Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Риски "открытого неба"


26 февраля 2013 года Игорь Гарин, УНИАН


Начавшийся год не сулит «светлого будущего» мировому рынку авиаперевозок. По прогнозу Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), рентабельность авиакомпаний по чистой прибыли в 2013 году будет менее 3%. Многим компаниям будет очень трудно сократить расходы и оставаться конкурентоспособными. Это значит, что сложная экономическая ситуация, высокие налоги и рост аэропортовых сборов могут привести к банкротствам некоторых европейских авиакомпаний.

В полной мере воздействие факторов риска испытают на себе и отечественные авиаперевозчики. Собственно говоря, крупнейший из них – «АэроСвит» (обеспечивавший 37% объема пассажирских авиаперевозок в стране) уже пополнил ряд банкротов (Alitalia, Japan Airlines, American Airlines).
 
Нельзя сказать, что крах «АэроСвита» не был замечен властями страны – уж очень большим треском он сопровождался. Но и власти, и политики, и журналисты, и обыватели слишком, на наш взгляд, озаботились вопросом «кто виноват?». А искать ответ нужно на другой вопрос: «что делать?».
 
Похоже, что делать с отраслью, которая остается «визитной карточкой» страны, но в которой фактически остался один отечественный крупный авиаперевозчик – МАУ, украинские власти не знают.
 
Наиболее простым решением было открытие украинского неба для всех желающих. По мнению части экспертов, этот шаг может разом решить все проблемы: дешевых авиабилетов, открытия новых маршрутов, загруженности аэропортов. Но является ли самое простое решение самым верным?..
 
Дешевые билеты
 
Значительное удешевление авиабилетов традиционно связывается в массовом сознании с бюджетными авиакомпаниями – лоукостами. Но классический европейский лоукост нацелен на конкуренцию с недешевым в Европе наземным транспортом. В Украине же цены на железнодорожный транспорт настолько низкие, что никакой лоукост с ними тягаться не сможет. Учитывая, что в ближайшее время ситуация не изменится, бюджетные авиакомпании будут отбирать пассажиров у классических авиаперевозчиков.
 
Цены лоукост-компаний, хотя и будут ниже, чем у «классиков», но достигаться это преимущество будет за счет жесткой экономии и более низкого уровня предоставляемого клиентам сервиса. В конечном счете, совокупные расходы на перелет самолетом «дешевой» компании могут оказаться вполне сопоставимыми с ценой «дорогого» билета.
 
Кстати, о «дорогих» билетах. Авиакомпании пытаются снижать цены, но сделать это чрезвычайно сложно. Ведь цены на наземное обслуживание только растут. Отчасти это понять можно – расходы Украэроруха на обеспечение безопасности полетов должны быть покрыты. Но беда в том, что формируются эти расходы не прозрачно.
 
Столь же непрозрачно в Украине и формирование цен на поставки топлива и питания, аэропортовое и пассажирское обслуживание и т.п. Авиакомпании в этой цепочке оказываются, что называется, «крайними» – они должны покрывать расходы всем и при этом снижать цены.
 
Новые маршруты
 
В США авиарынок в его сегодняшнем виде фактически был создан бюджетными компаниями. Первый лоукост (Southwest Airlines) приходил в американскую глубинку, инвестировал не только в аэропорты, но и в дороги, автостоянки и т.п. В Европе «дешевые» перевозчики стали летать во второстепенные аэропорты, открывая новые маршруты, развивая туризм, следствием чего стало выстраивание в регионах соответствующей инфраструктуры.
 
Но в Украине, как показывает опыт работающей с 2008 года «Визз Эйр Украина», поведение дискаунтера кардинально отличается от классических американских и европейских образцов. Он не развивает новые маршруты, а приходит на те, что уже хорошо «обкатаны» украинскими авиаперевозчиками. Так, летом «Визз Эйр» заявляется на популярный маршрут Киев-Симферополь, а на зиму уходит на Львов, куда пассажиров привлекает зимний туризм. Хотя «Визз Эйр» имеет практически неограниченное право на внутренние перевозки, он отнюдь не спешит реанимировать региональные аэропорты.
 
Если уже работающий в стране лоукост не заинтересован в развитии внутренних авиаперевозок, то что дает нам основания считать, что этим будет заниматься вновь прибывший? Можно подумать, глава Ryanair Майкл О’Лири только и мечтает о том, как его компании встать на маршрут Полтава-Тернополь…
 
О срочной необходимости «открытия неба» можно было бы говорить, если бы европейские компании задыхались от нехватки частот, т.е., если бы частоты на полеты между Европой и Украиной, зафиксированные в горизонтальном соглашении, полностью были заполнены. Но, скажем, из Италии выполняется 10 рейсов из 35 возможных. Из Германии уже сейчас можно летать в любые украинские региональные аэропорты, но что-то не летают.
 
И дело не в бюрократических процедурах или даже коррупционных схемах. Главными препятствиями остаются отсутствие платежеспособного спроса со стороны украинцев и отсутствие интереса к регионам нашей страны со стороны европейцев.
 
Будущее аэропортов
 
Существует мнение, что «открытое небо» даст толчок развитию аэропортов. «Это вряд ли», – как говорил товарищ Сухов. Иностранцев в Украине главным образом интересует один аэропорт – Борисполь. Скажем, в Донецке небо открыто уже два года. Там объявлена пятая степень свободы (она означает, что авиакомпании могут перевозить пассажиров не только из точки A в точку B и из точки A в точку C (с промежуточной посадкой в точке B), но и из точки B в точку C (A-B-C) и обратно), но наплыва иностранцев не заметно.
 
Что касается Борисполя. Совершенно очевидно, что иностранные перевозчики не будут делать из Борисполя узловой аэропорт (хаб). В этом может быть заинтересован только базовый перевозчик.
 
В качестве примера можно привести аэропорт Будапешта. Когда в феврале 2012 года обанкротилась Malеv, аэропорт потерял 40% пассажиропотока и до сих пор не восстановился.
 
Нечто похожее уже испытал и Борисполь. «АэроСвит» ушел из терминала Б и сейчас терминал пустеет с каждым днем. Теперь здесь обслуживается лишь полтора десятка рейсов в день на вылет, большинство из которых – внутренние. Это уже привело к тому, что арендаторы в терминале начинают задумываться, имеет ли смысл продолжать работу дальше.
 
Если лоукосты (а в «открытое небо» придут, прежде всего, именно они) вытеснят из Борисполя отечественные компании, то потери Борисполя будут еще ощутимее. Ведь Борисполь (как, впрочем, и все другие украинские аэропорты) много потеряет на наземном обслуживании (лоукостам не нужны кейтеринг, уборка, заправка и т.д.).
 
Из мировой практики известно, что если базовые компании на одного своего сотрудника создают 6 рабочих мест в аэропорту, а сетевые – 3 места, то лоукосты – всего 1. Не трудно подсчитать, что с потерей базовой компании и со сворачиванием деятельности «сетевиков», аэропорт сокращает рабочие места в 3-6 раз. Очевидно, что это вовсе не то, что сейчас нужно Борисполю...
 
Решение пока не принято. Если правительство поддержит национальных авиаперевозчиков и аэропорты, то это не станет препятствием для открытия неба в будущем. Такой выбор покажет, что у правительства есть понимание того, с каких позиций выгоднее входить в единое европейское воздушное пространство. Если же небо откроется прямо сейчас, то отсутствие в Украине государственной стратегии развития отрасли станет очевидным. Ведь этим шагом будет достигнута «точка невозврата» и на перспективах развития отечественного авиатранспорта можно будет поставить крест. Отечественным авиакомпаниям будет не до развития. Даже крупнейшая из них – МАУ – сожмется как устрица, на которую капнули лимонным соком. И если она еще какое-то время продержится, то для отечественной авиационной отрасли в целом это будет началом конца, а для государства Украина – потерей статуса крупной авиационной державы.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer