Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Как Китай планирует использовать Су-35


3 декабря 2013 года Питер Вуд (Peter Wood), "The Diplomat", Япония


Высокопоставленный руководитель из российской государственной экспортной корпорации «Рособоронэкспорт» сказал, что Россия в 2014 году подпишет контракт на поставку в Китай современных самолетов Су-35, подтвердив тем самым, что к концу 2013 года оформить эту сделку не удастся. Это вряд ли последнее слово по данному вопросу, поскольку переговоры тянутся с 2010 года, а преждевременные и противоречивые заявления на сей счет мы слышали и раньше. Но это наглядно указывает на заинтересованность России в таких поставках.

Пока интерес Китая к истребителю нового поколения следует изучать потому, что он может рассказать о прогрессе собственно китайских военных технологий и стратегии решения территориальных споров в Южно-Китайском море. Если сделка состоится, она сможет оказать самое непосредственное влияние на эти споры. Усилив мощь КНР в гипотетическом конфликте, Су-35 с его дальностью и запасом топлива позволит ВВС Народно-освободительной армии Китая осуществлять длительное патрулирование в спорных районах, как они делали это для оказания давления на Японию в споре из-за островов Сенкаку / Дяоюйтай.

Су-35 – это далеко не первая машина Сухого, вызывающая интерес у китайских военных. Как уже сообщалось на страницах The Diplomat, военные КНР всячески превозносят Су-30МКК и его китайскую версию J-16, заявляя, что эта машина позволит им проецировать свою силу в районе Южно-Китайского моря.

В июне этого года в китайских и российских СМИ появились сообщения, указывающие на достижение договоренности о покупке многоцелевых истребителей Су-35, однако эти сообщения никто не рассматривал в качестве официальных, поскольку и в китайских, и в российских средствах массовой информации целый год публиковались весьма противоречивые материалы. Как-то раз российские источники заявили, что сделка состоялась, однако китайское Министерство обороны категорически опровергло данное заявление. Тем не менее, в январе две страны создали предпосылки для поставок этих самолетов, достигнув принципиального согласия о том, что Россия продаст Су-35 в Китай.

Остается очень важный вопрос о том, какое количество  самолетов закупит КНР. Китайская газета Global Times сообщила этим летом, что группа представителей КНР побывала в Москве с целью оценки Су-35, и что Пекин начнет закупать эти передовые машины «в значительных количествах». Означает ли это, что Китай приобретет более 48 самолетов, о которых пресса писала год назад? Это неясно. Есть свидетельства того, что переговоры продолжаются, а это указывает на сильное желание китайских военных покупать истребители Сухого.

Китайская авиация по сей день во многом зависит от России. Внимание средств массовой информации приковано к внутренним китайским программам и разработкам малозаметных истребителей-бомбардировщиков и вертолетов. Совершенствование боевого потенциала китайской авиации стало широко распространенной темой, и каждый месяц появляются все новые сообщения о ее программах.  Производственные и конструкторские возможности в рамках таких авиационных  проектов получили значительное развитие, однако если заглянуть «под капот», то там мы зачастую увидим российские двигатели. Китай продолжает копировать и красть российские двигательные технологии, потому что очень хочет создавать двигатели самостоятельно. На самом деле, закупка Су-35 отнюдь не представляет собой изменение в предпочтениях китайского военного командования. Приобретение Су-35 указывает на то весьма щекотливое положение, в котором сегодня оказался Китай как крупный покупатель и производитель оружия российских в основном  образцов. Опора на собственные силы всегда была очень важна для Пекина, однако ее превзошла стратегическая потребность в быстром приобретении самых современных систем вооружений. По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), в 1991 года Китай начал закупать истребители большой дальности Су-27 (это более старая родственная модель Су-35).

Россия по вполне понятным причинам была недовольна, когда ее главный экспортный продукт начали производить в Китае под названием J-11 без лицензионного соглашения. Российские СМИ ранее сообщали, что Москва решила не продавать эту машину, опасаясь, что КНР скопирует ее и сама начнет поставлять на экспорт, ослабив позиции очень важного для России экономического сектора.  Похоже, что сейчас Россия пытается найти баланс между своим страхом перед китайским копированием и своим желанием (либо потребностью) продавать оружие.

Анализ закупок Су-35 с точки зрения китайских стратегических потребностей и через призму таких событий, как последние территориальные споры и перебранки с соседями, дает четкое понимание того, почему Китай стремится закупать самолеты Су.

Если говорить просто, Су-35 – это сегодня лучший в мире истребитель без характеристик малозаметности. На Западе малозаметность стала ведущей чертой конструкции самолетов, но для китайских потребностей важнее другие факторы. Что еще неожиданнее - такой показатель, как превосходство в воздушной бою, не является ключевым коммерческим преимуществом Су-35. Эта машина обеспечивает китайским военным преимущества над F-15 и прочими самолетами, имеющимися на вооружении у соседней Японии. Однако эта современная русская машина не дает Китаю каких-то новых, особых возможностей в зонах конфликтов, скажем, в небе над Тайваньским проливом. Там или неподалеку от Японии - у островов Сенкаку/Дяоюйтай - можно активно задействовать самолеты-перехватчики и многоцелевые истребители типа J-10. Нет, преимущество Су-35 - скорее в его скорости и емкости топливных баков. Подобно Су-27, Су-35 создавался для патрулирования огромного воздушного пространства России и для противодействия угрозам, возникающим вдалеке от густонаселенных городских центров. ВВС НОАК сталкивается с аналогичными проблемами.

Одна из таких проблем - это Южно-Китайское море. Его огромная акватория в 2,25 миллиона квадратных километров, китайские притязания, нашедшие отражение в знаменитой «линии девяти пунктиров», представляют серьезные трудности для имеющихся в НОАК истребителей. В настоящее время  китайские истребители морской авиации наземного базирования могут выполнять ограниченные задачи по патрулированию в южных районах этого моря, но их запас топлива серьезно ограничивает время такого патрулирования. Чтобы обеспечить исполнение своих требований и претензий с суши в моменты кризиса, Китаю нужны самолеты с такой скоростью и радиусом действия, какими обладает Су-35. Возможно, эта машина как раз и призвана обеспечить территориальные притязания КНР: сдержать остальных претендентов, а также создать дополнительный эшелон обороны в случае эскалации напряженности. И здесь важнее всего топливо.

Одно важное преимущество Су-35 над Су-27/J-11B состоит в том, что он может летать с подвесными топливными баками. Отсутствие таких баков у Су-27 серьезно ограничивает его возможности, так как он не может осуществлять дозаправку в воздухе. А Су-35 может, и это еще один важный фактор для китайской стратегии увеличения времени пребывания в зоне выполнения боевой задачи и дальности полета. Такое время считается отдельно от времени подлета к цели и времени возвращения на аэродром. В целом существуют три  способа увеличить это время ожидания. Небольшие и менее скоростные летательные аппараты, такие, как американский Predator и прочие беспилотники, могут непрерывно находиться в воздухе часами, поскольку у них длиннее крылья и меньше вес из-за отсутствия летчика. Еще два способа – это увеличение емкости топливных баков и дозаправка. В Китае начали осуществлять программу воздушной дозаправки, но она еще не показала себя в полной мере и в настоящее время  не рассчитана на морскую авиацию. В книге «Китайская воздушно-космическая мощь: меняющиеся роли на море» (Chinese Aerospace Power: Evolving Maritime Roles) дается прогноз о том, что эта программа начнет действовать в период с 2015 по 2020 годы.

Су-35 даже только с внутренними баками имеет значительные преимущества по сравнению с  Су-27, который может осуществлять лишь быстрые облеты горячих точек, таких, как Тростниковый Берег и Риф Скарборо. То дополнительное время, которое эта машина может проводить в воздухе, очень важно, поскольку Китай намерен противостоять действиям Филиппин и прочих региональных игроков. Машина с такой большой дальностью полета сможет осуществлять «демонстрацию флага» намного дольше, а также будет быстро перехватывать филиппинские самолеты в этих районах. Су-35 превосходит по дальности полета и стрельбы все филиппинские и вьетнамские самолеты (да и надводные суда, раз уж на то пошло), что делает их территориальные претензии неуместными.

Именно такую ситуацию «свершившегося факта» стремится создать КНР, вытесняя филиппинцев с рифа Скарборо и совершая облеты спорных районов в Восточно-Китайском море. Пекин хочет создать подавляющее китайское присутствие в районах своих территориальных притязаний, оставляя сопернику лишь два варианта действий: наращивать напряженность и проиграть в случае военных действий, или согласиться на постоянное присутствие китайских военных. Имея возможность совершать продолжительные полеты над значительной частью Южно-Китайского моря, ВВС НОАК наверняка будет активизировать воздушное патрулирование. Это может привести к более частым стычкам в различных местах, породит больше возможностей для возникновения незначительных кризисных ситуаций и позволит Китаю создавать новые «факты на местах», чтобы затем приступить к переговорам о мирном урегулировании. Такой потенциал в сочетании с уже немалыми силами баллистических ракет и прочим оружием «воспрещения доступа» дает Пекину важные козыри и выступает в качестве фактора сдерживания военных действий. Китай получает возможность проецировать свою военную мощь над значительной частью территории Юго-Восточной Азии и над большинством стран АСЕАН.

Самолет с большей дальностью полета является  не только силой устрашения, способной дольше пребывать в зоне выполнения боевой задачи. Такие районы, как Хайнань, более уязвимы для ударов крылатых ракет и сил авианосного базирования, чем те, что расположены за ощетинившимся частоколом китайской ПВО. Из-за плотной зоны радарного покрытия, самолетов-перехватчиков меньшей дальности и мощных зенитно-ракетных комплексов заманчивее всего развертывать самолеты на континентальной части Китая. Однако Су-35, обладая большей дальностью, может без особых трудностей долететь из внутренних материковых районов до многих мест в Южно-Китайском море.

Патрульные самолеты Су-35 наземного базирования и большой дальности –это один из лучших способов поддержания Китаем возможностей по воспрещению доступа в эти районы другим претендующим на них странам. Эта задача приобретает еще большую актуальность сейчас, когда Соединенные Штаты  объявили о своих планах направить в регион самолеты F-35, которые, скорее всего, будут размещены на важных базах в Корее и Японии.

У США и их союзников может возникнуть нестыковка по возможностям между устаревающими самолетами и направляемыми туда F-35. А вот Китай быстро снимает с вооружения старые образцы техники, модернизирует более современные системы и пытается приобретать самолеты поновее. Су-35 является  важным шагом в этом направлении.

Су-35 не может выступать на равных с американским F-22. Однако количество этих машин незначительно, а риск их применения невелик, в связи с  чем Су-35 какое-то время будет превосходить любую имеющуюся в этом регионе авиатехнику. И хотя Су-35 обладает гораздо большей маневренностью, чем Су-27, наличие сходств между Су-35 и более ранними машинами Сухого означает минимизацию усилий на систему тылового обеспечения и переучивание летчиков. Это, в свою очередь, повышает состояние годности к эксплуатации и боевому применению. Пока неясно, где именно будут использоваться Су-35 – в ВВС НОАК или в морской авиации. Но если они будут дислоцироваться на авиабазе Суйси в Гуандуне, войдя в состав 2-й дивизии со штабом в Чжаньцзяне (в/ч 95357), то эти машины дополнят самолеты Су-27, уже базирующиеся там. Еще один выгодный вариант представляет собой база морской авиации в Линшуй, провинция Хайнань (она известна тем, что там в 2001 году совершил экстренную посадку американский самолет-разведчик EP-3. Су-35 могут заменить базирующиеся там в настоящее время  и быстро устаревающие самолеты J-8B.

Применяемые в создании Су-35 технологии пойдут на пользу китайской авиации, однако еще большая выгода заключается в  том, что они будут выполнять задачи по сдерживанию и устрашению в Южно-Китайском море. Развернутые там в настоящее время  силы Китая и без этого способны нанести значительный урон потенциальному противнику, такому как Филиппины. Эта страна не может результативно противостоять территориальным притязаниям КНР, не обладая боеспособными ВВС и ВМС, которые включают в свой состав главным образом бывшие катера береговой охраны США постройки 1960-х годов. Поскольку самолеты Сухого обладают большей дальностью по топливу и способны осуществлять дозаправку в воздухе, они смогут дольше находиться на боевом патрулировании и осуществлять перехват, действуя в рамках обеспечения территориальных требований. А если заглянуть в будущее, то сочетание Су-35, имеющихся на вооружении китайских истребителей меньшей дальности, современных зенитно-ракетных комплексов, баллистических и крылатых ракет большой дальности позволит создать мощную, глубоко эшелонированную систему обороны для отстаивания китайских притязаний, которая отобьет у других стран охоту вмешиваться в случае конфликта Китая с соседями.

Перевод InoSmi

 




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer