские СМИ начали настороженно писать о Китае, характеризуя ситуацию как «нож в спину» и отмечая, что «Китаю слишком доверились».

С другой стороны, американские самолеты тут же появились в недавно провозглашенной зоне ПВО, а сразу за ними последовали самолеты сил самообороны и береговой охраны Японии. После этого никаких неприятностей не произошло, поэтому среди стран распространилось мнение, что «уступать и признавать односторонне установленную опознавательную зону не нужно».

Китайское правительство переместилось в положение «потерявшей лицо» стороны, но даже в этом случае Китай не сдаст своих жестких позиций.

По информации Тайваня, 26, 27 и 29 ноября Китай поднимал свои самолеты на перехват истребителей сил самообороны Японии и американских ВВС. С другой стороны Министерство обороны не предоставляет подробностей по этому вопросу, поэтому ситуация так и осталась непонятной.

Недовольство масс, самостоятельные действия армии и честь правительства

Не до конца ясно, как ситуация будет развиваться дальше. Остается только надеяться, что дело ограничится только опасными действиями. Однако нужно думать о причинах того, почему такие события повторяются.

Начну с причины, которую нужно привести в первую очередь. Это недовольство народных масс. Китайское правительство нуждается в раздувании внешней опасности, чтобы отвлечь и направить это недовольство в сферу за пределами страны. На данный момент правительству Си Цзиньпина едва удается контролировать армию, но предполагается, что самолеты-перехватчики (если допустить, что перехват действительно произошел) были направлены по решению командиров НОА на местах.

Вторая причина как раз и заключается в произвольных действиях армейских начальников на местах. В китайской армии было уже довольно много случаев самовольных решений на местах, поэтому вполне возможно, что они будут повторяться и в дальнейшем.

Третья причина заключается в необходимости «сохранять лицо» лидеров КПК. Чрезвычайная озабоченность имиджем партии в том числе привела к эскалации конфликта. Иными словами, упадок лидерских качеств плохо отражается на состоянии народных масс, поэтому действия идут по нарастающей.

Бросив камень в воду, Китай наблюдает за реакцией, чтобы принять следующее решение

Однако в последней цепочке действий правительство Обамы отреагировало очень оперативно, и, в частности, полет в воздушной зоне над островами Сэнкаку, объявленной Китаем своей зоной ПВО, имеет огромное значение. Вполне вероятно, что Китай не ожидал такого ответа США. А он означал следующее: «Острова Сенкаку входят в предмет договора по безопасности между США и Японией». Таким образом Америка дала понять, что если Китай самовольно изменит зоны обороны в этом регионе, то она молчать не будет.

Почему Китай пошел на такой шаг? Чтобы узнать ответ на этот вопрос, необходимо понимание характерного для Китая образа мышления. Это мышление является традиционным для Китая и передается с древних времен.

Китаец бросает камень в спокойный пруд, отчего на поверхности воды появляются круги. Затем он, затаив дыхание, следит за реакцией и готов принять самые отчаянные меры борьбы. Это традиционный китайский подход.

Это древнее мышление послужило основой для идеи Дэна Сяопина о «сокрытии своих возможностей до более подходящего момента». Дословный смысл использованного им выражения состоит в том, чтобы «прятать свет и скрывать развитие», и его можно связать с японским высказыванием о том, что «умелый сокол прячет когти».

Сегодняшний набравшийся сил Китай шагнул вперед от идеи Дэна Сяопина и мыслит следующим образом: «Бросить камень, посмотреть за реакцией и усилить превосходство». Этой меткой точки зрения придерживается один из моих близких друзей, наблюдающий за Китаем.

Недовольство никак не успокаивающихся народных масс

Это с одной стороны, а с другой в самом Китае постепенно усиливается критика по отношению к существующей однопартийной системе.

Нужно признать и факт того, что за последние два-три года количество демонстраций резко увеличилось. Как бы правительство ни старалось их подавить, они распространяются, как лесной пожар, недовольство народа выходит наружу. Во время антияпонской демонстрации перед японским посольством в 2010 году по островам Сенкаку недовольство народа переметнулось в направлении самой КПК. Еще свежи воспоминания о поспешном разгоне студенческой демонстрации правительством.

Изначально проблема заключается  в том, что желания китайского народа и желания КПК не совпадают. Возможно, японцам действия Китая кажутся едиными, однако на самом деле в стране существуют прямо противоположные мнения. Сейчас нужно «фильтровать» реакцию китайского общественного мнения, которая всплывает на поверхность, и обращать внимание на отдельные высказывания.

Контроль за интернетом и открытость

Здесь я хотел бы рассказать о том, что происходит в Китае с интернетом, который сейчас является инструментом формирования общественного мнения. Наверное, многие читатели думают так: «Интернет в Китае контролируется государством, поэтому все социальные сети тоже, конечно, находятся под наблюдением». Это так: в Китае не работают Facebook, Twitter, YouTube, Google – все то, что связывает с внешним миром.

Однако на самом деле молодежь знает способы обхода запретов и покупает на черном рынке примерно за 100 юаней (1500 иен) программы, через которые к этим сайтам можно получить доступ. Вот почему пекинские и шанхайские студенты так хорошо разбираются в том, что происходит за рубежом. Если государство не может эффективно контролировать интернет, то нет ничего удивительного в том, что учащаются протесты под руководством антиправительственных активистов, как во время жасминовых революций в Северной Африке, которые выросли из интернета.

Правительство Китая всегда ограничивало свободную деятельность Google, но теперь уже не справляется с трендами мирового интернет сообщества. Нет уже тех крепких пут, какие были раньше. С получивших разрешения интернет-медиа (We Chat и другие) были сняты запреты, и стало ясно, что теперь уже невозможно игнорировать существование интернет-сообщества. Оно будет постепенно становиться все более открытым.

Контроль при помощи «белого террора»

Как я писал раньше, правительство Си Цзиньпина продолжает аресты продажных чиновников, что превращается в способ снижения уровня недовольства народных масс. В результате практически каждый день происходят аресты бюрократов, и в сегодняшнем Китае распространяется атмосфера определенной политики запугивания, возникает искаженная структура власти.

Если говорить более подробно, то были усилены секретная полиция и контроль за интернет-сообществом. В последнее время практически ежедневно происходят аресты групп и отдельных лиц, которые освещали проблемы общества в интернете. «Они пускали абсолютно безосновательные слухи в интернете», – по такому обвинению происходят аресты, а само явление получило в Китае название «белого террора».

Вероятно, такая политика запугивания будет распространяться и дальше, гайки будут закручены сильнее, а контроль за формированием общественного мнения в интернете станет повсеместным.

Но как далеко в итоге можно зайти в ужесточении правил интернета? Будут ли и дальше продолжаться «разоблачения» в интернете, который невозможно полностью ограничить? Что произойдет в дальнейшем? Может быть, на самом деле напряжение от «одностороннего провозглашения опознавательной зоны ПВО» усиливается внутри самого Китая?

Перевод InoSmi




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer