Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Китай и Индия делят Луну и Марс


3 декабря 2013 года Сергей Строкань, КоммерсантЪ


Китай объявил о запуске первого в своей истории космического аппарата на Луну. В случае успеха КНР станет третьей страной в мире, взявшей пробы лунного грунта и изучившей поверхность спутника Земли. Новый этап китайского освоения космоса совпал с исторической вехой в развитии космической отрасли Индии — запуском зонда для исследования Марса. Нарастающая конкуренция Пекина и Дели перемещает космическую гонку в Азию и может привести к переделу многомиллиардного рынка космических технологий и услуг.

Аппарат "Чанъэ-3", на борту которого находится луноход "Юйту" ("Нефритовый заяц"), стартовал с расположенного в юго-западной китайской провинции Сычуань космодрома Сичан в ночь на понедельник. В двухнедельный срок луноход должен высадиться на поверхности спутника Земли в Заливе Радуги, взять пробы грунта, провести разведку полезных ископаемых и другие исследования. "Чанъэ-3" носит имя китайской богини Луны, а луноход "Юйту" — имя ее питомца, нефритового зайца.

Отправка в космос первого китайского лунохода произошла через шесть лет после того, как в 2007 году КНР сделала первый шаг в освоении Луны, выведя на ее орбиту аппарат "Чанъэ-1", предназначенный для проведения фотосъемки лунной поверхности. Следующим после запуска лунохода этапом, как ожидается, должна стать отправка на Луну китайского астронавта, которая, по некоторым оценкам, может произойти после 2020 года.

Запустив в космос луноход "Юйту", КНР стала третьей страной в мире после США и СССР, направившей на поверхность спутника Земли свой летательный аппарат. До вчерашнего запуска последняя космическая миссия на Луну была предпринята в 1976 году, когда на ее поверхности побывала советская "Луна-24".

Запуск лунохода, широко освещавшийся ведущими китайскими СМИ, был воспринят в Пекине как еще одно доказательство превращения КНР в глобальную державу, способную в перспективе потеснить США не только в экономике и торговле, но и в космической отрасли. "Прорыв в космос станет частью китайской мечты национального возрождения",— заявил директор пускового центра Чжан Чжэньчжун. Примечательно, что тезис о "великой китайской мечте" стал ключевым в программе нового руководства страны во главе с председателем КНР Си Цзиньпином.

По-прежнему отставая в космической отрасли от США и России, за последние два десятилетия Пекин вложил в освоение космоса около $6 млрд, что позволило ему совершить рывок и выйти в мировой космической гонке на третье место.

Сообщение о запуске лунохода "Юйту" практически совпало с новостью о реализуемом в Азии другом амбициозном космическом объекте. Запущенный Индией в начале ноября космический зонд "Мангальян", предназначенный для исследования поверхности Марса, в ночь на воскресенье покинул земную орбиту и вышел на траекторию полета к Красной планете. Зонд, который должен преодолеть 680 млн км, выйдет на марсианскую орбиту в сентябре будущего года.

В случае успеха марсианской миссии Индия станет первой державой в Азии, которая присоединится к мировому клубу исследователей Марса (сейчас в него входят США, Россия и Европейское космическое агентство). Примечательно, что Китай пытался осуществить аналогичный проект в 2011 году, однако потерпел неудачу. Таким образом, отставая от Китая в развитии космической отрасли в целом, Индия опережает своего азиатского конкурента в реализации марсианского проекта.

По мере снижения интереса к реализации новых амбициозных проектов со стороны США и России, мировая космическая гонка усилиями Китая и Индия перемещается в Азию. Всплеск интереса к развитию космических программ обусловлен не только нуждами бурно развивающихся азиатских экономик, но и задачами утверждения своего нового глобального статуса. "Это вопросы не только науки и техники, но и большой политики. Ведь в конечном счете речь идет о национальном престиже",— заявила "Ъ" эксперт базирующегося в Дели Observer Research Foundation Раджешвари Раджагопалан.

По мнению госпожи Раджагопалан, хотя между "лунной миссией" Китая и "марсианской миссией" Индии нет прямой связи, их необходимо рассматривать в общем контексте обостряющейся конкуренции двух ведущих держав Азии, все больше затрагивающей и космическую отрасль.

Еще одним результатом этого соперничества может стать будущее перераспределение многомиллиардного мирового рынка космических технологий и услуг в пользу ведущих азиатских игроков. Стоимость индийского марсианского проекта составила $72 млн, что в шесть-семь раз дешевле аналогичных проектов NASA, напомнила "Ъ" Раджешвари Раджагопалан. По мнению эксперта, это еще один фактор, способствующий перемещению мировой космической гонки в Азию.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer