Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Китай и Индия делят Луну и Марс


3 декабря 2013 года Сергей Строкань, КоммерсантЪ


Китай объявил о запуске первого в своей истории космического аппарата на Луну. В случае успеха КНР станет третьей страной в мире, взявшей пробы лунного грунта и изучившей поверхность спутника Земли. Новый этап китайского освоения космоса совпал с исторической вехой в развитии космической отрасли Индии — запуском зонда для исследования Марса. Нарастающая конкуренция Пекина и Дели перемещает космическую гонку в Азию и может привести к переделу многомиллиардного рынка космических технологий и услуг.

Аппарат "Чанъэ-3", на борту которого находится луноход "Юйту" ("Нефритовый заяц"), стартовал с расположенного в юго-западной китайской провинции Сычуань космодрома Сичан в ночь на понедельник. В двухнедельный срок луноход должен высадиться на поверхности спутника Земли в Заливе Радуги, взять пробы грунта, провести разведку полезных ископаемых и другие исследования. "Чанъэ-3" носит имя китайской богини Луны, а луноход "Юйту" — имя ее питомца, нефритового зайца.

Отправка в космос первого китайского лунохода произошла через шесть лет после того, как в 2007 году КНР сделала первый шаг в освоении Луны, выведя на ее орбиту аппарат "Чанъэ-1", предназначенный для проведения фотосъемки лунной поверхности. Следующим после запуска лунохода этапом, как ожидается, должна стать отправка на Луну китайского астронавта, которая, по некоторым оценкам, может произойти после 2020 года.

Запустив в космос луноход "Юйту", КНР стала третьей страной в мире после США и СССР, направившей на поверхность спутника Земли свой летательный аппарат. До вчерашнего запуска последняя космическая миссия на Луну была предпринята в 1976 году, когда на ее поверхности побывала советская "Луна-24".

Запуск лунохода, широко освещавшийся ведущими китайскими СМИ, был воспринят в Пекине как еще одно доказательство превращения КНР в глобальную державу, способную в перспективе потеснить США не только в экономике и торговле, но и в космической отрасли. "Прорыв в космос станет частью китайской мечты национального возрождения",— заявил директор пускового центра Чжан Чжэньчжун. Примечательно, что тезис о "великой китайской мечте" стал ключевым в программе нового руководства страны во главе с председателем КНР Си Цзиньпином.

По-прежнему отставая в космической отрасли от США и России, за последние два десятилетия Пекин вложил в освоение космоса около $6 млрд, что позволило ему совершить рывок и выйти в мировой космической гонке на третье место.

Сообщение о запуске лунохода "Юйту" практически совпало с новостью о реализуемом в Азии другом амбициозном космическом объекте. Запущенный Индией в начале ноября космический зонд "Мангальян", предназначенный для исследования поверхности Марса, в ночь на воскресенье покинул земную орбиту и вышел на траекторию полета к Красной планете. Зонд, который должен преодолеть 680 млн км, выйдет на марсианскую орбиту в сентябре будущего года.

В случае успеха марсианской миссии Индия станет первой державой в Азии, которая присоединится к мировому клубу исследователей Марса (сейчас в него входят США, Россия и Европейское космическое агентство). Примечательно, что Китай пытался осуществить аналогичный проект в 2011 году, однако потерпел неудачу. Таким образом, отставая от Китая в развитии космической отрасли в целом, Индия опережает своего азиатского конкурента в реализации марсианского проекта.

По мере снижения интереса к реализации новых амбициозных проектов со стороны США и России, мировая космическая гонка усилиями Китая и Индия перемещается в Азию. Всплеск интереса к развитию космических программ обусловлен не только нуждами бурно развивающихся азиатских экономик, но и задачами утверждения своего нового глобального статуса. "Это вопросы не только науки и техники, но и большой политики. Ведь в конечном счете речь идет о национальном престиже",— заявила "Ъ" эксперт базирующегося в Дели Observer Research Foundation Раджешвари Раджагопалан.

По мнению госпожи Раджагопалан, хотя между "лунной миссией" Китая и "марсианской миссией" Индии нет прямой связи, их необходимо рассматривать в общем контексте обостряющейся конкуренции двух ведущих держав Азии, все больше затрагивающей и космическую отрасль.

Еще одним результатом этого соперничества может стать будущее перераспределение многомиллиардного мирового рынка космических технологий и услуг в пользу ведущих азиатских игроков. Стоимость индийского марсианского проекта составила $72 млн, что в шесть-семь раз дешевле аналогичных проектов NASA, напомнила "Ъ" Раджешвари Раджагопалан. По мнению эксперта, это еще один фактор, способствующий перемещению мировой космической гонки в Азию.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании



Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer