Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Небо в помощь


19 декабря 2013 года Елена Миляева, Российская газета


На Ямале в 2014 году бюджет здравоохранения составит около 14 миллиардов, при том что еще четыре года назад он не дотягивал и до 10 миллиардов, а стоимость территориальной программы госгарантий оказания бесплатной. Год от года немалая часть средств идет на обеспечение доступности медицинской помощи всем жителям округа, в том числе и представителям коренных народов.

Особый акцент на этом региональные власти делают не случайно: экстремальные условия жизни в Заполярье требуют нестандартных решений. Эта климатическая зона считается неблагоприятной для проживания: зимой температура воздуха опускается иной раз ниже 50 градусов, а длится она восемь месяцев. Расстояния огромны, дорог мало, а кое-где и вовсе нет. Этим обусловлены высокие цифры регистрируемой заболеваемости: люди здесь болеют в полтора раза чаще, чем в среднем по стране.

Однако, с другой стороны, на Ямале стабильно растут и рождаемость, и продолжительность жизни. В этих, казалось бы, противоречивых фактах нет парадокса, заявляют власти региона: здоровье населения здесь рассматривают не только как социальный показатель, но и как залог экономической стабильности.

При этом не забывают о социальном благополучии коренных народов Севера: ненцев, ханты, селькупов - их в автономии более 17 тысяч человек. И хотя в бюджете системы здравоохранения округа отдельной строкой средства на оказание медпомощи представителям малых народов не прописаны, по словам губернатора ЯНАО Дмитрия Кобылкина, в главных нормативно-правовых актах региона закреплена обязанность властей создавать и поддерживать комфортную среду для них. Так, в 2013 году казна выделила более двух миллионов рублей на зубопротезирование, четыре миллиона - на обеспечение новорожденных "приданым" (перед выпиской из роддома коренная северянка бесплатно получает все необходимое для младенца на первые несколько месяцев), более 13 миллионов - на противотуберкулезные мероприятия. Еще 560 миллионов рублей направлены на обеспечение бесперебойной работы санитарной авиации.

На особенностях организации этой службы стоит остановиться подробнее. Тундра таит немало опасностей: несчастные случаи на охоте или рыбалке, осложненные роды, детские хвори... По номеру 03 "скорую" здесь не вызвать: ни связи, ни дорог. Выручают спутниковые телефоны (тундровиков обеспечивают ими бесплатно) и северная "неотложка" - вертолет со специалистами-медиками на борту.

Сегодня в ЯНАО работают пять отрядов санитарной авиации. Прилетев на вызов, врачи либо оказывают помощь на месте, либо принимают решение о доставке больного в больницу. Ежегодно бригады совершают почти 1300 вылетов, находясь в воздухе 4-4,5 тысячи часов. В прошлом году "летучие доктора" вывезли из отдаленных стойбищ около 5,5 тысячи больных, из них по экстренным показаниям - 4483 человека. Половина пациентов - дети и женщины.

В 2013 году ямальская санавиация добилась права летать ночью, став единственным в стране подразделением с круглосуточным графиком работы.

- Аэропорты Ямала работают по графику: в будние дни с 8 до 19 часов. Из-за этого авиакомпании всегда отказывали в выполнении заданий ночью, - говорит руководитель службы санитарной авиации, врач высшей категории Владимир Бродский. - Нам удалось вывести посадочные площадки за пределы аэропортов, оборудовать их в соответствии с требованиями, и с января 2013 года санитарная авиация летает круглосуточно.

Ночные полеты спасли уже немало человеческих жизней. Например, буквально несколько дней назад на Бованенковском месторождении успешно приняли роды у северянки с Тамбея. "Вертушка" прибыла в поселок вовремя, однако погода не давала вылететь ни в один населенный пункт региона, единственно возможным оставалось направление на Бованенково. Именно там, в медсанчасти, местный хирург и акушер из бригады санавиации сделали роженице кесарево сечение.

Отвоевав право летать по своему графику, ямальские врачи сейчас бьются за возможность использовать в регионе "тяжелую" авиацию.

- Всероссийский центр медицины катастроф настаивает на том, чтобы северяне приобретали малые вертолеты, - рассказывает Бродский. - В них, помимо пилота, входит лишь два-три человека. Нам такая техника не подходит: одного лежачего больного разместим, а если их больше? Мое мнение таково: использование в арктической зоне легких вертолетов нецелесообразно.

Приводят врачи и еще один аргумент, довольно неожиданный для коллег с Большой земли: вместительные машины необходимы для проведения реэвакуации - возвращения выздоровевших домой. Как правило, это точки, настолько удаленные от малейших признаков цивилизации, что иного пути, кроме как по воздуху, туда нет.

- В Москве не понимают, как можно развозить вертолетом пациентов по домам, - смеется Владимир Бродский. - Конечно, по одному мы никого не возим, люди "накапливаются" здесь, в больнице Салехарда - для их проживания у нас есть пансионат. И как только в нужную сторону отправляется рейс, берем всю группу и по пути высаживаем, кому куда надо.

Санитарная авиация - не единственное звено в системе оказания медпомощи тундровикам. Ее ядро - фельдшерско-акушерские пункты - ФАПы. Их 22 (18 из которых в 2013 году полностью модернизированы). Это полностью оснащенные системами жизнеобеспечения и медицинским оборудованием сборно-разборные модульные конструкции, которые можно вводить в эксплуатацию и перемещать с места на место в максимально короткие сроки. Такие пункты базируются на факториях и в небольших национальных поселках. Кроме того, в округе работают передвижные медицинские отряды. Консультационную помощь удаленным больницам оказывает также созданный семь лет назад Центр телемедицины.

Справка "РГ"

Впервые для оказания экстренной медпомощи на Ямале в 1949 году был использован самолет "По-2". Вскоре появилась новая машина - самолет "Ли-2", который мог приземляться как на колеса, так и на лыжи. В середине 1950-х в ямальском небе появились гидросамолеты "Ан-2". В 1953 году в ЯНАО была сформирована первая передвижная бригада врачей.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании



Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer