Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Беспилотники усадили за парту


6 декабря 2013 года Виктор Литовкин , Независимая газета


С утра мела метель. Снег забивался в башмаки, колючими иголками вонзался в куртку и шапку, заставлял прятать в шарф лицо. Потом слегка потеплело, и ветровое стекло автомобиля, на котором мы поехали в Коломну, в Межвидовой центр беспилотных летательных аппаратов, стало забивать жидкой смесью снега и дождя. «Дворники» едва справлялись с ее очисткой. А ближе к полудню вдруг вся эта морось осела, вместе с ней стал таять и туман, чуточку прояснилось небо, и раскисшую от сырости землю слегка прихватил легкий морозец. На полигоне под городом инструкторы и курсанты Центра начали тренировки по снаряжению, запуску и управлению беспилотными летательными аппаратами (БЛА) «Застава» и «Орлан-10».

УЧИТЕЛЯ САМОЛЕТОВ ЖИВУТ НА ЗЕМЛЕ

А перед тем как мы приехали на полигон, начальник Центра полковник Валерий Фролов провел мне небольшую ознакомительную экскурсию по учебному корпусу, показал классы, где проходят подготовку будущие операторы БЛА, познакомил с преподавателями, с техникой, которая к ним поступает. Рассказал о том, что сейчас в центре проходят обучение около 180 военнослужащих-контрактников и призывников – специалистов беспилотной авиации и младших авиационных специалистов рот БЛА Западного и Центрального военных округов. Их программа обучения включает в себя теоретическую подготовку, подготовку на учебно-тренировочном комплексе, который использует виртуальную информационную среду боевого применения, позволяет проводить подготовку боевых расчетов без проведения реальных полетов, а также выполнение реальных полетов и управления летательным аппаратом в воздухе.

Я познакомился с некоторыми из курсантов. Старший прапорщик Алексей Нарайкин приехал в подмосковную Коломну из города Гусева Калининградской области. Он служит в бригаде морской пехоты. В армии уже 17 лет. Участвовал во многих учениях и боевых операциях. Знает, как важно командиру любого уровня иметь достоверную и точную информацию о противнике. Потому и легко согласился освоить новую для себя специальность – оператора беспилотного летательного аппарата. Из той же роты БЛА бригады морской пехоты Балтийского флота и младший сержант Виталий Колунтаев. Он в армии уже восемь лет, имеет семью, двух детей. Говорит, что работа оператора БЛА ему нравится. Нравится и то, что преподаватели у них здесь очень толковые. Умеют просто и доходчиво объяснить даже довольно трудную тему. А главное, есть среди них и опытные офицеры, и совсем молодые, такие, как он сам. И потому слушать их интересно.

Думаю, и Алексею Нарайкину, и Виталию Колунтаеву повезло. Занятия с ними проводят такие преподаватели, как полковник Игорь Русинов, выпускник академии имени Гагарина, капитан Вадим Мезенцев, выпускник Алтайского государственного университета, решивший посвятить себя службе в армии, или старший лейтенант Евгения Землянская, окончившая Новочеркасское высшее военное училище связи, лейтенант Максим Акименко, только-только выпустившийся из Воронежской академии ВВС.

– Мы принимаем на учебу не всех подряд, которых нам присылают из округов, – говорит полковник. – Нужны люди, которые довольно уверенно владеют компьютерной грамотой, умеют быстро соображать, внимательны и ответственны. Двухнедельная проверка их способностей позволяет выявить тех, кто сможет стать оператором, а кто нет. Таких мы, к сожалению, вынуждены отправлять назад. Но те, кто остается, в течение почти трех месяцев проходят полноценную подготовку, после которой сдают контрольные зачеты, получают свидетельства о завершении учебы, комплект оборудования для своей дальнейшей работы и отправляются в свои части для дальнейшего прохождения службы.

По словам полковника, к концу 2013 года в центре пройдут обучения около 800 военнослужащих рот БЛА, которые теперь образованы в каждой мотострелковой и танковой бригаде.

Правда, как говорят, не все командиры бригад знают и понимают, зачем им нужны БЛА и роты их операторов. Они привыкли работать по старинке, и таких военачальников приходится тоже переучивать. В частности, на сборах в Коломне.

Самому Межвидовому центру беспилотных летательных аппаратов 1 декабря исполнилось ровно 30 лет. За это время он претерпел не одну реформу. Некоторые из них были, мягко говоря, не самыми разумными.

КРУТЫЕ ВИРАЖИ РЕФОРМ

Сам центр был сформирован в декабре 1983 года в поселке Марциена Мадонского района Латвии. Его основой стали 10-й исследовательский отдел и учебное подразделение центра боевого применения и применения легких самолетов фронтовой авиации (ЦБП и ПЛС), 6-й исследовательский отдел и учебные подразделения ЦБП и ПЛС армейской авиации. При этом ему были переданы 14-й и 275-й отдельные исследовательско-инструкторские эскадрильи беспилотных самолетов разведчиков. И до 1991 года центр находился в составе 15-й воздушной армии ВВС. На его вооружении даже были сверхзвуковые беспилотные летательные аппараты второго поколения. Такие как Ту-141 ВР-2 «Стриж», который мог летать на дальность до 1 тыс. км и фотографировать заданные объекты противника. Памятник ему стоит сегодня на территории нынешнего Межвидового центра. В те 80-е годы создавались специализированные подразделения, задачами которых была разработка основ тактики, боевого применения и боевой подготовки частей беспилотной авиации, а также специалистов для них.

Но с развалом Советского Союза центр перебрался в город Егорьевск Московской области, где находился в составе армейской авиации Сухопутных войск. В его штате существовали управление центра, курсы по подготовке офицерского состава, солидные научно-исследовательские отделы, авиационно-техническая база – отдельная воинская часть, отдельная исследовательско-инструкторская эскадрилья – тоже отдельная воинская часть, а также два боевых авиационных полка – 140-й, который дислоцировался в городе Ахтубинске Астраханской области, и 24-й, который дислоцировался в поселке Туношино Ярославской области. А с 2002 по 2010 год центр беспилотной авиации являлся частью центрального подчинения главного штаба ВВС.

С 2009 года, как рассказали мне в Коломне, часть пережила 16 реформ. Сначала было принято решение о том, что все части беспилотной авиации надо передислоцировать в город Коломну и создать новую структуру. А именно – центр, в составе которого сократили авиационно-техническую базу. Два полка соединили в отдельную структуру, отдали все в подчинение главнокомандующему ВВС. Но не прошло и года, как создали новую структуру. Сократили авиационную базу, создали центр, который подчинили 4 государственному центру подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний в Минобороны в городе Липецке. Но и эта структура просуществовала недолго. В 2011 году центр потерял статус межвидового и был включен в состав 467-го межвидового окружного учебного центра подготовки младших специалистов танковых войск Западного военного округа в городе Коврове. И опять через год его переформировали в Межведомственный центр подготовки специалистов для Сухопутных войск. Все это свидетельствовало только о том, что даже после августовской войны 2008 года никто так и не понял, зачем и где нам нужны БЛА. В итоге потеряли массу грамотных специалистов, у которых подходил предельный срок службы, они, естественно, уволились или вышли за штат, ожидая положенных им по закону квартир. Кстати, до сих пор в части серьезная проблема с жильем. Как со служебным, так и с постоянным. Из военных училищ в те годы никто в Коломну не приезжал.

ЛЫКО ДА МОЧАЛО – НАЧИНАЙ СНАЧАЛА

Все изменилось только в 2013 году. Говорят, на одном из совещаний новый министр обороны генерал армии Сергей Шойгу спросил своих замов:

– А что у нас с беспилотной авиацией?

Внятного ответа не последовало.

После соответствующего вливания история с центром беспилотной авиации приобрела новый поворот. Ему опять вернули статус межвидового и «родовой» номер войсковой части – 924. В штат ввели кроме управления исследовательский отдел, который изучает приемы и методы применения БЛА и ведет их войсковые испытания. Кроме того, курсы переподготовки и повышения квалификации специалистов БЛА, эскадрилью БЛА (исследовательско-инструкторскую) и эскадрилью БЛА средней дальности. Не исключено, когда у нас появятся ударные БЛА, их эскадрилья тоже возникнет в стенах центра.

А еще, что крайне важно, он стал частью центрального подчинения. Не ВВС или Сухопутных войск, а Генерального штаба. Первый же выпуск лейтенантов из Академии ВВС имени Гагарина и Жуковского, а также из его филиалов в количестве 70 человек был направлен в Коломну. Правда, здесь их пришлось переучивать, так как по беспилотной авиации специалистов в вузах не было. Одновременно в часть стали поступать новая боевая техника и вооружение. И не только они. Принято решение о глубокой модернизации всей учебно-материальной базы учебного заведения.

Надо сказать, что расположен центр в стенах легендарного, но ликвидированного в 2008 году Коломенского высшего артиллерийского командного училища, где ремонт не делался, наверное, с доисторических времен. С послевоенных точно. И перед руководством центра сегодня стоит задача не только обучить и обеспечить необходимым оборудованием восемь сотен контрактников и солдат срочной службы, но и серьезно перестроить весь комплекс зданий. Причем в довольно короткие сроки. Уже до конца 2014 года здесь должны построить новые учебные корпуса, затем – парковую зону, куда станут принимать новую боевую технику, а испытывать ее на обустроенном полигоне. Сегодня он даже не обнесен забором, стационарных зданий там вообще нет, одни только кунги и брезентовые палатки. Что в принципе не мешает обучению людей, но, будем откровенны, и сильно не помогает.

Правда, полковник Фролов полон оптимизма. Он говорит, что государственный контракт на строительство подписан, а создание в Генеральном штабе управления по развитию беспилотной авиации, которое возглавляет генерал-майор Александр Новиков, свидетельствует о том, что этому виду обеспечения боевых действий наконец-то стали уделять именно то внимание, которое он заслуживает. В центр пошла новая боевая техника, пришли молодые увлеченные офицеры, – сказал он мне. – А это значит, что все те задачи, которые на нас возлагают, будут выполнены».
 




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer