Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Куда летим, шеф?


6 декабря 2013 года Александр Поливанов, Lenta.ru


Правительство России одобрило поправки в Воздушный кодекс, которые разрешают авиакомпаниям нанимать иностранных пилотов, и поставило таким образом точку в долгой дискуссии о том, нужны ли в стране пилоты-гастарбайтеры. Авиакомпании неоднократно жаловались чиновникам на дефицит пилотов, но те открыли небо для иностранцев со скрипом и после нескольких лет проволочек. Поправки в Воздушный кодекс вряд ли приведут к тому, что на рейсах «Москва — Уфа» или «Петербург — Адлер» командиры лайнеров будут говорить с пассажирами с немецким или французским акцентом, но точно помогут авиаперевозчикам эффективнее использовать свой парк лайнеров.

Пилот — профессия особенная, и не только потому что руководитель воздушного судна во время рейса отвечает за безопасность десятков и сотен людей, но и потому что его работа регламентирована гораздо строже, чем работа в других отраслях экономики. Базовые положения по найму пилотов изложены в Воздушном кодексе страны, подписанном президентом в 1997 году. В нем, в частности, зафиксировано, что пилоты и весь авиационный персонал не имеют права на забастовку для решения споров с работодателями. В авиаотрасль не допускаются люди с непогашенной судимостью, уволенные с государственной должности за нарушение дисциплины или совершение поступка, «порочащего честь госслужащего».

В статье 56 Воздушного кодекса говорится: «В состав летного экипажа воздушного судна Российской Федерации, которое относится к коммерческой гражданской авиации, могут входить только граждане Российской Федерации». Далее следует одно исключение: иностранец может быть членом летного экипажа на период стажировки. В той же статье поясняется, что летный экипаж состоит из командира и других лиц летного состава, кроме бортоператоров и бортпроводников.

Когда в 1997 году принимали Воздушный кодекс, сам запрет иностранцам летать на российских самолетах не вызвал ни бурных протестов, ни громкого обсуждения. Другое дело, что исключение про стажировку выглядело несколько искусственным: предполагалось, видимо, что российские пилоты будут обучать иностранцев пользоваться отечественной авиатехникой. При этом уже к началу 2000-х было понятно, что особого спроса на российские самолеты со стороны других стран нет и в ближайшей перспективе не предвидится.
Годы процедур и согласований

В 2000-е годы российские авиакомпании в массовом порядке пересели на европейские и американские самолеты, из-за чего образование в российских летных училищах перестало давать гарантии работы на гражданских рейсах: пилотов приходилось переучивать или доучивать для того, чтобы они могли выполнять рейсы на А320 или Boeing-777. И хотя само по себе это переучивание можно провести относительно быстро, ограничение для авиакомпаний по набору пилотов исключительно из России начало выглядеть странно — зачем переучивать, если можно найти людей, которые изначально заточены под управление иностранными судами?

Еще более странным ограничение начало выглядеть в связи с резким ростом пассажиропотока в России — в 2012 году российские авиакомпании перевезли аж 74 миллиона пассажиров. 15 лет назад, когда принимался Воздушный кодекс, аналогичный показатель составлял всего 26,2 миллиона человек, в 2,8 раза меньше. При этом всю вторую половину 1990-х пассажирские перевозки не превышали 30 миллионов человек, то есть спрос на пилотов был намного меньше, чем есть сейчас или был в советское время (тогда страна перевозила по 90 миллионов пассажиров в год). Следовательно, летные училища работали вхолостую, «выкидывая» на рынок большое количество выпускников, для которых не было работы. В таких условиях они сокращали набор (а некоторые закрывались вовсе) и, когда экономика начала расти, не смогли так же быстро его нарастить.

По оценкам 2006 года, ежегодное списание летного состава составляет 450 человек. Училища же к тому времени выпускали около 200, из них работать на магистральных маршрутах могли 60-80 человек. Дополнительной нагрузкой на училища стало ужесточение требований к летному экипажу по знанию английского языка, принятые во всем мире в 2008 году.

Таким образом, авиакомпании оказались в патовой ситуации: спрос на увеличение рейсов у них появился, а вот удовлетворить его перевозчики могли лишь частично — нанять новых пилотов оказалось неоткуда, а заставлять работать больше уже имеющихся запрещено законом, к тому же это никак не вяжется с необходимостью обеспечить максимальную безопасность полетов.

В результате в прессу стала регулярно просачиваться информация о дефиците пилотов в той или иной авиакомпании. В 2010 году ограничения стоили только «Аэрофлоту» десятков миллионов долларов: гендиректор авиакомпании Виталий Савельев рассказывал, что в ноябре многие пилоты ушли в отпуск, так как выполнили годовую норму (800 часов), а заменить их некем. В итоге самолеты вынуждены были простаивать, а компания — сокращать количество рейсов.

Другим следствием ограничения стали дисбалансы на рынке труда. Авиакомпании были готовы платить пилотам огромные по российским меркам зарплаты и терпеть даже недисциплинированных или уволенных с предприятий-конкурентов работников. Тот же Савельев в 2012 году рассказывал президенту Владимиру Путину, что командир воздушного судна в «Аэрофлоте» получает по 420 тысяч рублей в месяц — зарплату, сравнимую с европейской. При этом, в отличие от пилотов Lufthansa или Air France, россияне еще и имеют право на отпуск в 70 дней. Последнюю норму «Аэрофлот» пытался отменить через суд, но его иск остался без удовлетворения.

Это судебное решение, помимо прочего, показывает силу противников изменений в Воздушном кодексе. Как правило, к их числу принадлежат авиационные профсоюзы (всегда выступающие против конкуренции из-за рубежа), сами пилоты (они боятся понижения зарплаты или сокращения налета), студенты авиационных вузов (опасающиеся того, что не смогут найти работу) и та часть общества, которая мечтает о любых жестких ограничениях для мигрантов.
Джихад-такси или современная авиакомпания?

Решение правительства, на котором авиакомпании настаивали уже несколько лет, принято лишь на время, заявил на встрече с журналистами нескольких телеканалов 6 декабря премьер-министр Дмитрий Медведев. По его словам, когда российские летные училища нарастят мощности, ограничения можно будет ввести снова — по предварительным расчетам, это произойдет к 2019 году.

Пока летные училища набирают новых студентов, россиянам надо будет привыкать к иностранным пилотам. Правда, абсолютное большинство пассажиров нововведений не заметит — перед полетами пилоты проходят многочисленные (в том числе и медицинские) проверки, поэтому непрофессионалов-гастарбайтеров за штурвал самолетов, конечно, никто не пустит.

Все вышесказанное не означает, что в российские авиакомпании тут же побегут пилоты из Франции, Германии или Великобритании. Во-первых, им надо будет платить больше, чем россиянам, а кроме того, предоставлять множество дополнительных услуг (например, по аренде квартиры или по устройству детей пилотов в «иностранные» детские сады и школы). Во-вторых, авиакомпаниям придется чем-то перебивать предложения щедрых азиатских конкурентов, которые уже давно используют пилотов из развитых стран для обеспечения растущего пассажиропотока. В-третьих, как пишут специалисты на профильных форумах, иностранцам придется привыкать к специфическим российским условиям — например, к сложной и едва ли не унизительной врачебно-летной экспертной комиссии.

Зато иностранцы из бывших советских республик (прежде всего, Казахстана и Белоруссии) в России будут востребованы. Их легко можно «перекупить», у них нет языкового барьера, да и к российский специфике они приучены. Скажем, те же белорусские специалисты по соглашению с Россией, как заявляли в белорусском Минтрансе, учатся в Ульяновске. В Казахстане есть своя Академия гражданской авиации, которая в начале 2013 года даже пообещала выдавать лицензии по европейским стандартам.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании



Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer