Как рассказал Александр Кахидзе, прокладка новых путей позволит «аэроэкспрессам» ходить чаще. Сейчас в «Шереметьево» и «Домодедово» они ездят раз в 30 минут, а во «Внуково» - раз в час с несколькими перерывами.
- Возможен вариант, при котором интервал движения в сторону «Внуково» будет 30 минут, - сказал Александр Кахидзе. – Мы будем стремиться к 15–минутному интервалу на всех трех направлениях. Какой вариант будет выбран, зависит от того, сколько денег в итоге будет вложено и какие именно мероприятия проведены.
Строить новые пути планируется в том числе и потому, что потоки пассажиров, проходящие через московский авиационный узел, должны существенно увеличиться. К примеру, «Шереметьево», как писали «Известия», стремится к 2015 году увеличить пассажиропоток до 35 млн человек в год, а к 2030 – до 64 млн человек в год.
По словам Александра Кахидзе, только «аэроэкспрессам» новые пути не отдадут.
- Как организовать движение, будет решать перевозчик, - сказал он. – Возможно, по боковым путям он пустит пригородные поезда, а по центральным – скоростные, включая «аэроэкспрессы». Это вполне логичная формула. Самое главное, чтобы количество обычных электричек только увеличивалось.
На реализацию проектов пойдет часть тех 236 млрд рублей, которые были выделены в начале 2013 года на модернизацию московского железнодорожного узла. Тогда было заключено трехстороннее соглашение, деньги дали федеральные и московские власти и «РЖД». Вопрос о том, кто будет оплачивать недостающую сумму, пока остается открытым.
- Если пути в «Шереметьево» пойдут от Белорусского вокзала, это будет стоить примерно 40 млрд рублей, - сказал Александр Кахидзе. - 18-19 млрд будут «взяты» из тех денег, что выделены в рамках трехстороннего соглашения. Кто и в каком объеме оплатит остальное, сейчас решается.
По словам Кахидзе, не исключено, что деньги в строительство путей придется вкладывать и ОАО «Аэроэкспресс».
Окончательно не определена пока ни одна смета. Стоимость работ на Киевском направлении, к примеру, может вырасти на треть.
- В каждом случае нужно смотреть, сколько задач будет решено, - сказал Александр Кахидзе. – Можно улучшить ситуацию для авиапассажиров, для пригорода и для скоростного сообщения. Если будут решены все три задачи, то пути во «Внуково» могут стоить 68 млрд, хотя РЖД в последний раз озвучило цифру в 113 млрд.
Сейчас проектировочные работы ведутся только по путям в «Домодедово», по остальным направлениям они еще не начались.
По словам эксперта общественной организации «Город и транспорт» Владимира Свириденкова, сейчас в московском железнодорожном узле наблюдается конфликт интересов авиапассажиров и жителей пригорода, которые пользуются обычными электричками.
- Пассажиров пригородных электричек гораздо больше, но они вынуждены терять время, потому что их поезд останавливается на продолжительное время, чтобы пропустить «аэроэкпрсесс», - сказал Владимир Свириденков.
По мнению эксперта, конфликт можно решить двумя способами – построить дополнительные пути или превратить «аэроэкпрессы» в поезда, которые останавливаются на всех станциях. При этом второй способ, безусловно, окажется дешевле.
- В мире есть огромное огромное количество примеров успешной организации железнодорожного сообщения с аэропортами, когда оно не является скоростным и выделенным, - сказал Владимир Свириденков. - Это обычные электропоезда, которые следуют по пригородному маршруту с заходом в аэропорт. Такая бизнес-модель позволила бы пустить «аэроэкспрессы» с интервалом порядка 10 минут. Обычным пассажирам не пришлось бы испытывали неудобств, а для авиапассажиров, желающих проехаться в комфортных условиях, можно было бы выделить один, два или три специальных вагона.
Эксперт добавил, что строительство новых путей позволит чаще пускать не только «аэроэкспрессы», но и обычные электрички.
- Это огромный ресурс пропускной способности, - сказал он. – На тех направлениях, где сейчас допустимый интервал минимум 6 минут, после модернизации поезда смогут ходить с интервалом 4-5 минут.
Дополнительные пути должны быть также проложены практически по всем радиальным направлениям московского железнодорожного узла, включая Ярославское, Казанское, Курское.