Деление условно. Есть страны, где главы государств не уходят с поста живыми, да и грань между их персональным кошельком и госбюджетом не всегда заметна, но при желании можно сравнить рейтинги между собой. Еще одна оговорка: к сожалению, "чиновничий" рейтинг неполон. Заказчики примерно десятка воздушных лайнеров, которые могли бы в него попасть, неизвестны. Так, один из лайнеров, занимающий вторую строчку рейтинга, уже видели в раскраске, традиционной для эмирата Катар, но эмир не подтвердил факта покупки.
Потратить очень много на персональный самолет — задача непростая. Возможности ограничены: выбрать можно из пары-тройки многоместных моделей в VIP-комплектации, ничего другого на рынке просто нет. Единственный выход — потратиться на интерьер. Производители это знают и отправляют свою продукцию клиентам "зеленой", без отделки. Процесс отделки обычно занимает год-два и может удвоить первоначальную цену.
На протяжении всего прошлого года сообщалось о скорой поставке самого дорогого самолета в мире, заказанного еще в 2007 году. Хозяин — принц аль-Валид бен Талал ибн Абдель-Азиз ас-Сауд. Из правящей династии Саудовской Аравии, но при этом бизнесмен, международный инвестор, "арабский Баффет". В рейтинге богатейших людей мира журнала Forbes он занимает 29-ю позицию с состоянием около $18 млрд. За свой лайнер принц заплатил около полумиллиарда долларов. У самолета три палубы (этажа) с лифтом, который опускается на взлетно-посадочную полосу, гараж на два "Роллс-Ройса", стойло для лошадей и верблюдов, курятник, конференц-, концертный и тренажерный залы, турецкая баня, пять спален, кабинет, столовая. Из техники стоит отметить 3D-проектор и стол со столешницей в виде тачскрин-дисплея. В каждой спальне есть проектор, создающий на полу изображение молитвенного коврика, который благодаря компьютеру всегда ориентирован на Мекку.
Принц аль-Валид поднял планку летающей роскоши на новую высоту. "Бандит" Романа Абрамовича (так лайнер прозван за черную "маску" вокруг кабины пилотов) на этом фоне смотрится скромной рабочей лошадкой: одна спальня, места для верблюдов и кур вовсе не предусмотрены, подниматься надо по трапу, своими ногами. Посмотрим, примет ли Роман Аркадьевич вызов.
Самые дорогие персональные самолеты, используемые государственными лидерами. Топ-5
Место в |
|
Год |
|
Цена (млн |
---|---|---|---|---|
1 |
Boeing VC-25A (747-200B) Air |
1990 |
США |
Около 330 |
2 |
Boeing 747 8 Intercontinental |
2012* |
Катар** |
280-317*** |
3 |
Boeing 747 8 Intercontinental |
2012 |
Кувейт |
280-317*** |
4 |
Ил-96-300 |
1996 |
Россия |
До 300**** |
5 |
Boeing 747-430 VIP |
2006 |
Бруней |
220 |
В случае, если руководители государства используют несколько аналогичных самолетов, в рейтинге приводится информация только по одному из лайнеров. Цены приведены без учета инфляции.
*Поставлен заказчику в базовой комплектации, будет введен в эксплуатацию после завершения работ по отделке интерьера в 2014 году.
**Официально информация о заказчике не подтверждалась и не опровергалась.
***В разных источниках указываются разные данные.
****Приблизительная оценка.
Самые дорогие персональные самолеты, принадлежащие бизнесменам. Топ-5
Место в |
|
Год |
|
|
Цена (млн |
---|---|---|---|---|---|
1 |
Airbus ACJ |
2013 |
Принц аль-Валид |
Саудовская |
485-500** |
|
380-800 Prestige* |
|
бен Талал ибн |
Аравия |
|
2 |
Boeing 767-33A |
2004 |
Роман Абрамович |
Россия |
100-270** |
3 |
Boeing 787-8 |
2007 |
Джозеф Лау |
Китай |
153 |
4 |
Boeing 767-277 |
1999 |
Марк Кубан |
США |
144,1 |
5 |
Boeing 757 |
2011 |
Дональд Трамп |
США |
100 |
*Неофициальное, но используемое даже производителем название — Flying Palace ("Летающий дворец").
**По разным оценкам.