Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Российский космос: в поисках целеполагания


18 декабря 2013 года Илья Крамник, Голос России


В Москве состоялось очередное заседание Экспертного совета председателя Военно-промышленной комиссии РФ. Форум под председательством Дмитрия Рогозина был посвящен проблемам организации ракетно-космической деятельности в России, при этом присутствовавшие эксперты, ведущие специалисты отрасли, давали зачастую нелицеприятные оценки происходящего

Россия на орбите: извозчик или игрок?

В своей речи Дмитрий Рогозин отметил основные проблемы российской космонавтики, которая на сегодня, очевидно, утратила лидирующее положение. Потеря инфраструктуры, кадров и прекращение ряда ключевых НИОКР привели к тому, что роль России в космосе в 2000-2010 годах свелась к позиции «извозчика» - все большую долю российских космических запусков (число которых сократилось до 20-30 в год) занимал вывод на орбиту иностранных спутников.

Деградация отрасли сопровождалась падением надежности даже отработанных систем, резким ростом сроков разработки новых образцов и регулярными провалами сложных миссий типа «Фобос-Грунт». Некоторую часть системы удалось уберечь от развала – прежде всего это касается спутниковой связи и ГЛОНАСС, которые удалось сохранить. А в случае с ГЛОНАСС – добиться развертывания штатной группировки, прежде всего, благодаря наличию четко определенных потребностей в данных системах и целей развития. Сохранилась и пилотируемая космонавтика – не в последнюю очередь за счет финансирования со стороны НАСА программы МКС, международной космической станции.

 Подобной определенности не хватало в большей части других категорий, и в итоге доля России на мировом рынке космических услуг в денежном выражении сократилась до 3 % (общая сумма составляет 180 миллиардов долларов). При этом Россия по-прежнему обеспечивает большую часть запусков ракет-носителей, но в условиях появления новых РН в США и у других участников гонки этот сектор, и без того не самый доходный и наукоемкий, неизбежно будет сокращаться.

Восстановление роли России как игрока на рынке требует адекватной оценки создавшегося положения и использования имеющихся козырей. В частности, Дмитрий Рогозин особо отметил роль ГЛОНАСС как одного из возможных секторов масштабной коммерциализации российской космической деятельности. При этом создание инфраструктуры ГЛОНАСС может и должно стать локомотивом для российской электронной промышленности – поручение, в соответствии с которым приемники сигнала ГЛОНАСС должны собираться на отечественной компонентной базе, уже подписано.

Отказ от фантазий

Кризис целеполагания привел к тому, что на протяжении многих лет стратегическое планирование развития космической деятельности практически не велось. Многочисленные благие пожелания оставались на бумаге, а в качестве целей выдвигались различные амбициозные проекты без практического обоснования – от полета на Луну до марсианской экспедиции. При этом соответствующие НИОКР, пусть и проводившиеся в сравнительно малых масштабах, все равно требовали средств и времени.

Практически единодушное мнение участников совета сводится к тому, что залогом успеха космической программы России является отказ от фантазий и переход к решению реальных задач, обеспечивающих прежде всего восстановление утраченного ранее потенциала. Это касается разработки нового поколения спутников с углублением локализации производства элементной базы (сегодня в основном импортной) и разработки перспективных средств выведения с улучшенными ТТХ и расширенными возможностями по выводу на орбиты различных параметров.

 Это необходимый фундамент как для развития околоземной космической инфраструктуры, обеспечивающей безопасность страны и развитие экономики, так и для дальнейшего продвижения в дальний космос, где играют роль уже соображения престижа и научные задачи. При этом от амбициозных целей типа новой лунной экспедиции или полета на Марс никто не отказывается – но не они должны сегодня определять перспективы развития отрасли, которой сначала нужно «прийти в себя».

Первостепенной задачей в этих условиях становится доводка давно разрабатываемой ракеты-носителя «Ангара», что позволит повысить экономическую эффективность вывода на орбиту и совершенствование предприятий, производящих спутники. При этом вполне возможно сокращение их числа. Ситуация, когда фирма производит 1-2 аппарата в год, абсолютно неприемлема как с экономической, так и с управленческой точки зрения, учитывая необходимость унификации платформ и систем управления.

 Успех на этом направлении может если не вернуть России лидерство в космосе, то значительно укрепить позиции страны в этом сегменте. Цена неудачи же может оказаться слишком высокой, чтобы ее допускать.



 




комментарии (0):









Материалы рубрики

Ольга Никитина
КоммерсантЪ
"Победа" нарастит перевозки на 50% в 2021 году
Сергей Калашников
КоммрсантЪ - Воронеж
Пилоты жалуются на керосин

Перископ
Топ-30 аэропортов экс-СССР, плюс топ-20 Европы
Наталья Скорлыгина
КоммерсантЪ
Авиаотрасль движется к признанию прививок
Иван Дмитриенко
Профиль
Набор высоты: какие самолеты представит российский авиапром в новом десятилетии
Иван Дмитриенко
Профиль
А нам летать охота: возможно ли развитие российского авиастроения в эпоху санкций

74.RU
Челябинску подыскали еще одну авиакомпанию с парком "Суперджетов"
Максим Талавринов
Известия
Ход иском: ВЭБ.РФ нашел претендента на покупку долгов Utair



Яна Рождественская
КоммерсантЪ
NASA пороется на Марсе
Антон Лавров, Алексей Рамм
Известия
"Охотник" в пятом поколении: Су-57 и дроны станут использовать вместе
Александр Суков
Деловая столица (Украина) (ИноСМИ)
"Никогда. Не при мне". Как Китай накажет Украину и Зеленского за Мотор Сич
Олег Мухин
КоммерсантЪ - Воронеж
Полоса перечеркнула финансы
Ирина Лобанова
КоммерсантЪ - Воронеж
Аэропорт приблизил застройку

КоммерсантЪ-FM
Биометрия присматривается к аэропортам
Вера Костамо
ТАСС
Немалая авиация. От уникальных спасательных операций до посадки вертолета в огород
Владислав Скобелев, Роман Кирьянов, Тимофей Дзядко
РБК
Минтранс предложил массово внедрять биометрию в аэропортах
Роман Кряжев
КоммерсантЪ - Нижний Новгород
МиГ между прошлым и будущим

South China Morning Post (в переводе ИноСМИ)
South China Morning Post (Гонконг): планы Китая усовершенствовать свою авиационную отрасль пошатнулись из-за санкций, введенных Украиной
Анна Романова
Фонтанка
Миллиарды с отдачей. Почему дороги, трамвайные линии и аэропорты строят и будут строить с привлечением инвесторов
Юлия Жданова
КоммерсантЪ FM
NASA обоснуется на лунной орбите
Наталья Пономарева
Интерфакс
Улететь по спеццене
Евгений Окладников
Forbes
Коронавирус в пролете: что принесла пандемия российской бизнес-авиации
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полет в пандемию
Светлана Самсонова
РИА Новости
Родные погибших при крушении рейса Москва-Орск вспоминают день трагедии
Алексей Латышев, Елизавета Комарова
RT
"Родоначальник целого семейства силовых установок": как двигатель ПД-14 может повлиять на развитие российской авиации
Дмитрий Хазанов
ТАСС
Олег Антонов — отец советской военно-транспортной авиации
Никита Зайков
Российская газета
Разбег в будущее

Интерфакс
Бурятия рассчитывает принять в рамках зимней чартерной программы почти 2,5 тысячи туристов
Леонид Микуляк
Lenta.ru
"Флот оказался обезглавленным"
Степан Костецкий
Lenta.ru
Крушение гиганта
Евгения Коляда
КоммерсантЪ
S7 просит продлить поддержку авиаотрасли
Сергей Гурьянов
Известия
Через запад на восток: в России расширили программу льготных авиаперевозок
Евгений Гайва
Российская газета
На близкой дистанции
Наталья Граф
Российская газета
Ангел с небес
Александр Филимоненко
Российская газета
Дальний стал ближе
Александр Степанов
Российская газета
С прицелом на контракт
Андрей Коц
РИА Новости
"Эффективней управляемых ракет": чем вооружают российскую боевую авиацию
Светлана Белова
КоммерсантЪ - FM
Экипаж космических туристов возглавит миллиардер
Максим Талавринов
Известия
Долгие поводы: в 2021-м авиакомпании рискуют не получить десятки Boeing
Марина Коваленко
КоммерсантЪ
Украина борется с утечкой моторов
Эльнар Байназаров
Известия
Ход винта: Индия рассчитывает на поставку МиГ-29 и Су-30 до конца года
Андрей Фролов
Известия
Продай оружие: каковы перспективы российской продукции на рынке Индии
Александр Тимохин
Взгляд
Задачи МиГ-41 мог бы решить совсем другой самолет
Дмитрий Хазанов
ТАСС
Ту-2: как в "шарашке" создавали один из лучших бомбардировщиков Второй мировой
Николай Протопопов
РИА Новости
"Планы сорваны": почему новейшие истребители США не годятся для войны
Евгений Хвостик
КоммерсантЪ
Воздушный интернет проигрывает безвоздушному
Намрата Госвами
The Diplomat (перевод ИноСМИ.ru)
Чем удивит нас Китай в космосе в 2021 году?

Yahoo News Japan (перевод ИноСМИ.ru)
Бизнес-джеты Honda Jet начинают работу в России
Яна Штурма
Газета.ru
Закрыть границы: как страны изолируются от новых штаммов SARS-CoV-2
Николай Вардуль
Московский Комсомолец
Выпуск российского суперсамолета МС-21 снова отложили

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Перевозка грузов: http://perevozki.youdo.com/city/dlv/vden/, лучшие цены по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer