Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Росавиация дала Азату Хакиму три месяца на размышление


20 декабря 2013 года Тимур Латыпов, БИЗНЕС Online


Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», Росавиация приостановила действие свидетельства эксплуатанта авиакомпании «Тулпар». По словам председателя совета директоров ГК «Тулпар» Азата Хакима, претензии ведомства касаются финансовых вопросов и недостатков в организации летной работы. Впрочем, как говорит топ-менеджер, перевозчик сам еще до катастрофы «Боинга» остановил полеты своих бортов (пять Як-42) из-за их экономической неэффективности, а 5 декабря обратился в Росавиацию с заявлением о приостановке сертификата. Теперь за три месяца (именно столько отводится законом на устранение нарушений) надо решить — ликвидировать компанию или переформатировать ее.

«МЫ ПОНИМАЛИ, ЧТО БАЛАНС ПОЛУЧАЕТСЯ «КРИВОЙ»
 
Напомним, после катастрофы «Боинга» в Казани Росавиация решила проверить все авиакомпании РТ — «Ак Барс Аэро», «Тулпар», «Тулпар Эйр», «Казанское авиапредприятие», «КАПО Авиа». Как стало известно «БИЗНЕС Online», одним из решений «ревизии» стала приостановка действия сертификата эксплуатанта ООО «Авиакомпания «Тулпар». В самом федеральном ведомстве не стали комментировать эту информацию, сообщив, что данные по «Тулпар» будут оглашены официально. Однако председатель совета директоров группы компаний «Тулпар» Азат Хаким подтвердил данные источника «БИЗНЕС Online». Он также разъяснил, что вердикт Росавиации почти совпал по времени с решением самой «Тулпар», которая остановила свои самолеты (а это пять Як-42) 15 ноября, то есть за два дня до катастрофы.
 
«Мы сделали это по ряду причин, — рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» Хаким. — Главная в том, что поддерживать Як-42 в летной годности дорого. Запчасти очень дорогие, и с ними проблемы, поэтому интенсивно летать на Як-42 тяжело — просто не получается вовремя закупать комплектующие. То есть самолеты начали генерировать убытки. Далее. Чартерные полеты — без проблем, а на регулярных линиях мы уже не успевали поддерживать исправность воздушных судов на необходимом уровне. К тому же мы понимали, что у нас баланс получается «кривой», и по определенной классификации (в том числе по финансовой устойчивости) мы уже не совсем соответствуем требованиям».
 
Таким образом, 15 ноября эксплуатацию бортов остановили, большинство сотрудников компании (всего в ней работали 130 человек) отправили в отпуска, а полсотни командиров воздушных судов, вторых пилотов и борттехников уволили. 5 декабря, по словам Хакима, руководство компании обратилось в Росавиацию с заявлением приостановить с 9 декабря сертификат эксплуатанта. «Но тут приехала комиссия Росавиации, тоже нашла те же самые несоответствия сертификационным требованиям, указала на них в акте и приняла решение приостановить сертификат на три месяца», — рассказал Хаким. По его словам, претензии Росавиации касаются не только финансовых вопросов, но и недостатков в организации летной работы».
 
«БОМБАРДЬЕ», «ЭМБРАЕР» ИЛИ «СУПЕРДЖЕТ»
 
Что дальше?
 
«Лицензию у нас не отозвали», — подчеркнул Хаким. В течение трех месяцев компания «Тулпар» должна устранить недостатки. Если она это сделает, сертификат продлят, нет — аннулируют. Время истекает 9 марта.
 
Имеет ли смысл сохранять компанию? Тем более что Як-42, скорее всего, остается только утилизировать (на балансе — 8 бортов, из них на крыле — 5, сегодня все машины на консервации), поскольку, по мнению Хакима, даже на запчасти продать их будет проблематично, хотя два «Яка» прошли ремонт только в 2010 году. «Если у нас не появится нормальной внятной стратегии, скорее всего, примем решение, что далее летать не будем, — сообщил Хаким. — Но сейчас договариваемся о возможном переходе на эксплуатацию других типов воздушных судов. Если переговоры окажутся успешными, компания продолжит летать».
 
По словам Хакима, если авиакомпания продолжит работать, то, скорее всего, в качестве чартерного перевозчика. До сего же дня Як-42 летали из Внуково в интересах «ЮТэйр» по договору о резервировании рейсов, напомнил председатель совета директоров. «Но летали очень интенсивно, — говорит Хаким, — налетывали по 150 часов в месяц». Руководитель ГК «Тулпар» рассказал, что переговоры идут о приобретении какого-то из трех типов судов — Bombardier CRJ200, Embraer-195 или SukhoiSuperjet. Наличие среди вариантов «Суперджета» несколько удивляет — Хаким регулярно критиковал эту программу, к тому же известно, что поставки этих самолетов расписаны на несколько лет вперед. Но, возможно, все дело в неплохих связях ГК «Тулпар» и ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС). Напомним, 26 апреля в ангаре «Тулпар Техник» прошел региональный форум деловой авиации. И старший вице-президент ГСС по маркетингу и продажам Игорь Сырцов сообщил газете «БИЗНЕС Online», что фирма строит довольно серьезные планы на совместную деятельность с «Тулпар».
 
И к вопросу об уволенных летчиках Як-42. По словам Хакима, сегодня такие специалисты востребованы в других авиакомпаниях, эксплуатирующих суда данного типа — «Грозный Авиа», «Газпромавиа», «Ижавиа», «Саравиа». Топ-менеджер «Тулпар» предположил, что Як-42 в России будут эксплуатировать еще год-два, а в варианте чартеров, возможно, и дольше.
 
«ПРОДОЛЖАТЬ ЭКСПЛУАТИРОВАТЬ ЯК-42, КОНЕЧНО, БЫЛО УТОПИЕЙ»
 
Газета «БИЗНЕС Online» попросила оценить перспективы авиакомпании «Тулпар» отраслевых экспертов.
 
Алексей Кисельков — заместитель генерального директора по развитию ЗАО «АтласДжет»:
 
— Приостановка сертификата эксплуатанта — довольно обычная практика. В принципе, это дает время руководству авиакомпании на устранение недостатков, введение нового типа судов, определение дальнейшего направления работы.
 
Продолжать эксплуатировать Як-42, конечно, было утопией. Они потребляют много топлива, запчасти дорогие. Двигатели ремонтирует Украина, а там сейчас запредельные цены, и ремонт некачественный. То есть целый клубок проблем, поэтому поддержание Як-42 в летной годности ведет к огромным финансовым затратам. Мы от Як-42 отказались. Есть еще в парке Ту-134, но и их постепенно выводим — меняем на «Суперджеты», которые отдает «Аэрофлот», первый получаем в январе...
 
Чтобы понять, что будет с «Тулпар» дальше, наверное, надо знать цели руководства авиакомпании. Но можно сказать, что небольшая чартерная компания — абсолютно жизнеспособный проект. В конце концов, мы тому пример — «АтласДжет» занимается только чартерными рейсами. Наличие готовой клиентской базы, конечно, важно, но если захотеть, это поднимаемая проблема. Тем более, если Казань брать как регион, то там немало заказчиков, которые и к нам в том числе обращаются. Проблема с пилотами — решаема, тем более для чартерной компании — у нее нет необходимости иметь на одно воздушное судно пять экипажей.
 
Словом, если будет вменяемое объяснение для Росавиации — что, как, по каким этапам будет происходить — то, думаю, ни у кого не возникнет мыслей аннулировать сертификат.
 
Магомед Закаржаев — генеральный директор ОАО «Казанское авиапредприятие»:
 
— Тут логика диктуется целями хозяев и их возможностями. Но ничего неисполнимого в том, чтобы перезапустить компанию, нет: «Тулпар» — профессионалы, умеют делать проекты. Пусть посчитают, и если готовы рискнуть, то почему нет?
 
Думаю, первый вопрос — спрос на эти виды услуг. А пилотов можно найти, самолеты — тоже, даже деньги — не проблема. Процедура по введению в свидетельство эксплуатанта нового типа самолета занимает обычно от четырех месяцев до полугода. Главное — востребованность на рынке, наличие заказов. И они должны быть с хорошей перспективой, лет на пять. Если такой проект затевать, то не получится месяца три-четыре попробовать, а потом бросить — дорого встанет. Я уж не говорю о репутационных рисках.
 
В любом случае могу пожелать только успеха.
 
Сергей Калиновский — генеральный директор авиакомпании «Оренбуржье» (ГУП «Международный аэропорт Оренбург»):
 
— Открыть новую компанию трудно. Проблемы будут, как и у всех. Во-первых, летный состав, хотя готовые пилоты есть, и при хорошей зарплате они придут. Во-вторых, чартерная компания, наверное, должна быть под заказчика. И CRJ200 использовать под чартер — это как-то... Впрочем, я не знаю, какие чартеры предполагаются. Если это внутренние перевозки, то подойдет. Хотя, с другой стороны, у вас есть «Ак Барс Аэро», которая также занимается перевозками на CRJ200. Embraer-195? Мы его и сами рассматриваем как перспективный самолет для себя. Интересная машина, с хорошей экономикой. Она полностью заменила Boeing 737-500, превосходит его, что признает и сам Boeing. Первыми в России его эксплуатацию начнут «Саратовские авиалинии». Тут надо понимать, для какой ниши рынка берется воздушное судно. У нашей компании задача — региональные перевозки, но уже не на 500 - 700 километров, а на 2 - 2,5 тысячи. Словом, при наличии заказчика приобретение хорошей машины будет оправданно. Найти самолет — не проблема. Не то, что они прямо стоят в ряд, но подобрать можно. «Суперджет» мы тоже рассматривали, но заказы на них расписаны и в ближайшие два-три года этих самолетов просто нет.
 
Дмитрий Баранов — ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:
 
— Вопрос дальнейшей судьбы авиакомпании должен решать ее собственник и никто иной. Тем более мы не знаем всех деталей работы «Тулпар», неизвестны ее финансовые показатели.
 
Создание чартерной авиакомпании имеет смысл, если есть соответствующая ниша на рынке, а у самого перевозчика — все необходимые ресурсы, чтобы занять ее. С одной стороны, «Тулпар» уже осуществляла чартерные рейсы и знает специфику данного бизнеса, но, с другой, — в этом сегменте авиаперевозок работает много игроков со значительным парком воздушных судов, и компании придется там непросто. В то же время, увольнение летного состава и продажа самолетов, если вас верно информировали, может косвенно свидетельствовать о том, что компания будет закрыта полностью. Быстрое приобретение самолетов вряд ли возможно, а это значит, что до начала деятельности компании в качестве чартерного перевозчика пройдет достаточно времени, за которое этот сегмент разовьется еще и компании будет еще труднее закрепиться в нем.
 
Справка
 
ООО «Авиакомпания «Тулпар». Создана в 1991 году. Вместе с «Тулпар Эйр», «Тулпар Интерьер Групп», «Тулпар Геликоптерс» и «Тулпар Техник» входит в группу компаний «Тулпар». Парк воздушных судов — 8 Як-42, из них летают 5. Генеральный директор — Сергей Трифонов. По данным СПАРК, компанией владеют Азат Хаким (50%), «Антонов Групп» (49%), «Волжско-Камское судоходное общество» (1%). Уставный капитал — 30 млн. 358 тыс. рублей.
 
Як-42. Разработка Як-42 началась в середине 1970-х, когда «Аэрофлот» остро нуждался в пассажирском самолете средней дальности, который мог бы заменить Ил-18 и Ту-134. В целях экономии времени и средств в конструкторском бюро приняли решение разработать самолет на базе уже имеющегося Як-40. Первый Як-42 поступил в «Аэрофлот» в конце 1980 года. Катастрофа Як-42, произошедшая 28 июня 1982-го, на два года прервала производство этих самолетов. В 1988-м начато серийное производство новой модификации с увеличенными дальностью и максимальным взлетным весом — Як-42Д. Самолет экспортировался в Китай, на Кубу. Последний самолет был поставлен заказчику в 2003 году. Крейсерская скорость — 810 км/ч, дальность полета — 2,9 тыс. км, высота полета — 9,7 тыс. м, число пассажиров — 120.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer