Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Небо в помощь


19 декабря 2013 года Елена Миляева, Российская газета


На Ямале в 2014 году бюджет здравоохранения составит около 14 миллиардов, при том что еще четыре года назад он не дотягивал и до 10 миллиардов, а стоимость территориальной программы госгарантий оказания бесплатной. Год от года немалая часть средств идет на обеспечение доступности медицинской помощи всем жителям округа, в том числе и представителям коренных народов.

Особый акцент на этом региональные власти делают не случайно: экстремальные условия жизни в Заполярье требуют нестандартных решений. Эта климатическая зона считается неблагоприятной для проживания: зимой температура воздуха опускается иной раз ниже 50 градусов, а длится она восемь месяцев. Расстояния огромны, дорог мало, а кое-где и вовсе нет. Этим обусловлены высокие цифры регистрируемой заболеваемости: люди здесь болеют в полтора раза чаще, чем в среднем по стране.

Однако, с другой стороны, на Ямале стабильно растут и рождаемость, и продолжительность жизни. В этих, казалось бы, противоречивых фактах нет парадокса, заявляют власти региона: здоровье населения здесь рассматривают не только как социальный показатель, но и как залог экономической стабильности.

При этом не забывают о социальном благополучии коренных народов Севера: ненцев, ханты, селькупов - их в автономии более 17 тысяч человек. И хотя в бюджете системы здравоохранения округа отдельной строкой средства на оказание медпомощи представителям малых народов не прописаны, по словам губернатора ЯНАО Дмитрия Кобылкина, в главных нормативно-правовых актах региона закреплена обязанность властей создавать и поддерживать комфортную среду для них. Так, в 2013 году казна выделила более двух миллионов рублей на зубопротезирование, четыре миллиона - на обеспечение новорожденных "приданым" (перед выпиской из роддома коренная северянка бесплатно получает все необходимое для младенца на первые несколько месяцев), более 13 миллионов - на противотуберкулезные мероприятия. Еще 560 миллионов рублей направлены на обеспечение бесперебойной работы санитарной авиации.

На особенностях организации этой службы стоит остановиться подробнее. Тундра таит немало опасностей: несчастные случаи на охоте или рыбалке, осложненные роды, детские хвори... По номеру 03 "скорую" здесь не вызвать: ни связи, ни дорог. Выручают спутниковые телефоны (тундровиков обеспечивают ими бесплатно) и северная "неотложка" - вертолет со специалистами-медиками на борту.

Сегодня в ЯНАО работают пять отрядов санитарной авиации. Прилетев на вызов, врачи либо оказывают помощь на месте, либо принимают решение о доставке больного в больницу. Ежегодно бригады совершают почти 1300 вылетов, находясь в воздухе 4-4,5 тысячи часов. В прошлом году "летучие доктора" вывезли из отдаленных стойбищ около 5,5 тысячи больных, из них по экстренным показаниям - 4483 человека. Половина пациентов - дети и женщины.

В 2013 году ямальская санавиация добилась права летать ночью, став единственным в стране подразделением с круглосуточным графиком работы.

- Аэропорты Ямала работают по графику: в будние дни с 8 до 19 часов. Из-за этого авиакомпании всегда отказывали в выполнении заданий ночью, - говорит руководитель службы санитарной авиации, врач высшей категории Владимир Бродский. - Нам удалось вывести посадочные площадки за пределы аэропортов, оборудовать их в соответствии с требованиями, и с января 2013 года санитарная авиация летает круглосуточно.

Ночные полеты спасли уже немало человеческих жизней. Например, буквально несколько дней назад на Бованенковском месторождении успешно приняли роды у северянки с Тамбея. "Вертушка" прибыла в поселок вовремя, однако погода не давала вылететь ни в один населенный пункт региона, единственно возможным оставалось направление на Бованенково. Именно там, в медсанчасти, местный хирург и акушер из бригады санавиации сделали роженице кесарево сечение.

Отвоевав право летать по своему графику, ямальские врачи сейчас бьются за возможность использовать в регионе "тяжелую" авиацию.

- Всероссийский центр медицины катастроф настаивает на том, чтобы северяне приобретали малые вертолеты, - рассказывает Бродский. - В них, помимо пилота, входит лишь два-три человека. Нам такая техника не подходит: одного лежачего больного разместим, а если их больше? Мое мнение таково: использование в арктической зоне легких вертолетов нецелесообразно.

Приводят врачи и еще один аргумент, довольно неожиданный для коллег с Большой земли: вместительные машины необходимы для проведения реэвакуации - возвращения выздоровевших домой. Как правило, это точки, настолько удаленные от малейших признаков цивилизации, что иного пути, кроме как по воздуху, туда нет.

- В Москве не понимают, как можно развозить вертолетом пациентов по домам, - смеется Владимир Бродский. - Конечно, по одному мы никого не возим, люди "накапливаются" здесь, в больнице Салехарда - для их проживания у нас есть пансионат. И как только в нужную сторону отправляется рейс, берем всю группу и по пути высаживаем, кому куда надо.

Санитарная авиация - не единственное звено в системе оказания медпомощи тундровикам. Ее ядро - фельдшерско-акушерские пункты - ФАПы. Их 22 (18 из которых в 2013 году полностью модернизированы). Это полностью оснащенные системами жизнеобеспечения и медицинским оборудованием сборно-разборные модульные конструкции, которые можно вводить в эксплуатацию и перемещать с места на место в максимально короткие сроки. Такие пункты базируются на факториях и в небольших национальных поселках. Кроме того, в округе работают передвижные медицинские отряды. Консультационную помощь удаленным больницам оказывает также созданный семь лет назад Центр телемедицины.

Справка "РГ"

Впервые для оказания экстренной медпомощи на Ямале в 1949 году был использован самолет "По-2". Вскоре появилась новая машина - самолет "Ли-2", который мог приземляться как на колеса, так и на лыжи. В середине 1950-х в ямальском небе появились гидросамолеты "Ан-2". В 1953 году в ЯНАО была сформирована первая передвижная бригада врачей.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer