Подиум для стюардесс
В модельных агентствах шутят: если девушка смогла работать стюардессой «Аэрофлота», то путь на подиум для нее открыт. И вовсе не потому, что нервная система у нее устойчива к стрессам. Просто российский авиаперевозчик набирает таких красавиц, что им хоть в небо, хоть на Неделю высокой моды. Да и форма «Аэрофлота» - яркие красные платья у девушек - настолько эффектна, что глаз не оторвать. Впрочем, у стюардесс (как и у стюардов) есть своя «неделя моды». И пусть они в это время не дефилируют по подиуму, а ходят по проходам самолета, их в это время пристально оценивает самое строгое жюри - пассажиры. На днях лидирующий глобальный поисковик билетов Skyscanner провел опрос 1200 путешественников для определения того, какая из авиакомпаний может считаться самой стильной. Участникам опроса предлагалось по пятибалльной шкале оценить внешний вид формы бортпроводников всех ведущих европейских авиакомпаний.
Тут учитывалось все: и качество ткани, и аксессуары, и внешняя отделка костюмов, и главное - насколько стильно смотрится стюардесса (стюард). И по всем этим критериям «Аэрофлот» уверенно занял первое место.
- Для нас было важным сделать форму бортпроводников стильной, модной и современной. Форма должна нравиться нашему пассажиру и быть запоминающейся. В 2010 году мы заняли 8-е место в рейтинге мировых авиакомпаний по версии Skyscanner, а сегодня мы первые в Европе. Это говорит о том, что мы верно расставили приоритеты, и наша форма действительно лучшая! - прокомментировал новую победу «Аэрофлота» его генеральный директор Виталий Савельев.
Второе место получила авиакомпания British Airways, форма которой выполнена в цветовой гамме государственного флага Великобритании - красно-сине-белой. Немецкая авиакомпания Lufthansa оказалась на третьем месте. Традиционно элегантные французы (Air France) - на четвертом, а замкнула пятерку самых стильных европейских авиакомпаний финская Finnair.
- Победа в рейтинге - это такой приятный плюсик, который
«Аэрофлот» может себе поставить. Особенно в сочетании с ведущими позициями «Аэрофлота» в таких европейских рейтингах, как бортовой сервис, качество обслуживания и т. д. Это говорит о том, что имидж «Аэрофлота» как авиакомпании в Европе сейчас достаточно высок, - прокомментировал Роман Гусаров, главный редактор портала Avia.ru.
Путь к победе
Психологи утверждают: когда человек поднимается на борт самолета, ему очень важно, как именно его встречают. И тут обращают на себя внимание любые мелочи: насколько стюардессы уверены в себе, как они улыбаются и даже… как они одеты! Да-да, ведь недаром существует шкала цветов, которые именуются депрессивными.
Четыре года назад Виталий Савельев в интервью признался, что одна из приоритетных задач для него - это… улучшить гардероб бортпроводников! Казалось бы, тогда в авиакомпании и без того было много проблем: обновлялся авиапарк, прошло большое сокращение штата. До формы ли?
- Психологи утверждают, что цвет их формы (бортпроводников. - Прим. ред.) вызывает отторжение. Поэтому мы собираемся улучшить и гардероб, - рассказывал Савельев в интервью.
Кроме того, не было единого стандарта. Была форма «с косичкой» и без, была в крапинку. В общем, единство стиля отсутствовало. А значит, рассыпался и весь имидж стюардессы, что могло негативно отражаться и на самой компании. Стали изучать западный опыт и, как рассказывает Савельев, увидели «потрясающий ролик компании Virgin Atlantic, в нем стюардессы в ярко-красной форме выглядят как профессиональные модели».
Если так могут там, то почему так не можем мы? Так подумали в «Аэрофлоте» и - устроили конкурс. Заявки на участие поступили от сорока дизайнеров. Однако, после того как их ознакомили с требованиями к форменной одежде бортпроводников, число участников тендера сократилось до шести дизайнерских фирм. В выборе новой форменной одежды приняли участие члены правления «Аэрофлота» и непосредственно сами бортпроводники. Подавляющему большинству (и что важно - самим бортпроводникам) понравился вариант формы, который предложили дизайнеры из Санкт-Петербурга - Юлия Бунакова и Евгений Хохлов. Это были строгие, но элегантные силуэты, в которых угадывалась мода 1950-х годов. Для мужчин был выбран темно-синий цвет и для зимы, и для лета. А женская коллекция была представлена в двух цветах: темно-синий - зимний вариант и «красный мандарин» - летний.
Надо отметить, что требования к форме у «Аэрофлота» были самые высокие. Тут как раз был тот случай, когда хотелось сделать хорошо и надолго. Дизайнеры признаются, что часто бывает наоборот: они придумают новую форму, а заказчик решит сэкономить и ткань купит подешевле, и от отделки откажется. И форма из-за этого сидит плохо, и выглядит непрезентабельно. Но к «Аэрофлоту» эта «система координат» никакого отношения не имела.
Компания контролировала все: от нашивок до качества ткани. В итоге форменные платья изготовлены из ткани нового поколения по технологии «3-Xдрайв». Немецкий концерн «Де Балль» создал продукцию с индивидуальным подходом как к цвету, так и к фактуре тканей. И специально для новой формы подобрали антистатичную ткань, имеющую водо- и грязеотталкивающие свойства. При пошиве использовались дышащие немнущиеся ткани, и даже после 9-часового рейса форма выглядит как новая.
- В России вообще в последние годы было не очень хорошо с униформой. И очень приятно, что национальный перевозчик
«Аэрофлот» сделал форму, которую оценили на Западе. Прошлая форма - с вензелями - была не самой удачной. Руководство компании пошло на то, чтобы сменить стиль, грамотна была проведена реновация, и форма выстрелила. - говорит Елена Бадмаева, дизайнер одежды, заведующая кафедрой «Дизайн костюма» Санкт-Петербургского университета сервиса и экономики. - Для фирменного стиля открытые и лаконичные цвета, которые использовали здесь дизайнеры, очень выигрышны. Можно поставить в заслугу «Аэрофлоту», что он потратил явно большие деньги на создание и пошив формы. Редко когда у нас сервисные компании уделяют такое внимание внешнему виду своих сотрудников. А тут все сделано безупречно.
В процессе работы дизайнеры опросили десятки бортпроводников, чтобы выяснить предпочтения и необходимые детали. Так, например, стюардессы рассказали, что зимний головной убор в силу разных причин неудобен. И тогда было принято решение ввести в комплект одежды утепленный палантин. Чтобы девушки не мерзли на траппе, встречая пассажиров, зимнее пуховое пальто было сшито с воротником из меха. Кроме того, у бортпроводниц «Аэрофлота», помимо традиционного костюма, появилось элегантное платье. А мужской гардероб разнообразили стильной курткой-аляской.
Особое внимание уделили обуви - ведь обслуживающий персонал самолета постоянно на ногах. Так, туфли и сапоги для стюардесс были изготовлены из высококлассной кожи итальянской выделки. А мужчины получили немецкую обувь, которая отличается высоким качеством и надежностью.
Одним из важных моментов в ведении новой формы было ее тестирование, ведь при параде сотрудники авиакомпании проводят иногда целый день. Тестирование проходило в «боевых условиях». Например, чтобы понять, насколько удобно платье, был выбран рейс в Дели, так как, кроме длительности перелета, надо учитывать и перепад температур. «Комфортно и в жару, и в прохладу» - это стало самой высокой оценкой для дизайнеров и дало старт для окончательного пошива формы.
Бортпроводники реабилитировали «рашен стайл»
Вполне логично предположить, что и другие компании с не меньшей внимательностью относятся к форме своих бортпроводников. Но, как говорится, дьявол - в деталях. Так, например, «Аэрофлот» не поскупился, и была достигнута договоренность с фабрикой-производителем о том, что мастера с помощью специального оборудования смогут в любой момент, за счет авиакомпании, осуществить подгонку одежды по фигуре. А это значит, что форма будет сидеть стильно и без изломов. Программа по подгонке формы осуществляется и сейчас, в индивидуальном режиме. И именно для того, чтобы бортпроводницы могли выглядеть наиболее эффектно. Стоит отметить, что одна из крупнейших авиакомпаний, Lufthansa, меняет форму для стюардов и пилотов раз в десять лет. Для «Аэрофлота» это уже третья смена гардероба начиная с 2000 года.
Дизайнеры, создававшие образ стюардесс подчеркивали, что хотели сделать униформу не только практичной, но и элегантной.
- Создавать форму для национальной авиакомпании - это честь для любого дизайнера. Например, самый известный голландский модельер Франс Моленаар, делавший одежду для королевы Нидерландов Беатрикс, одел и национальную авиакомпанию KLM. А несколько лет назад новую униформу для «Air France» сделал французский кутюрье Кристиан Лакруа. Для нас это очень важный, можно сказать, национальный проект, ведь «Аэрофлот» - лицо страны, - рассказали Юлия Бунакова и Евгений Хохлов.
Это мнение полностью разделяет и Роман Гусаров: «Форма - очень важная вещь, и авиакомпании уделяют ей очень много внимания. Потому что кабинный экипаж, и в первую очередь бортпроводники, - это лицо компании. И от того, как они выглядят, как обслуживают пассажиров, во многом зависит отношение пассажиров к авиакомпании. Для пассажиров чрезвычайно важно, кто и как их принял на борту, как обслужили, насколько легко было пережить стрессовую ситуацию при боязни полетов».
Любопытно, что, заняв первое место в таком престижном конкурсе, «Аэрофлот»… реабилитировал русских. До этого компания Skyscanner проводила исследования «О самых стильных нациях». И вот там россияне оказались на последнем месте. «Русские… явно пытаются стряхнуть с себя вековые стереотипы о том, что они носят меховые шапки. Но все равно они оказались на последнем месте», - такова была оценка исследования. «Рашн стайл» был раскритикован европейцами, а самыми стильными признали итальянцев. На этом фоне победа
«Аэрофлота» стала настоящем прорывом в отношении к российской моде. «Обнадеживает то, что после низкой оценки общего чувства стиля среди россиян (по результатам предыдущего опроса Skyscanner), экипажи самолетов отечественных авиакомпаний смогли реабилитировать россиян и высоко поднять наш флаг, показав тем самым, что мы обладаем отменным эстетическим чувством в одежде!» - прокомментировала победу национального авиаперевозчика Татьяна Данилова, директор по развитию российского рынка поисковика авиабилетов Skyscanner.
- «Аэрофлот» создал неповторимый фирменный стиль, который лишний раз подчеркнул престиж компании. Очень выразителен цвет «красный мандарин». Он хоть и яркий, но благородный. Это любимый цвет люксовой марки Hermes. А поскольку «Аэрофлот» работает в премиум-сегменте, то его пассажиры наверняка отметили этот факт, - резюмирует Анна Бродская, дизайнер одежды, владелица модного дома Brodski. - Это подчеркивает то, что компания следит за мировыми трендами. Вообще вся форма - и оранжевая, и синяя - выглядит стильно. Модная тенденция - укороченный рукав на женской форме. Элегантно смотрится воротник апаш. Я бы отметила то, что в «Аэрофлоте» явно очень придирчиво выбирали и стиль, и дизайн, и качество ткани.
Завоевав признание и в области моды, сегодня «Аэрофлот» по праву занимает ведущую позицию в мировом сегменте премиум-перевозчиков. На счету авиакомпании достаточно наград. Не так давно очередной аудит на соответствие стандарту эксплуатационной безопасности IATA подтвердил, что «Аэрофлот» является самым безопасным авиаперевозчиком в России и одним из самых надежных в мире. Именно поэтому его выбирают среди других авиакомпаний. Приятно, что теперь к этим заслугам прибавится и статус самого стильного европейского перевозчика, у которого самые красивые стюардессы.