Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Проигрываем ли мы индийский рынок?


12 февраля 2013 года Михаил Ходаренок, Военно-промышленный курьер


На девятой международной авиационно-космической выставке «Аэро Индия-2013» (6–10 февраля, город Бангалор) Москва представила ее гостям и участникам новейшие экспортные образцы российской авиационной техники и средств ПВО. Вниманию читателей «ВПК» предлагается анализ военно-технического сотрудничества России и Индии в области боевой авиации. Существует расхожее мнение, что Россия проигрывает Западу рынок боевой авиации Индии. Однако так ли это на самом деле?

Чтобы правильно ответить на этот вопрос, следует проанализировать не только текущие события, но и тенденции последних 50 лет. Именно таков возраст сотрудничества РФ и Индии в области военной авиации, которое началось в 1963 году с поставки индийским ВВС истребителей МиГ-21Ф-13.

За относительно короткий период «двадцать первые» стали основой истребительного парка индийских ВВС. Это позволило им выйти победителями из конфликтов с Пакистаном, авиацию которого составляли самолеты западного, прежде всего американского производства. Завоеванное в боях доверие к советской технике стало краеугольным камнем последующего взаимодействия.

Важнейшую роль сыграли и соображения большой политики. У России и Индии всегда было согласие по коренным внешнеполитическим и военным вопросам. Кроме того, Москва никогда не использовала вопросы ВТС для воздействия на политический курс Нью-Дели.
Оценки

В то же время Индия никогда не была сателлитом какого бы то ни было государства и выстраивала самостоятельную военную техническую политику. В области боевой авиации это выражалось в постоянной диверсификации партнеров по военно-техническому сотрудничеству. В 50-е индийцы соблюдали баланс между истребителями Великобритании и Франции. После 1963 года эти две страны с переменным успехом боролись за второе и третье места в списке поставщиков боевых самолетов для ВВС Индии.

Нет никаких признаков того, что этот курс изменится. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на сегодняшнюю структуру парка ВВС Индии.

Роль самого массового истребителя в настоящее время постепенно переходит от МиГ-21 к Су-30МКИ.

На длительный период останутся в ВВС легкие истребители МиГ-29, которые проходят модернизацию по программе МиГ-29UPG, и «Мираж 2000».

В качестве ударных самолетов используются МиГ-27 и англо-французский «Ягуар».

В авиации ВМС основным истребителем становится МиГ-29К/КУБ, заменяющий «Харриер».

Итого: истребительная авиация Индии использует пять типов российских самолетов и три – западноевропейских.
Прогнозы

Попробуем оценить, как изменится структура парка через 20 лет.

 Очевидно, что при любых раскладах самым массовым истребителем ВВС останется Су-30МКИ. После подписания в декабре 2012 года в ходе визита в Индию Владимира Путина очередного контракта по Су-30МКИ общее число законтрактованных машин этого типа составило 272. Более 150 из них уже поставлены. Буквально накануне «Аэро Индия-2013» авторитетный британский журнал Flight со ссылкой на источники в индийской промышленности сообщил: Индия планирует эксплуатировать до 350 истребителей этого типа.
Проигрываем ли мы индийский рынок?

 Следует отметить, что Су-30МКИ предстоит модернизация по двум программам, одна из которых предполагает коренное обновление авионики, включая установку РЛС с АФАР. Вторая – оснащение уникальными российско-индийскими ракетами «БраМос». Директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России с зарубежными государствами (ФСВТС) Александр Фомин накануне открытия «Аэро Индия-2013» заявил: «Мы в декабре подписали контракт по адаптации «БраМоса» к самолетам «Сухого» и сейчас находимся в активной фазе исполнения этой идеи наших индийских партнеров».

Поставщик Су-30МКИ – корпорация «Иркут» – в сотрудничестве с индийской корпорацией HAL развернул необходимую инфраструктуру для проведения капитального ремонта Су-30МКИ, поставленных в начале 2000-х годов.

Таким образом, Су-30МКИ на длительный период останется наиболее успешной программой российского ВТС, а валютные поступления не ограничатся оплатой за поставленные самолеты и самолетокомплекты. Мировой опыт свидетельствует, что доход от модернизации, ремонта и других форм послепродажного обслуживания примерно соответствует выручке от первичной поставки техники.

Но вернемся к прогнозу истребительного парка ВВС Индии.

Наиболее современной его машиной после 2020 года станет перспективный российско-индийский истребитель FGFA, его количество, вероятно, доведут до 200.

Несколько меньше в индийских ВВС будет французских истребителей среднего класса «Рафаль», который в соответствии со стратегией диверсификации стал победителем тендера MMRCA. Практически все источники согласны с тем, что сделка по «Рафалям» должна быть заключена в середине 2013 года. Если этого не произойдет, есть опасения, что данное решение отодвинется на год. Это может быть связано со всеобщими выборами в Индии, которые пройдут в начале 2014-го. Если подписание сделки MMRCA состоится до 2015 года, первые поставки истребителей «Рафаль» для индийских ВВС предположительно начнутся только в 2018-м, спустя почти два десятилетия с момента, когда Индия объявила о своей заинтересованности в приобретении дополнительных самолетов «Мираж 2000», что в конечном итоге воплотилось в тендер MMRCA стоимостью 10–20 миллиардов долларов.

Модернизированные МиГ-29UPG и «Мираж-2000» после 2030 года начнут постепенно сходить со сцены. Вместе с тем некоторые эксперты указывают, что поставки новых МиГ-29 с современным БРЭО – это самый быстрый на сегодня способ увеличения истребительного парка ВВС Индии на фоне очевидного затягивания поставок «Рафалей». В этой связи следует отметить: индийское военное руководство чрезвычайно обеспокоено снижением числа боевых эскадрилий до 34 против требуемых 45.

Место легкого истребителя займет индийский «Теджас», который будет закуплен в количестве 200–250 единиц.

Основным истребителем авиации останется МиГ-29К/КУБ. В настоящее время их поставлено 20 (16 – по контракту 2004 года и четыре – по контракту 2010 года). Действующие соглашения позволяют довести число этих самолетов до 45. Дальнейшее наращивание группировки будет зависеть от темпов реализации национальной программы строительства авианосцев. Эксперты не исключают, что РСК «МиГ» сможет получить дополнительные заказы на МиГ-29К/КУБ.

Наконец, вероятно появление в составе ВВС Индии еще одного истребителя пятого поколения, возможность создания которого прорабатывается в рамках программы AMCA. Эта машина будет относиться к классу МиГ-29, что объективно открывает «окно возможностей» для сотрудничества с Россией.

Таким образом, преобладающее российское присутствие на рынке боевой авиации Индии в обозримой перспективе сохранится. Достаточно сказать, что в рамках вышеизложенного прогноза после 2030 года в составе индийских ВС сохранится только один тип западных боевых самолетов («Рафаль»), в то время как сейчас – три типа («Мираж-2000», «Ягуар», «Харриер»). В этом свете разговоры о том, что Россия проигрывает Западу рынок боевой авиации Индии, можно рассматривать как конъюнктурные и некомпетентные.
Векторы сотрудничества

Вполне очевидно, что Индия стремится увеличить долю боевых самолетов национального производства, однако история легкого истребителя «Теджас» и особенно его двигателя «Кавери» резко увеличила число сторонников интернационализации основных авиационных программ.

Россия в свою очередь сумела своевременно отреагировать на тенденцию развития национальных программ Индии и предложить взаимовыгодную стратегию углубления сотрудничества.

Ни одна из западных стран не смогла наладить аналогичного сотрудничества с Индией. «Рафаль», победивший в тендере MMRCA, предполагает примерно такой же уровень сотрудничества (лицензионное производство), которого Россия достигла в рамках программы МиГ-21 50 лет назад. В отличие от программ Су-30МКИ и МиГ-29К/КУБ Министерство обороны Индии в части «Рафаля» не участвует в определении облика своего будущего самолета, а лишь выбирает из предложенных, ранее разработанных французами вариантов.

Нью-Дели выбрал Россию основным партнером в развитии боевой авиации исходя из наилучшего баланса политических, технических и экономических факторов. США не имеют доступа на рынок боевых самолетов Индии как политически ненадежный партнер (в Индии помнят американские эмбарго после испытаний индийского ядерного оружия) и союзник Пакистана.

Уровень политического доверия Индии и России, а также взаимопонимания между техническими специалистами существенно превышает аналогичные показатели конкурентов. Это чрезвычайно важно для боевой авиации, которая является наиболее чувствительной областью военно-технического сотрудничества.

Более чувствительны лишь вопросы ядерные, но они развиваются исключительно в рамках национальных программ.

Основной вектор развития отношений России и Индии – движение от поставок техники в направлении более продвинутых форм технической и научно-технической кооперации. Постепенно две страны накапливали опыт сотрудничества в лицензионном производстве и модернизации самолетов МиГ-21, МиГ-21бис, МиГ-27.

Во второй половине 90-х годов в рамках программы Су-30МКИ произошла революция: РФ и Индия начали совместно определять облик перспективного истребителя, а ведущие индийские высокотехнологичные предприятия подключились к разработке и производству систем для самолетов.

Аналогичный опыт получила РСК «МиГ» при работе по программе МиГ-29К/КУБ и модернизации МиГ-29 по проекту МиГ-29UPG.

Сотрудничество с Индией в области боевой авиации превращается в «улицу с двусторонним движением». Удачные идеи и решения, реализованные в Су-30МКИ и МиГ-29К/КУБ, используются в Су-30СМ и российском варианте МиГ-29К/КУБ, которые закупаются Министерством обороны РФ в рамках гособоронзаказа.

Совместная работа России и Индии по программам МиГ-21, МиГ-27, Су-30МКИ, МиГ-29К, МиГ-29UPG сформировала предпосылки для рывка в совместной разработке перспективной авиационной техники, которая реализуется в рамках программы FGFA (российско-индийский самолет пятого поколения на базе ПАК ФА).
Новый уровень доверия

Совместное определение облика, проектирование, строительство боевых самолетов требуют более высокого уровня доверия и взаимопонимания, чем закупка техники.

Выход на этот уровень со всеми основаниями можно считать одним из главных достижений авиастроителей РСК «МиГ», корпорации «Иркут», компании «Сухой» и в целом российской Объединенной авиастроительной корпорации.

Это доверие – стратегический актив России, гарантия сохранения ее позиций на самом большом на сегодня рынке боевой авиации, а также действенный способ экономии национальных ресурсов за счет объединения усилий двух стран.

Российско-индийская кооперация в военном авиастроении соответствует потребностям двух стран и мировым тенденциям интернационализации военных программ. По существу Су-30МКИ, МиГ-29К/КУБ, FGFA – это наш абсолютно адекватный ответ на такие международные программы, как «Еврофайтер» и F-35.

Основные вехи сотрудничества России и Индии в области истребительной авиации

С 1963 года – поставки МиГ-21Ф-13.

1967–1987 годы – лицензионное производство МиГ-21 различных модификаций на заводах корпорации HAL.

80-е годы – поставка истребителей МиГ-23, МиГ-25, МиГ-29.

1988–1997 годы – лицензионное производство истребителей-бомбардировщиков МиГ-27М на заводах корпорации HAL.

1996 год – подписание исторического контракта на разработку и поставку ВВС Индии многоцелевых истребителей Су-30МКИ (головной исполнитель – корпорация «Иркут»).

1996–2002 годы – организация корпорацией «Иркут» интернациональной команды по определению облика и разработке Су-30МКИ. Основные участники: «ОКБ Сухого», HAL, высокотехнологичные компании Индии, Франции и других стран.

2000 год – подписание контракта на производство Су-30МКИ в Индии по лицензии корпорации «Иркут».

С 2002 года по настоящее время – поставки ВВС Индии истребителей Су-30МКИ.

2004 год – подписание контракта на поставку МиГ-29К/КУБ, в кооперацию по которому вошли ведущие индийские производители авионики.

2009–2011 годы – поставки МиГ-29К/КУБ по контракту 2004 года.

Март 2010 года – подписание контракта на поставку 29 МиГ-29К/КУБ в рамках опциона к контракту 2004 года.

Декабрь 2010 года – подписание документов, предусматривающих совместную разработку истребителя пятого поколения FGFA.

С декабря 2012 года – поставка МиГ-29К/КУБ по контракту 2010 года.

Декабрь 2012 года – поставка трех модернизированных самолетов МиГ-29UPG.

24 декабря 2012 года – подписание очередного контракта на поставку 42 самолетокомплектов для лицензионного производства Су-30МКИ.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer