Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) аннулировало сертификат эксплуатанта авиакомпании единственного мордовского авиаперевозчика ОАО «Авиалинии Мордовии». Без этого документа самолеты авиакомпании не смогут подняться в воздух. Как говорится в сообщении Росавиации, к таким мерам привело «ухудшение безопасности полетов» и то, что руководство авиакомпании не приняло эффективных мер, чтобы устранить неоднократно отмечавшиеся несоответствия сертификационным требованиям.
В качестве примеров ведомство приводит происшествие с Ан-2 в июле 2012 года, когда пилоты авиакомпании грубо нарушили технику пилотирования при посадке, в результате чего у самолета отвалилось хвостовое колесо. Следующий инцидент произошел 8 января 2013 года, когда самолет Ан-24РВ выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы аэропорта Саранска из-за ошибки экипажа. Тогда никто не пострадал, но в Росавиации полагают, что этот серьезный инцидент мог привести к более тяжелым последствиям. Ранее агентство воздушного транспорта уже выявляло недостатки в «организации летной и эксплуатационной деятельности». Руководству компании предоставили время для устранения нарушений. Но, как отмечают в Росавиации, менеджмент авиакомпании не выполнил указания, в результате возникла прямая угроза безопасности полетов воздушных судов, здоровью и жизни пассажиров. В феврале 2012 года ведомство провело внеплановую инспекционную проверку и выявило факты несоблюдения авиакомпанией сертификационных требований, нарушение норм рабочего времени и времени отдыха летных экипажей, ухудшение основных производственных и финансовых показателей. Как пояснили в Росавиации, поскольку восстановить сертификат эксплуатанта невозможно, «Авиалиниям Мордовии» придется заново собирать все документы авиаперевозчика и доказывать свою состоятельность агентству воздушного транспорта. Однако генеральный директор ОАО «Авиалинии Мордовии» Сергей Чуйков заявил „Ъ“, что компания не собирается прекращать вылеты. «Мы не намерены останавливать эксплуатацию самолетов. Я вам не могу сказать, что конкретно мы предпримем, но летать будем точно. А сертификат соответствия мы получать тоже собираемся», — сообщил господин Чуйков.
ОАО «Авиалинии Мордовии» учреждено в 2006 году на базе ГУП «Саранский объединенный авиаотряд». Единственный авиаперевозчик в Мордовии, управляет аэропортом Саранска. Уставный капитал — 114,4 млн руб. Владелец 100% акций — Республика Мордовия в лице государственного автономного учреждения «Фонд имущества». Пассажиропоток в 2011 году — 15 тыс. человек (сокращение на 28,5%, в 2010 году — 21 тыс.). Выручка в 2011 году — 99,3 млн руб., чистый убыток — 12 млн руб. «Авиалинии Мордовии» осуществляют регулярные и чартерные рейсы в Москву и Сочи. Парк авиакомпании состоит из трех Ан-24РВ и одного Ан-26-100. Авиакомпания также выполняла совместные рейсы с компанией «Руслайн» с привлечением самолетов СRJ-100 и CRJ-200.
ОАО «Эйр-Самара» создано в июле 2010 года. По данным «Коммерсантъ. Картотека», уставный капитал — 100,1 млн руб. 19% акций принадлежат ОАО «Международный аэропорт Курумоч», 51% — ОАО «Самараоблавтотранс», 30% — воронежскому ЗАО «Полет». К концу 2013 года Самарская область намерена внести в уставный капитал компании 600 млн руб.
Ранее мордовские и самарские власти (бывший президент Республики Мордовия стал губернатором Самарской области) анонсировали объединение ОАО «Авиалинии Мордовии» с ОАО «Эйр Самара» для создания единой авиакомпании, которая в перспективе могла бы заняться выполнением межрегиональных рейсов по программе, которую сейчас разрабатывает аппарат полномочного представителя президента в Приволжском федеральном округе. Однако у «Эйр Самара» нет сертификата эксплуатанта, как нет и летного парка, а в штате числится один человек — генеральный директор. В самарском областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014—2015 годов расходов на объединение компаний не предусмотрено. Тем не менее самарское правительство решило вмешаться в ситуацию с «Авиалиниями Мордовии» и собирается обратиться в Федеральное агентство воздушного транспорта за разъяснениями о возможностях восстановления сертификата. В Государственном комитете по транспорту Республики Мордовия, в ведении которого находятся мордовские авиалинии, оперативно прокомментировать ситуацию не смогли.
По словам представителя «Оренбургских авиалиний» в Нижнем Новгороде Виктора Пархоменко, как бы ни хотелось «Авиалиниям Мордовии», без сертификата эксплуатанта авиакомпания не сможет поднять ни одного самолета в воздух — «им просто не дадут разрешения на вылет». «Однако «Авиалинии Мордовии», которые обладают самолетным парком, могут передать его другой авиакомпании и летать под ее флагом», — говорит господин Пархоменко. Он считает, что компания может пойти по пути укрупнения, и не исключает возможности перехода мордовских авиалиний под крыло ОАО «Эйр Самара». «Если раньше компании говорили о возможном объединении, то сейчас из-за сложившейся ситуации оно может состояться, но при условии, что «Эйр Самара» получит сертификат эксплуатанта. Однако для этого необходимо проделать огромную работу, собрать множество документов, и с момента аннулирования до его получения может пройти несколько месяцев. Или мордовские авиалинии могут найти другого партнера», — полагает эксперт.
Ранее «Авиалинии Мордовии» уже заявляли о намерении создать альянс с
авиакомпаниями «Татарстан» и «Ак Барс Аэро». Однако позже планы компании изменились и было сделано заявление об объединении с «Эйр Самара».