Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Панцирь", С-300 и другие санитары неба


26 декабря 2013 года Антон Валагин, Российская газета


26 декабря в России отмечают День войск ПВО сухопутных войск. На вооружении армейской противовоздушной обороны стоят системы обнаружения, сопровождения и уничтожения всех типов летающих объектов: от беспилотников до самолетов-невидимок и баллистических ракет.

Убийца вертолетов
 
Разработанный в 80-х годах пушечно-ракетный комплекс "Тунгуска" военные долго не хотели принимать на вооружение. У ПВО уже имелась схожая по параметрам и боевому диапазону система "Оса". Возможно, так бы и осталась армия без этих уникальных комплексов, если бы не придуманная вертолетчиками тактика атаки танков подскоком. В нескольких километрах от линии фронта ударные вертолеты зависали в складках местности, невидимые для радаров, потом внезапно поднимались на 15-20 метров, пускали противотанковые ракеты и тут же прятались обратно. В зоне видимости средств ПВО вертолеты находились не дольше, чем летели к цели их ракеты - 20-30 секунд.
 
С неприятным удивлением военные обнаружили, что сбивать скачущие вертолеты нечем. Имеющиеся системы ПВО не обладали необходимым для этого быстродействием либо базировались далеко от места столкновения. И лишь "Тунгуска", способная идти в танковых боевых порядках, в течение пяти секунд обнаружить цель и выпустить по ней ракету или открыть огонь из пушек, смогла противостоять коварной тактике.
 
Эти боевые машины могут действовать поодиночке и в составе батареи, получая целеуказания с командного пункта. После войн в Персидском заливе "Тунгуску" усовершенствовали с учетом примененной американцами тактики: массовый налет беспилотников выявлял места расположения радаров ПВО, они уничтожались ракетами, после чего армейская авиация с минимальными потерями устраивала ад на земле.
 
Расположенная в кормовой части комплекса станция обнаружения и целеуказания находит в небе подлежащий уничтожению объект и передает его координаты установленной на башне станции сопровождения цели. Та ведет объект, пока бортовой компьютер определяет координаты точки встречи для артиллерийского огня (на это требуется несколько секунд). Затем четыре 30-миллиметровых пушки комплекса (каждая способна за минуту послать к цели 5000 бронебойно-зажигательных снарядов) дают очередь, которая превращает в решето приблизившийся к боевым порядкам вертолет или штурмовик.
 
С ракетами еще проще и быстрее: пуск одной из восьми ракет 9М311 происходит после обнаружения цели и грубой наводки башни. Затем станция сопровождения ведет ракету, а вычислительный комплекс дает команду на подрыв ее боевой части в непосредственной близости от нежелательного объекта. Подрыв начиненной металлическими стержнями боевой части изделия создает на пути летящего объекта локальный "метеоритный пояс", в который она врывается, своей скоростью усиливая разрушительное действие стержней. Результат тот же - решето.
 
Непробиваемый "Панцирь"
 
В 2010 году российская армия начала получать ракетно-пушечные комплексы "Панцирь-С1". Они построены и действуют по тому же принципу, что и "Тунгуски", да и задачи выполняют те же: прикрытие наземных объектов (в том числе комплексов ПВО большой дальности) от атаки с воздуха. Но благодаря электронной начинке следующего поколения, выполняют их быстрее и лучше - "Панцирь" способен противостоять всем существующим и только разрабатываемым средствам воздушного нападения. Причем делать он это может в полностью автоматическом режиме.
 
Алгоритм работы не изменился: радар обнаружения с фазированной антенной решеткой находит цели и передает их двум станциям сопровождения - они также управляют идущими к целям ракетами. Параллельно с радарами работает оптико-электронный комплекс управления огнем. "Панцирь" способен обстреливать четыре цели одновременно и захватывать до 10 целей в минуту, передавая их координаты другим пусковым установкам.
 
Каждая такая машина может работать автономно, либо получать координаты целей с командного пункта. Любой "Панцирь" и сам способен стать командным пунктом: не прекращая огня, комплекс может по цифровой беспроводной сети управлять батареей из трех-пяти своих собратьев. Совершенная система обнаружения и сопровождения целей создает вокруг машины зону 100-процентногог перехвата радиусом до 20 километров на высотах от 0 до 15 тысяч метров.
 
Охотник за ракетами
 
Комплекс С-300ВМ "Антей" не имеет ничего общего с С-300, стоящими на вооружении войск воздушно-космической обороны и часто мелькающими в теленовостях. Его даже разрабатывало другое КБ.
 
"Антей" вооружен двумя видами ракет. Первые поражают любые летящие объекты в радиусе 200 километров, во вторые добавлена дополнительная ступень, благодаря чему дальность полета у них вдвое больше. Обе разновидности имеют по два режима наведения на цель, их не сбивают с толку помехи и ловушки, а подрыв осколочно-фугасной боевая часть гарантирует уничтожение любого оказавшегося поблизости объекта, вплоть до баллистических ракет (для борьбы с ними С-300 и создавались).
 
В комплекс входит командный пункт, мощный радар кругового обзора, две РЛС секторного обзора - каждая за 12 секунд сканирует отведенный сектор, попутно определяя постановщиков помех и отстраиваясь от них, - дополнительный радар для вскрытия пораженной помехами области и четыре многоканальные станции наведения. Каждая пусковая установка, помимо четырех ракет, оснащена собственным радаром подсветки цели и наведения на нее.
 
Все это позволяет "Антею" одновременно обстреливать 24 воздушных или 16 баллистических целей - в том числе изготовленных по стелс-технологиям, летящих на скоростях до 4500 метров в секунду и интенсивно маневрирующих. Скорость самих ракет 10 тысяч километров в час.
 
Во время учений на полигоне Ашулук в Астраханской области "Антей" за две минуты сбил 14 ракет, имитировавших перспективные средства воздушного нападения вероятного противника. В НАТО его прозвали Gladiator.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании



Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer