Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Проигрываем ли мы индийский рынок?


12 февраля 2013 года Михаил Ходаренок, Военно-промышленный курьер


На девятой международной авиационно-космической выставке «Аэро Индия-2013» (6–10 февраля, город Бангалор) Москва представила ее гостям и участникам новейшие экспортные образцы российской авиационной техники и средств ПВО. Вниманию читателей «ВПК» предлагается анализ военно-технического сотрудничества России и Индии в области боевой авиации. Существует расхожее мнение, что Россия проигрывает Западу рынок боевой авиации Индии. Однако так ли это на самом деле?

Чтобы правильно ответить на этот вопрос, следует проанализировать не только текущие события, но и тенденции последних 50 лет. Именно таков возраст сотрудничества РФ и Индии в области военной авиации, которое началось в 1963 году с поставки индийским ВВС истребителей МиГ-21Ф-13.

За относительно короткий период «двадцать первые» стали основой истребительного парка индийских ВВС. Это позволило им выйти победителями из конфликтов с Пакистаном, авиацию которого составляли самолеты западного, прежде всего американского производства. Завоеванное в боях доверие к советской технике стало краеугольным камнем последующего взаимодействия.

Важнейшую роль сыграли и соображения большой политики. У России и Индии всегда было согласие по коренным внешнеполитическим и военным вопросам. Кроме того, Москва никогда не использовала вопросы ВТС для воздействия на политический курс Нью-Дели.
Оценки

В то же время Индия никогда не была сателлитом какого бы то ни было государства и выстраивала самостоятельную военную техническую политику. В области боевой авиации это выражалось в постоянной диверсификации партнеров по военно-техническому сотрудничеству. В 50-е индийцы соблюдали баланс между истребителями Великобритании и Франции. После 1963 года эти две страны с переменным успехом боролись за второе и третье места в списке поставщиков боевых самолетов для ВВС Индии.

Нет никаких признаков того, что этот курс изменится. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на сегодняшнюю структуру парка ВВС Индии.

Роль самого массового истребителя в настоящее время постепенно переходит от МиГ-21 к Су-30МКИ.

На длительный период останутся в ВВС легкие истребители МиГ-29, которые проходят модернизацию по программе МиГ-29UPG, и «Мираж 2000».

В качестве ударных самолетов используются МиГ-27 и англо-французский «Ягуар».

В авиации ВМС основным истребителем становится МиГ-29К/КУБ, заменяющий «Харриер».

Итого: истребительная авиация Индии использует пять типов российских самолетов и три – западноевропейских.
Прогнозы

Попробуем оценить, как изменится структура парка через 20 лет.

 Очевидно, что при любых раскладах самым массовым истребителем ВВС останется Су-30МКИ. После подписания в декабре 2012 года в ходе визита в Индию Владимира Путина очередного контракта по Су-30МКИ общее число законтрактованных машин этого типа составило 272. Более 150 из них уже поставлены. Буквально накануне «Аэро Индия-2013» авторитетный британский журнал Flight со ссылкой на источники в индийской промышленности сообщил: Индия планирует эксплуатировать до 350 истребителей этого типа.
Проигрываем ли мы индийский рынок?

 Следует отметить, что Су-30МКИ предстоит модернизация по двум программам, одна из которых предполагает коренное обновление авионики, включая установку РЛС с АФАР. Вторая – оснащение уникальными российско-индийскими ракетами «БраМос». Директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России с зарубежными государствами (ФСВТС) Александр Фомин накануне открытия «Аэро Индия-2013» заявил: «Мы в декабре подписали контракт по адаптации «БраМоса» к самолетам «Сухого» и сейчас находимся в активной фазе исполнения этой идеи наших индийских партнеров».

Поставщик Су-30МКИ – корпорация «Иркут» – в сотрудничестве с индийской корпорацией HAL развернул необходимую инфраструктуру для проведения капитального ремонта Су-30МКИ, поставленных в начале 2000-х годов.

Таким образом, Су-30МКИ на длительный период останется наиболее успешной программой российского ВТС, а валютные поступления не ограничатся оплатой за поставленные самолеты и самолетокомплекты. Мировой опыт свидетельствует, что доход от модернизации, ремонта и других форм послепродажного обслуживания примерно соответствует выручке от первичной поставки техники.

Но вернемся к прогнозу истребительного парка ВВС Индии.

Наиболее современной его машиной после 2020 года станет перспективный российско-индийский истребитель FGFA, его количество, вероятно, доведут до 200.

Несколько меньше в индийских ВВС будет французских истребителей среднего класса «Рафаль», который в соответствии со стратегией диверсификации стал победителем тендера MMRCA. Практически все источники согласны с тем, что сделка по «Рафалям» должна быть заключена в середине 2013 года. Если этого не произойдет, есть опасения, что данное решение отодвинется на год. Это может быть связано со всеобщими выборами в Индии, которые пройдут в начале 2014-го. Если подписание сделки MMRCA состоится до 2015 года, первые поставки истребителей «Рафаль» для индийских ВВС предположительно начнутся только в 2018-м, спустя почти два десятилетия с момента, когда Индия объявила о своей заинтересованности в приобретении дополнительных самолетов «Мираж 2000», что в конечном итоге воплотилось в тендер MMRCA стоимостью 10–20 миллиардов долларов.

Модернизированные МиГ-29UPG и «Мираж-2000» после 2030 года начнут постепенно сходить со сцены. Вместе с тем некоторые эксперты указывают, что поставки новых МиГ-29 с современным БРЭО – это самый быстрый на сегодня способ увеличения истребительного парка ВВС Индии на фоне очевидного затягивания поставок «Рафалей». В этой связи следует отметить: индийское военное руководство чрезвычайно обеспокоено снижением числа боевых эскадрилий до 34 против требуемых 45.

Место легкого истребителя займет индийский «Теджас», который будет закуплен в количестве 200–250 единиц.

Основным истребителем авиации останется МиГ-29К/КУБ. В настоящее время их поставлено 20 (16 – по контракту 2004 года и четыре – по контракту 2010 года). Действующие соглашения позволяют довести число этих самолетов до 45. Дальнейшее наращивание группировки будет зависеть от темпов реализации национальной программы строительства авианосцев. Эксперты не исключают, что РСК «МиГ» сможет получить дополнительные заказы на МиГ-29К/КУБ.

Наконец, вероятно появление в составе ВВС Индии еще одного истребителя пятого поколения, возможность создания которого прорабатывается в рамках программы AMCA. Эта машина будет относиться к классу МиГ-29, что объективно открывает «окно возможностей» для сотрудничества с Россией.

Таким образом, преобладающее российское присутствие на рынке боевой авиации Индии в обозримой перспективе сохранится. Достаточно сказать, что в рамках вышеизложенного прогноза после 2030 года в составе индийских ВС сохранится только один тип западных боевых самолетов («Рафаль»), в то время как сейчас – три типа («Мираж-2000», «Ягуар», «Харриер»). В этом свете разговоры о том, что Россия проигрывает Западу рынок боевой авиации Индии, можно рассматривать как конъюнктурные и некомпетентные.
Векторы сотрудничества

Вполне очевидно, что Индия стремится увеличить долю боевых самолетов национального производства, однако история легкого истребителя «Теджас» и особенно его двигателя «Кавери» резко увеличила число сторонников интернационализации основных авиационных программ.

Россия в свою очередь сумела своевременно отреагировать на тенденцию развития национальных программ Индии и предложить взаимовыгодную стратегию углубления сотрудничества.

Ни одна из западных стран не смогла наладить аналогичного сотрудничества с Индией. «Рафаль», победивший в тендере MMRCA, предполагает примерно такой же уровень сотрудничества (лицензионное производство), которого Россия достигла в рамках программы МиГ-21 50 лет назад. В отличие от программ Су-30МКИ и МиГ-29К/КУБ Министерство обороны Индии в части «Рафаля» не участвует в определении облика своего будущего самолета, а лишь выбирает из предложенных, ранее разработанных французами вариантов.

Нью-Дели выбрал Россию основным партнером в развитии боевой авиации исходя из наилучшего баланса политических, технических и экономических факторов. США не имеют доступа на рынок боевых самолетов Индии как политически ненадежный партнер (в Индии помнят американские эмбарго после испытаний индийского ядерного оружия) и союзник Пакистана.

Уровень политического доверия Индии и России, а также взаимопонимания между техническими специалистами существенно превышает аналогичные показатели конкурентов. Это чрезвычайно важно для боевой авиации, которая является наиболее чувствительной областью военно-технического сотрудничества.

Более чувствительны лишь вопросы ядерные, но они развиваются исключительно в рамках национальных программ.

Основной вектор развития отношений России и Индии – движение от поставок техники в направлении более продвинутых форм технической и научно-технической кооперации. Постепенно две страны накапливали опыт сотрудничества в лицензионном производстве и модернизации самолетов МиГ-21, МиГ-21бис, МиГ-27.

Во второй половине 90-х годов в рамках программы Су-30МКИ произошла революция: РФ и Индия начали совместно определять облик перспективного истребителя, а ведущие индийские высокотехнологичные предприятия подключились к разработке и производству систем для самолетов.

Аналогичный опыт получила РСК «МиГ» при работе по программе МиГ-29К/КУБ и модернизации МиГ-29 по проекту МиГ-29UPG.

Сотрудничество с Индией в области боевой авиации превращается в «улицу с двусторонним движением». Удачные идеи и решения, реализованные в Су-30МКИ и МиГ-29К/КУБ, используются в Су-30СМ и российском варианте МиГ-29К/КУБ, которые закупаются Министерством обороны РФ в рамках гособоронзаказа.

Совместная работа России и Индии по программам МиГ-21, МиГ-27, Су-30МКИ, МиГ-29К, МиГ-29UPG сформировала предпосылки для рывка в совместной разработке перспективной авиационной техники, которая реализуется в рамках программы FGFA (российско-индийский самолет пятого поколения на базе ПАК ФА).
Новый уровень доверия

Совместное определение облика, проектирование, строительство боевых самолетов требуют более высокого уровня доверия и взаимопонимания, чем закупка техники.

Выход на этот уровень со всеми основаниями можно считать одним из главных достижений авиастроителей РСК «МиГ», корпорации «Иркут», компании «Сухой» и в целом российской Объединенной авиастроительной корпорации.

Это доверие – стратегический актив России, гарантия сохранения ее позиций на самом большом на сегодня рынке боевой авиации, а также действенный способ экономии национальных ресурсов за счет объединения усилий двух стран.

Российско-индийская кооперация в военном авиастроении соответствует потребностям двух стран и мировым тенденциям интернационализации военных программ. По существу Су-30МКИ, МиГ-29К/КУБ, FGFA – это наш абсолютно адекватный ответ на такие международные программы, как «Еврофайтер» и F-35.

Основные вехи сотрудничества России и Индии в области истребительной авиации

С 1963 года – поставки МиГ-21Ф-13.

1967–1987 годы – лицензионное производство МиГ-21 различных модификаций на заводах корпорации HAL.

80-е годы – поставка истребителей МиГ-23, МиГ-25, МиГ-29.

1988–1997 годы – лицензионное производство истребителей-бомбардировщиков МиГ-27М на заводах корпорации HAL.

1996 год – подписание исторического контракта на разработку и поставку ВВС Индии многоцелевых истребителей Су-30МКИ (головной исполнитель – корпорация «Иркут»).

1996–2002 годы – организация корпорацией «Иркут» интернациональной команды по определению облика и разработке Су-30МКИ. Основные участники: «ОКБ Сухого», HAL, высокотехнологичные компании Индии, Франции и других стран.

2000 год – подписание контракта на производство Су-30МКИ в Индии по лицензии корпорации «Иркут».

С 2002 года по настоящее время – поставки ВВС Индии истребителей Су-30МКИ.

2004 год – подписание контракта на поставку МиГ-29К/КУБ, в кооперацию по которому вошли ведущие индийские производители авионики.

2009–2011 годы – поставки МиГ-29К/КУБ по контракту 2004 года.

Март 2010 года – подписание контракта на поставку 29 МиГ-29К/КУБ в рамках опциона к контракту 2004 года.

Декабрь 2010 года – подписание документов, предусматривающих совместную разработку истребителя пятого поколения FGFA.

С декабря 2012 года – поставка МиГ-29К/КУБ по контракту 2010 года.

Декабрь 2012 года – поставка трех модернизированных самолетов МиГ-29UPG.

24 декабря 2012 года – подписание очередного контракта на поставку 42 самолетокомплектов для лицензионного производства Су-30МКИ.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс



Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer