Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Безопасность полётов: работа над ошибками


3 декабря 2013 года Андрей Меньшенин, Фонтанка.ру


Госдума хочет запретить эксплуатацию иностранных самолетов старше 15 лет. Однако, по данным на сайте МАК, в большинстве лётных происшествий на территории РФ за последние два года виноваты пилоты. Эксперты «Фонтанки» считают, что дело не столько в воздушных судах и экипажах, сколько в отсутствии государственного контроля за безопасностью полетов.

Прошло всего несколько дней после авиакатастрофы в Казани, как в Госдуму уже был внесен законопроект о запрете эксплуатации иностранных воздушных судов старше 20 лет.  Ещё до окончания расследования и выяснения причин падения самолета.

Сначала ограничение планировалось ввести с 2017 года. Буквально через несколько дней после внесения политику партии подкорректировали. Депутаты предложили запретить летать на «старых» самолетах с января 2014 года. Накануне этого решения, как писали СМИ,  первый заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности, первый вице-президент СоюзМаш России Владимир Гутенев предложил опустить возрастную планку до 15 лет.

Блогеры подсчитали, что на практике это затронет 16 российских авиакомпаний. Некоторым из них, если инициативу примут, придется значительно уменьшить свой авиапарк, другим и вовсе прекратить деятельность. В черный список с недопустимым средним возрастом самолетов попадают и крупные российские авиаперевозчики первой пятерки – «Трансаэро» (15,9 года) и «ЮТэйр» (19,7 года). Туда же можно включить и совсем недавно стартовавшую дальневосточную «дочку» «Аэрофлота» – «Аврору» (17,7 года).
Источник «Фонтанки», который в прошлом имел отношение к управлению одной из российских авиакомпаний, утверждает, что возраст самолета не должен учитываться во время обсуждения безопасности полётов.

«За всю историю Sky Express ни одного серьезного случая с их самолетами не было. И это притом что он оперировал парком «Боингов» старше 15 лет. Возьмём пример авиакомпании «КД-авиа» с относительно старыми «Боингами»: у них была посадка на двигатели, потому что самолет не выпустил шасси и сел на гондолы двигателей. Так вот, этот самолет до сих пор летает, кажется, в авиакомпании Jet2. Авиакомпания «ВИМ-Авиа» еще лет 10 назад купила «Боинги-757». Их самолетам сейчас примерно по 20 лет, но я не могу вспомнить серьезных происшествий с их бортами. Дата выпуска самолета говорит только о дате выпуска, но никак не о его летных качествах», - уверен собеседник «Фонтанки».

Запрет на эксплуатацию некоторых самолетов далеко не новый шаг в стратегии обеспечения безопасности полетов. Можно вспомнить 2011 год, когда Россия возглавила мировую статистику по количеству авиакатастроф за 12 месяцев. В то время в плохой статистике обвинили неудовлетворительное техническое состояние самолетов, собранных ещё во времена СССР. На земле остались многие Ан-24, Ту-134 и Ту-154.

Председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов считает, что подобные меры были бесполезны как два года назад, так будут неэффективны и в ближайшем будущем.

«Причиной всех крупных авиакатастроф в России в 2011 году объявили недолжный уровень подготовки экипажа. В США после аналогичных выводов приняли меры, чтобы никогда по этим причинам авиакатастроф не было. А у нас всё повторилось: в прошлом году в Тюмени ATR, во Внуково Ту-204, в этом году в Казани «Боинг», - сообщил Олег Смирнов.

По мнению эксперта, кризис в сфере безопасности полётов, который мы наблюдаем сейчас, начался ещё 15 лет назад. Именно тогда, уверен эксперт, возникла необходимость в переходе на использование иностранных самолётов.

«Наши авиакомпании были вынуждены брать в лизинг западные самолеты, видя, что государство не даёт новых. Переучить экипажи, обучить их английскому, выучить инженеров, перепрофилировать под ремонт заводы, организовать склады запчастей – это тысячи поручений всем министерствам. Но ни одного государственного документа на эту тему не было. Теперь мы 95-97% пассажирооборота выполняем на самолетах западного производства и тратим огромные средства на ремонт бортов и переобучение экипажей», - рассказал Смирнов.
С тех пор ситуация не улучшилась. В системе управления безопасностью полетов, по словам Смирнова, наметились сразу несколько проблемных мест. Первое – отсутствие единого полномочного органа государственного регулирования гражданской авиации. Кроме РФ, такая структура есть у каждой страны, входящей в состав Международной организации гражданской авиации. В России этим занимаются сразу три ведомства — Минтранс, Росавиация и Ространснадзор. «При этом ни на одну из госструктур не возложена ответственность за безопасность полетов. Надо это прописать хоть кому-то, чтобы хоть кто-то отвечал», - заявил Олег Смирнов.

Второе – сочетание функций Межгосударственного авиационного комитета по расследованию авиапроисшествий и сертификации типов воздушных судов. А ведь техническое состояние самолета один из важнейших факторов, который учитывается во время изучения причин авиакатастрофы. «Получается расследование самого себя. А кто же против себя напишет? Самому себе объявить выговор, это же абсурд», - считает Смирнов. По его словам, во всём мире организация, которая занимается подобными расследованиями, отделена ото всех других структур.

Так, например, в США эту функцию выполняет Национальный совет по безопасности на транспорте. Его председателя назначает президент США. Предписания совета обязательны к исполнению. Руководителя компании, который их проигнорировал, могут уволить, а компания должна будет выплатить штраф 100 млн долларов США. «В России МАК тоже пишет подобные предписания, но они выполняются на 30-40%», - рассказал Олег Смирнов.

По его словам, вместо различных запретов, необходимо как можно скорее запустить новую систему управления безопасностью полетов (СУБП). «СУБП – это сложная система. Ранее тоже существовали подобные системы, но они работали по «ретроданным», когда уже всё произошло. Новая система использует другую философию. Каждый день со всего мира собираются данные об авиапроисшествиях. Эти данные включаются в систему, и она превращается из «ретро» в «про». Она может прогнозировать опасности, риски и предпринимать такие меры, чтобы их избежать. Прошлый год, когда в авиакомпаниях многих государств заработала эта система, был самым безопасным за всю историю гражданской авиации», - рассказал Олег Смирнов.

В России об этой системе впервые стало известно в 2009 году, когда была опубликована очередная редакция Федеральных авиационных правил (ФАП-128). В них говорилось о необходимости внедрения СУБП в каждой компании, имеющей отношение к авиационной отрасли. Однако дальше этого дело не пошло. Для её полноценного внедрения необходима четкая государственная программа на федеральном уровне, а также организация работы на основе индивидуального плана в каждой конкретной организации. Судя по статистике авиакатастроф, вся эта работа ещё ждёт. Её очередь не подошла, ведь впереди стоят такие насущные проблемы, как борьба с призраками «старых» самолётов.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer