Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Россия восстанавливает радарное поле


15 декабря 2013 года Илья Крамник, Голос России


Новейшая радиолокационная станция (РЛС) "Контейнер", построенная возле города Ковылкино в Мордовии, приведена в боевую готовность. Установка позволит российским силам воздушно-космической обороны обнаруживать на западном направлении перемещение практически любых летательных аппаратов и фиксировать пуски крылатых ракет на расстоянии до трех тысяч километров.

Знание - залог спокойствия

Сплошное радиолокационное поле на ключевых направлениях - это залог надежной противовоздушной обороны. Но распад СССР привел к тому, что в этом поле образовались заметные "бреши". Во-первых, многие объекты противовоздушной обороны (ПВО) и системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) оказались за пределами российских границ. Во-вторых, объекты, которые остались на территории страны или, будучи за рубежом, остались под контролем России, - постепенно устарели. Тем временем бывшие восточноевропейские союзники СССР стали членами НАТО. Все вместе это означало критическую угрозу для безопасности страны, поскольку именно контроль воздушного пространства стал определяющим фактором современной войны, даже не смотря на то, что политически вероятность конфликта на западном направлении стала значительно меньше, чем 30 лет назад.

Развернутый в Мордовии "Контейнер" стал первой РЛС из числа загоризонтных радаров нового поколения. Наряду со станциями "Воронеж" системы СПРН, он должен восстановить российское радиолокационное поле.

Физика и география

Дальность действия классических радиолокационных станций у поверхности земли ограничена горизонтом. Радиолуч распространяется по прямой. Он не способен обогнуть земную поверхность. Поэтому низколетящие объекты за пределами горизонта могут скрыться от наблюдения. Причем чем дальше расстояние от станции, тем больше мертвая зона, которую не способен контролировать радар.

Разработка загоризонтных радаров (ЗГРЛС) началась ещё в 40-е годы. Первоначально ставка делалась на длинные волны, способные огибать поверхность земли. Однако для этих диапазонов требовались циклопических размеров антенны и огромные мощности (они весьма велики и для коротковолновых ЗГРЛС). Это привело к тому, что данное направление признали бесперспективным.

Тогда инженеры сделали ставку на короткие волны. Они распространяются в атмосфере Земли на расстояние, которое зависит только от мощности передатчика, многократно отражаясь от ионосферы. Этот принцип давно и успешно применяется в дальней и сверхдальней радиосвязи, однако точное обнаружение объектов в атмосфере с помощью коротких волн долгое время считалось невозможным.

Первым советским радаром этого класса стала станция 5Н32 "Дуга". Три радара были развернуты в 80-х годах: в России возле Комсомольска-на-Амуре и на Украине - близ Чернобыля и Николаева. Станции признали весьма перспективными, однако сначала чернобыльская катастрофа, вынудившая эвакуировать окрестности, а затем и распад СССР остановили эксплуатацию этих сооружений.

Уже в 90-е годы в эксплуатацию поступили две новые станции, которые разработал Научно-производственный комплекс "Научно-исследовательский институт дальней радиосвязи"" (ОАО "НПК "НИИДАР") - "Телец" и "Волна". После этого, в начале 2000-х - "Подсолнух" и "Лагуна". Эти РЛС, построенные на побережье, использовались для контроля надводной и воздушной обстановки в пределах 200-мильной экономической зоны. Они работают по принципу "поверхностного луча", используя способность радиоволн короткого диапазона распространяться за горизонт за счет дифракции вдоль морской поверхности. Тогда же, в 90-х, начались работы над новым радаром, которому суждено было превратиться в объект 29Б6 "Контейнер".

По имеющимся данным, станция может обнаруживать цели на расстоянии более 3000 километров и на высоте до 100 километров. При этом станция способна с высокой точностью определять координаты обнаруженного объекта. Кроме того, "Контейнер" имеет сектор обзора шириной 180° - это позволяет уменьшить количество станций для кругового наблюдения и одновременно повысить плотность радиолокационного поля за счет взаимного перекрытия поля обнаружения.

Существенным достоинством станции являются ее экономические характеристики: радар монтируется из готовых заводских модулей, что резко упрощает и снижает стоимость его строительства.

Комплекс в Мордовии состоит из большого количества вышек с размещенными на них антеннами, а также нескольких модулей с аппаратурой для обработки сигналов. Необходимо отметить, что рядом с городом Ковылкино размещается лишь приемный комплекс. Передатчик РЛС 29Б6 находится примерно в трех сотнях километров от него, в Нижегородской области, недалеко от города Городец.

Вторую станцию "Контейнер" построят на Дальнем Востоке. Всего же до 2020 года планируется ввести в эксплуатацию, по разным данным, до шести таких РЛС. В сочетании с радарами "Воронеж" они обеспечат полное покрытие периметра российских границ. Это позволит обнаруживать как пуски баллистических ракет, так и полеты авиации, включая и самолеты, и беспилотные летательные аппараты (БПЛА), и крылатые ракеты, в том числе малозаметные.



 




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC7Z7K
Рекомендуем: http://courier.youdo.com/food-delivery/torty/, ссылка на описание.
Услуги курьера: http://courier.youdo.com/gifts-delivery/, подробнее >>
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer