Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Российский космос: в поисках целеполагания


18 декабря 2013 года Илья Крамник, Голос России


В Москве состоялось очередное заседание Экспертного совета председателя Военно-промышленной комиссии РФ. Форум под председательством Дмитрия Рогозина был посвящен проблемам организации ракетно-космической деятельности в России, при этом присутствовавшие эксперты, ведущие специалисты отрасли, давали зачастую нелицеприятные оценки происходящего

Россия на орбите: извозчик или игрок?

В своей речи Дмитрий Рогозин отметил основные проблемы российской космонавтики, которая на сегодня, очевидно, утратила лидирующее положение. Потеря инфраструктуры, кадров и прекращение ряда ключевых НИОКР привели к тому, что роль России в космосе в 2000-2010 годах свелась к позиции «извозчика» - все большую долю российских космических запусков (число которых сократилось до 20-30 в год) занимал вывод на орбиту иностранных спутников.

Деградация отрасли сопровождалась падением надежности даже отработанных систем, резким ростом сроков разработки новых образцов и регулярными провалами сложных миссий типа «Фобос-Грунт». Некоторую часть системы удалось уберечь от развала – прежде всего это касается спутниковой связи и ГЛОНАСС, которые удалось сохранить. А в случае с ГЛОНАСС – добиться развертывания штатной группировки, прежде всего, благодаря наличию четко определенных потребностей в данных системах и целей развития. Сохранилась и пилотируемая космонавтика – не в последнюю очередь за счет финансирования со стороны НАСА программы МКС, международной космической станции.

 Подобной определенности не хватало в большей части других категорий, и в итоге доля России на мировом рынке космических услуг в денежном выражении сократилась до 3 % (общая сумма составляет 180 миллиардов долларов). При этом Россия по-прежнему обеспечивает большую часть запусков ракет-носителей, но в условиях появления новых РН в США и у других участников гонки этот сектор, и без того не самый доходный и наукоемкий, неизбежно будет сокращаться.

Восстановление роли России как игрока на рынке требует адекватной оценки создавшегося положения и использования имеющихся козырей. В частности, Дмитрий Рогозин особо отметил роль ГЛОНАСС как одного из возможных секторов масштабной коммерциализации российской космической деятельности. При этом создание инфраструктуры ГЛОНАСС может и должно стать локомотивом для российской электронной промышленности – поручение, в соответствии с которым приемники сигнала ГЛОНАСС должны собираться на отечественной компонентной базе, уже подписано.

Отказ от фантазий

Кризис целеполагания привел к тому, что на протяжении многих лет стратегическое планирование развития космической деятельности практически не велось. Многочисленные благие пожелания оставались на бумаге, а в качестве целей выдвигались различные амбициозные проекты без практического обоснования – от полета на Луну до марсианской экспедиции. При этом соответствующие НИОКР, пусть и проводившиеся в сравнительно малых масштабах, все равно требовали средств и времени.

Практически единодушное мнение участников совета сводится к тому, что залогом успеха космической программы России является отказ от фантазий и переход к решению реальных задач, обеспечивающих прежде всего восстановление утраченного ранее потенциала. Это касается разработки нового поколения спутников с углублением локализации производства элементной базы (сегодня в основном импортной) и разработки перспективных средств выведения с улучшенными ТТХ и расширенными возможностями по выводу на орбиты различных параметров.

 Это необходимый фундамент как для развития околоземной космической инфраструктуры, обеспечивающей безопасность страны и развитие экономики, так и для дальнейшего продвижения в дальний космос, где играют роль уже соображения престижа и научные задачи. При этом от амбициозных целей типа новой лунной экспедиции или полета на Марс никто не отказывается – но не они должны сегодня определять перспективы развития отрасли, которой сначала нужно «прийти в себя».

Первостепенной задачей в этих условиях становится доводка давно разрабатываемой ракеты-носителя «Ангара», что позволит повысить экономическую эффективность вывода на орбиту и совершенствование предприятий, производящих спутники. При этом вполне возможно сокращение их числа. Ситуация, когда фирма производит 1-2 аппарата в год, абсолютно неприемлема как с экономической, так и с управленческой точки зрения, учитывая необходимость унификации платформ и систем управления.

 Успех на этом направлении может если не вернуть России лидерство в космосе, то значительно укрепить позиции страны в этом сегменте. Цена неудачи же может оказаться слишком высокой, чтобы ее допускать.



 




комментарии (0):













Материалы рубрики

Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд



Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBji3f
Перевозка грузов: http://perevozki.youdo.com/city/dlv/vden/, лучшие цены по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer