Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Российский космос: в поисках целеполагания


18 декабря 2013 года Илья Крамник, Голос России


В Москве состоялось очередное заседание Экспертного совета председателя Военно-промышленной комиссии РФ. Форум под председательством Дмитрия Рогозина был посвящен проблемам организации ракетно-космической деятельности в России, при этом присутствовавшие эксперты, ведущие специалисты отрасли, давали зачастую нелицеприятные оценки происходящего

Россия на орбите: извозчик или игрок?

В своей речи Дмитрий Рогозин отметил основные проблемы российской космонавтики, которая на сегодня, очевидно, утратила лидирующее положение. Потеря инфраструктуры, кадров и прекращение ряда ключевых НИОКР привели к тому, что роль России в космосе в 2000-2010 годах свелась к позиции «извозчика» - все большую долю российских космических запусков (число которых сократилось до 20-30 в год) занимал вывод на орбиту иностранных спутников.

Деградация отрасли сопровождалась падением надежности даже отработанных систем, резким ростом сроков разработки новых образцов и регулярными провалами сложных миссий типа «Фобос-Грунт». Некоторую часть системы удалось уберечь от развала – прежде всего это касается спутниковой связи и ГЛОНАСС, которые удалось сохранить. А в случае с ГЛОНАСС – добиться развертывания штатной группировки, прежде всего, благодаря наличию четко определенных потребностей в данных системах и целей развития. Сохранилась и пилотируемая космонавтика – не в последнюю очередь за счет финансирования со стороны НАСА программы МКС, международной космической станции.

 Подобной определенности не хватало в большей части других категорий, и в итоге доля России на мировом рынке космических услуг в денежном выражении сократилась до 3 % (общая сумма составляет 180 миллиардов долларов). При этом Россия по-прежнему обеспечивает большую часть запусков ракет-носителей, но в условиях появления новых РН в США и у других участников гонки этот сектор, и без того не самый доходный и наукоемкий, неизбежно будет сокращаться.

Восстановление роли России как игрока на рынке требует адекватной оценки создавшегося положения и использования имеющихся козырей. В частности, Дмитрий Рогозин особо отметил роль ГЛОНАСС как одного из возможных секторов масштабной коммерциализации российской космической деятельности. При этом создание инфраструктуры ГЛОНАСС может и должно стать локомотивом для российской электронной промышленности – поручение, в соответствии с которым приемники сигнала ГЛОНАСС должны собираться на отечественной компонентной базе, уже подписано.

Отказ от фантазий

Кризис целеполагания привел к тому, что на протяжении многих лет стратегическое планирование развития космической деятельности практически не велось. Многочисленные благие пожелания оставались на бумаге, а в качестве целей выдвигались различные амбициозные проекты без практического обоснования – от полета на Луну до марсианской экспедиции. При этом соответствующие НИОКР, пусть и проводившиеся в сравнительно малых масштабах, все равно требовали средств и времени.

Практически единодушное мнение участников совета сводится к тому, что залогом успеха космической программы России является отказ от фантазий и переход к решению реальных задач, обеспечивающих прежде всего восстановление утраченного ранее потенциала. Это касается разработки нового поколения спутников с углублением локализации производства элементной базы (сегодня в основном импортной) и разработки перспективных средств выведения с улучшенными ТТХ и расширенными возможностями по выводу на орбиты различных параметров.

 Это необходимый фундамент как для развития околоземной космической инфраструктуры, обеспечивающей безопасность страны и развитие экономики, так и для дальнейшего продвижения в дальний космос, где играют роль уже соображения престижа и научные задачи. При этом от амбициозных целей типа новой лунной экспедиции или полета на Марс никто не отказывается – но не они должны сегодня определять перспективы развития отрасли, которой сначала нужно «прийти в себя».

Первостепенной задачей в этих условиях становится доводка давно разрабатываемой ракеты-носителя «Ангара», что позволит повысить экономическую эффективность вывода на орбиту и совершенствование предприятий, производящих спутники. При этом вполне возможно сокращение их числа. Ситуация, когда фирма производит 1-2 аппарата в год, абсолютно неприемлема как с экономической, так и с управленческой точки зрения, учитывая необходимость унификации платформ и систем управления.

 Успех на этом направлении может если не вернуть России лидерство в космосе, то значительно укрепить позиции страны в этом сегменте. Цена неудачи же может оказаться слишком высокой, чтобы ее допускать.



 




комментарии (0):













Материалы рубрики

Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun



Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBji3f
Перевозка грузов: http://perevozki.youdo.com/city/dlv/vden/, лучшие цены по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer