Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Крылатые гиганты Антонова


24 декабря 2013 года Антон Валагин, Российская газета


24 декабря 1982 года состоялся первый полет самолета-гиганта Ан-124 "Руслан". Он стал вторым после "Антея" летающим супертяжеловесом в линейке ОКБ Антонова. А потом появилась "Мрия".

"Антей"

Ан-22 впервые поднялся в воздух в 1965 году. Старший по возрасту, он самый маленький в семье крылатых гигантов по габаритам и возможностям. Тем не менее это первый в СССР широкофюзеляжный самолет, а двухкилевое оперение сделало его облик запоминающимся.

С названием произошел казус. Имя свое самолет получил в честь великана из греческой мифологии. Антей был сыном богини земли Геи и черпал силы непосредственно из грунта. Тем не менее он был побежден Гераклом, который поднял великана в воздух и держал, пока силы того не иссякли. По-английски Геракл - Hercules. Так называется американский транспортный самолет С-130, поднявшийся в небо в одно время с "Антеем".

Кабина у Ан-22 двухэтажная: внизу сидит штурман, над ним пилоты. На нижней палубе за штурманской кабиной расположены два кубрика экипажа, третий находится позади пилотов. Аварийное покидание самолета происходит через наклонный тоннель.

Герметичный грузовой отсек способен принять 60 тонн, кормовая рампа фиксируется в нескольких положениях, позволяя производить погрузку как с земли, так и с грузовика. Перемещать груз внутри отсека помогают рольганги и четыре электротельфера. Ан-148 способен десантировать войска, в том числе технику и вооружение массой до 22 тонн. В начале 80-х годов три "Антея" были переоборудованы для перевозки на внешней подвеске крупногабаритных деталей Ан-124 и Ан-225.

"Руслан"

Как и вся серьезная советская техника, Ан-124 создавался в первую очередь для нужд армии. С его помощью планировалось доставлять к местам эксплуатации многоосные пусковые установки баллистических ракет - например, "Тополь-М". Любимую ракету возит по лесам 16-колесное изделие Минского завода колесных тягачей длиной более 22 метров и весом 44 тонны. На железнодорожную платформу такой автомобиль не загонишь, своим ходом из Минска он будет идти долго - да и туда, где ему суждено служить, может не оказаться дороги…

В объемистом чреве Ан-148 помимо ракетоносца свободно помещался обычный грузовик, ящики с запчастями и сопровождающие лица. Заинтересовались "Русланом" и воздушно-десантные войска: гигантский самолет способен взять на борт 440 десантников в полном снаряжении или 880 простых солдат.

Для удобства погрузки и выгрузки "Руслан" имеет два люка: подъемный нос и кормовую аппарель. Многостоечное 24-колесное шасси может изменять клиренс и наклон фюзеляжа. Внутри самолет разделен на две палубы. Нижняя - грузовая, на верхней находятся кабина экипажа, кабина сменного экипажа и помещение для сопровождающих, где может лететь 21 человек. Герметичный грузовой отсек оборудован двумя передвижными кранами грузоподъемностью 20 тонн каждый.

Первым полетом "Руслана" в мирных целях стала доставка в 1985 году 152-тонного карьерного самосвала из Владивостока в Мирный. Ан-124 возил части гидротурбин и гигантские насосы, эфиопский обелиск и пилотажный тренажер. В 1992 году он доставил из ОАЭ в Швейцарию 52 тонны золота стоимостью 230 миллионов долларов. Еще через год три "Руслана" привезли в Москву сценическое оборудование для концерта Майкла Джексона.

В 2000 году Ан-124 снялся в фильме "Умри, но не сейчас" о приключениях Джеймса Бонда. Транспортник исполнил роль летающего штаба главного злодея, на его борту произошла финальная схватка. Еще два фильма сняли о самолете-гиганте телеканалы Discovery и National Geografic.

"Мрия"

Ан-225 был построен для космической программы "Буран". Гигантский самолет должен был доставлять компоненты ракеты-носителя с заводов на космодром и возвращать советский "челнок" к месту старта в случае его посадки на запасные аэродромы. Кроме того, планировалось сделать "Мрию" первой ступенью системы воздушного старта. Для этого требовался самолет грузоподъемностью не менее 250 тонн.

Использование в качестве основы Ан-124 упростило создание самолета. "Антею" на 15 метров удлинили фюзеляж, повесили два дополнительных двигателя под крылья, усилили шасси и вместо одного киля сделали два. Возить "Буран" предполагалось на фюзеляже и хвостовое оперение пришлось изменить.

Единственный построенный самолет полетел в 1988 году и тут же принялся устанавливать рекорды. "Мрия" является самым большим грузовым самолетом, когда-либо поднимавшимся в воздух. 22 марта 1989 года Ан-225 совершил полет с грузом 156 тонн, побив сразу 110 мировых рекордов, что само по себе является уникальным достижением.

Через пять лет "Мрия" побила собственный рекорд, перевезя 250 тонн спецтехники из Праги в Ташкент с промежуточной посадкой в Самаре. В 2009 году самолет доставил из Франкфурта в Ереван 187-тонный генератор для армянской электростанции. Этот полет попал в Книгу рекордов Гиннесса как перевозка самого тяжелого моногруза. Наконец, в 2010 году Ан-225 перевез самый длинный груз в истории - две лопасти ветряка длиной 42 метра каждая.

"Мрия" тоже снялся в кино, исполнив роль летающего ковчега в фильме-катастрофе "2012".




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании



Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer