В 1956 г. он заканчивает Челябинский аэроклуб, а в 1960 г. Луганское училище военных летчиков. С этого дня началась его служба в ВВС в качестве летчика-истребителя. Характер Зайцева проявился в аварийной ситуации, когда он, несмотря на команду руководителя полетов срочно катапультироваться, благополучно посадил горящий истребитель МИГ-15бис.
Моментально оценивать обстановку, самостоятельно принимать решения широко мыслить, брать на себя всю полноту ответственности, филигранно выполнять работу – этими качествами он обладал от природы. Именно они позволили молодому военному летчику пройти сложный путь от рядового пилота до руководителя гражданской авиации страны.
После службы в армии он работает диспетчером службы движения, а затем летает пилотом Ан-2 в Салехарде. Именно в Тюменском управлении Геннадий Николаевич получил богатый летный и производственный опыт, пройдя путь от рядового пилота до заместителя командира Салехардского ОАО по летной службе. Он много летал в сложных климатических условиях Крайнего Севера на самолетах Ан-2, Як-40, вертолетах Ми-8, стал одним из самых молодых пилотов отрасли, получивших звание «Заслуженный пилот СССР» и награжденных орденом Ленина. В этом управлении Г.Н. Зайцев проработал почти четверть века. Тюменские авиаторы и сегодня гордятся соратником по работе, с благодарностью отмечают его большой вклад в развитие края.
В 1980 г. Г.Н. Зайцева переводят на работу в Управление гражданской авиации Центра – одно из крупных и сложных территориальных управлений ГА. На плечи заместителя начальника управления по летной службе легла очень большая нагрузка. Большего внимания к себе требовало обеспечение безопасности полетов. Г.Н. Зайцеву принадлежит ведущая роль в проведении эксплуатационных испытаний самолета Як-42.
В 1983 г. он заканчивает Академию гражданской авиации. В 1987 г. Геннадия Николаевича переводят в центральный аппарат МГА СССР на должность заместителя начальника Управления летной службы по авиации спецприменения (ПАНХ), а в 1990 г. назначают начальником Главного управления летной службы МГА СССР. Как считают авиаторы, должность очень трудная и очень почетная, но, как правило, «расстрельная».
После распада СССР и ликвидации МГА СССР он назначается первым заместителем Директора Департамента воздушного транспорта (ДВТ) Минтранса России, а в 1996 г. – директором ДВТ в ранге первого заместителя Министра транспорта. В этот сложный период для отрасли особо проявились талант организатора, глубокий профессионализм и бойцовские качества Г.Н. Зайцева.
Благодаря его усилиям, ДВТ был реорганизован в Федеральную авиационную службу (ФАС), а затем она была выведена из Минтранса и подчинена непосредственно Правительству РФ. Была восстановлена самостоятельность в управлении гражданской авиацией. Непосредственно под руководством Г.Н. Зайцева шло формирование, а затем принятие Воздушного кодекса РФ.
Он возглавил работу российской группы в совместном со специалистами США анализе по оценке состояния безопасности полетов в России. Результатом стал совместный отчет, в котором констатировалось, что состояние безопасности полетов в гражданской авиации России соответствует международным стандартам и рекомендуемой практике ИКАО и не угрожает снижением уровня безопасности полетов, в том числе, для граждан США. На основании отчета было разработано двустороннее соглашение между США и Россией по вопросу обеспечения безопасности полетов, так называемое BASA, оно подписано Альбертом Гором и Виктором Черномырдиным.
Г.Н. Зайцев постоянно контролировал ход разработок и внедрения новой отечественной авиационной техники: самолетов Ил-96, Ту-204, Ил-114, Ту-334, Бе-200, вертолетов Ка-32, Ка-226, Ми-38.
Нужно сказать, что пилотом он оставался, находясь и на посту руководителя гражданской авиации. За этот период он освоил и ввелся в строй в качестве командира воздушного судна на самолетах Ил-76 и Ан-124 «Руслан». Безаварийный налет Г.Н. Зайцева более 14000 часов. Общеизвестно, что в пилотской кабине он не является любителем правого кресла.
Г.Н. Зайцев наделен непростым характером, бывает резок, бескомпромиссен, обидчив, что не всегда ему шло на пользу. Но основу личности Геннадия Николаевича составляет верность авиации, глубокий профессионализм, настойчивость, смелость в борьбе, ответственность, а в целом – полезность общему делу. Он стойко держит удар судьбы.
Очень хочется, чтобы авиационное сообщество объективно и полно себе представляло – кто есть кто. Кто заливается словесной трелью, а кто, сжав зубы, в поту, прокладывает глубокие борозды на общей авиационной пашне!
Вадим Замотин, заместитель Министра ГА СССР в 1990-91 г.г., директор Департамента воздушного транспорта в 1993-96 г.г.
Виктор Горлов, заместитель Министра ГА СССР в 1986-91 г.г., заместитель руководителя федеральных авиационных органов в 1991-2000 г.г.
Виктор Горлов, заместитель Министра ГА СССР в 1986-91 г.г., заместитель руководителя федеральных авиационных органов в 1991-2000 г.г.