Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Панцирь", С-300 и другие санитары неба


26 декабря 2013 года Антон Валагин, Российская газета


26 декабря в России отмечают День войск ПВО сухопутных войск. На вооружении армейской противовоздушной обороны стоят системы обнаружения, сопровождения и уничтожения всех типов летающих объектов: от беспилотников до самолетов-невидимок и баллистических ракет.

Убийца вертолетов
 
Разработанный в 80-х годах пушечно-ракетный комплекс "Тунгуска" военные долго не хотели принимать на вооружение. У ПВО уже имелась схожая по параметрам и боевому диапазону система "Оса". Возможно, так бы и осталась армия без этих уникальных комплексов, если бы не придуманная вертолетчиками тактика атаки танков подскоком. В нескольких километрах от линии фронта ударные вертолеты зависали в складках местности, невидимые для радаров, потом внезапно поднимались на 15-20 метров, пускали противотанковые ракеты и тут же прятались обратно. В зоне видимости средств ПВО вертолеты находились не дольше, чем летели к цели их ракеты - 20-30 секунд.
 
С неприятным удивлением военные обнаружили, что сбивать скачущие вертолеты нечем. Имеющиеся системы ПВО не обладали необходимым для этого быстродействием либо базировались далеко от места столкновения. И лишь "Тунгуска", способная идти в танковых боевых порядках, в течение пяти секунд обнаружить цель и выпустить по ней ракету или открыть огонь из пушек, смогла противостоять коварной тактике.
 
Эти боевые машины могут действовать поодиночке и в составе батареи, получая целеуказания с командного пункта. После войн в Персидском заливе "Тунгуску" усовершенствовали с учетом примененной американцами тактики: массовый налет беспилотников выявлял места расположения радаров ПВО, они уничтожались ракетами, после чего армейская авиация с минимальными потерями устраивала ад на земле.
 
Расположенная в кормовой части комплекса станция обнаружения и целеуказания находит в небе подлежащий уничтожению объект и передает его координаты установленной на башне станции сопровождения цели. Та ведет объект, пока бортовой компьютер определяет координаты точки встречи для артиллерийского огня (на это требуется несколько секунд). Затем четыре 30-миллиметровых пушки комплекса (каждая способна за минуту послать к цели 5000 бронебойно-зажигательных снарядов) дают очередь, которая превращает в решето приблизившийся к боевым порядкам вертолет или штурмовик.
 
С ракетами еще проще и быстрее: пуск одной из восьми ракет 9М311 происходит после обнаружения цели и грубой наводки башни. Затем станция сопровождения ведет ракету, а вычислительный комплекс дает команду на подрыв ее боевой части в непосредственной близости от нежелательного объекта. Подрыв начиненной металлическими стержнями боевой части изделия создает на пути летящего объекта локальный "метеоритный пояс", в который она врывается, своей скоростью усиливая разрушительное действие стержней. Результат тот же - решето.
 
Непробиваемый "Панцирь"
 
В 2010 году российская армия начала получать ракетно-пушечные комплексы "Панцирь-С1". Они построены и действуют по тому же принципу, что и "Тунгуски", да и задачи выполняют те же: прикрытие наземных объектов (в том числе комплексов ПВО большой дальности) от атаки с воздуха. Но благодаря электронной начинке следующего поколения, выполняют их быстрее и лучше - "Панцирь" способен противостоять всем существующим и только разрабатываемым средствам воздушного нападения. Причем делать он это может в полностью автоматическом режиме.
 
Алгоритм работы не изменился: радар обнаружения с фазированной антенной решеткой находит цели и передает их двум станциям сопровождения - они также управляют идущими к целям ракетами. Параллельно с радарами работает оптико-электронный комплекс управления огнем. "Панцирь" способен обстреливать четыре цели одновременно и захватывать до 10 целей в минуту, передавая их координаты другим пусковым установкам.
 
Каждая такая машина может работать автономно, либо получать координаты целей с командного пункта. Любой "Панцирь" и сам способен стать командным пунктом: не прекращая огня, комплекс может по цифровой беспроводной сети управлять батареей из трех-пяти своих собратьев. Совершенная система обнаружения и сопровождения целей создает вокруг машины зону 100-процентногог перехвата радиусом до 20 километров на высотах от 0 до 15 тысяч метров.
 
Охотник за ракетами
 
Комплекс С-300ВМ "Антей" не имеет ничего общего с С-300, стоящими на вооружении войск воздушно-космической обороны и часто мелькающими в теленовостях. Его даже разрабатывало другое КБ.
 
"Антей" вооружен двумя видами ракет. Первые поражают любые летящие объекты в радиусе 200 километров, во вторые добавлена дополнительная ступень, благодаря чему дальность полета у них вдвое больше. Обе разновидности имеют по два режима наведения на цель, их не сбивают с толку помехи и ловушки, а подрыв осколочно-фугасной боевая часть гарантирует уничтожение любого оказавшегося поблизости объекта, вплоть до баллистических ракет (для борьбы с ними С-300 и создавались).
 
В комплекс входит командный пункт, мощный радар кругового обзора, две РЛС секторного обзора - каждая за 12 секунд сканирует отведенный сектор, попутно определяя постановщиков помех и отстраиваясь от них, - дополнительный радар для вскрытия пораженной помехами области и четыре многоканальные станции наведения. Каждая пусковая установка, помимо четырех ракет, оснащена собственным радаром подсветки цели и наведения на нее.
 
Все это позволяет "Антею" одновременно обстреливать 24 воздушных или 16 баллистических целей - в том числе изготовленных по стелс-технологиям, летящих на скоростях до 4500 метров в секунду и интенсивно маневрирующих. Скорость самих ракет 10 тысяч километров в час.
 
Во время учений на полигоне Ашулук в Астраханской области "Антей" за две минуты сбил 14 ракет, имитировавших перспективные средства воздушного нападения вероятного противника. В НАТО его прозвали Gladiator.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer