Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Не взлетим, так поплаваем


1 февраля 2013 года Алексей Михалёв, Lenta.ru


Тридцать пятый пуск ракеты-носителя «Зенит-3SL» с морской платформы в Тихом океане в рамках программы «Морской старт» (Sea Launch) завершился аварией. По предварительным данным, сразу после старта ракета отклонилась от заданной траектории, а затем на пятидесятой секунде полета аварийно отключился двигатель первой ступени. Ракета упала в океан.

Немного истории

Аварии в проекте Sea Launch происходили и раньше — новая нештатная ситуация стала третьей в истории этой программы. Первая произошла 12 марта 2000 года во время третьего с начала программы пуска. Он состоялся в 6:49 по местному времени, на борту находился спутник мобильной связи ICO F-1. При запуске двигателей второй ступени ракета начала отклоняться от заданной траектории. Через два часа после пуска представители консорциума Sea Launch объявили, что «Зенит» потерпела аварию, а спутник потерян.

В ходе расследования специальная комиссия установила, что к аварии привело незакрытие клапана пневмосистемы второй ступени из-за программной ошибки в наземной системе. Открытый клапан, в свою очередь, вызвал потерю давления газа в системе, что привело к сбою автоматики рулевого двигателя и его последующей остановке.

29 июня 2004 года с плавучей платформы в Тихом океане запускали спутник связи Telstar-18. На сей раз у «Зенита» отказал разгонный блок ДМ-SL. Согласно официальному пресс-релизу, при запуске в бортовой кабельной сети разгонного блока произошло замыкание. В итоге маршевый двигатель ДМ-SL отключился досрочно и «Зенит» не сумел вывести спутник на нужную орбиту. Пуск признали «частично успешным».

Самая масштабная авария в рамках программы Sea Launch произошла почти ровно шесть лет назад — 30 января 2007 года по местному времени или 31 января — по московскому. Практически сразу после пуска двигателей ракета, которая должна была доставить на орбиту нидерландский спутник связи NSS-8, провалилась в стартовый стол. Произошел взрыв. Последующий осмотр места происшествия представителями Sea Launch показал, что серьезных повреждений пусковая платформа не получила, и ее отправили в порт приписки — американский Лонг-Бич — на косметический ремонт.

Причиной аварии специальная комиссия назвала отказ и возгорание двигателя первой ступени РД-171М из-за попадания в насос окислителя посторонней металлической частицы.

Тридцать пятый

Что стало причиной последней нештатной ситуации, пока до конца непонятно. Расследовать инцидент будет специальная комиссия — ее организует Центр управления полетами. Предварительно известно лишь, что вскоре после старта ракеты (10:56 по московскому времени, 20:56 31 января по местному времени) двигатель первой ступени РД-171, изготовленный НПО «Энергомаш», перестал работать.

Сразу после инцидента исполнительный директор «Энергомаша» Владимир Солнцев пообещал провести экспресс-анализ телеметрической информации пуска ракеты. Разработчик самой ракеты «Зенит» — украинское КБ «Южное» — также взялся разобраться в причинах фальстарта. «Наши специалисты где-то через пять часов получат телеметрию. Мы будем работать в субботу и в воскресенье, и в понедельник мы, возможно, уже сможем сделать предварительные выводы о причинах аварии. Специалисты РКК "Энергия" [которая разработала для ракеты "Зенит-3SL" разгонный блок ДМ-SL — прим. "Ленты.ру"] тоже занимаются анализом данных», — рассказали РИА Новости в КБ.

Тем временем источник «Интерфакса» в ракетно-космической отрасли предположил, что сбить ракету с правильной траектории могло сильное волнение Тихого океана. По его словам, стабилизирующие двигатели пусковой платформы едва справлялись с качкой, в то время как для успешного пуска необходима полная устойчивость пусковой поверхности: к ней привязано все навигационное и гироскопическое оборудование ракеты и платформы.

Поскольку «Зенит» с самого старта ушел с нужной траектории, по мнению собеседника агентства, можно говорить о том, что системы ракеты сразу определили нештатную ситуацию из-за качки и включили двигатели на увод ракеты от пусковой платформы Odyssey. «Ракета упала в океан, командное судно и плавучий космодром не пострадали», — подытожил представитель ракетно-космической отрасли.

Источник РИА Новости, в свою очередь, указывает на другую возможную причину аварии. «Пятидесятые-шестидесятые секунды — это время прохождения ракетой максимальных аэродинамических нагрузок, и поскольку это время является наиболее трудным с точки зрения управления ракетой, скорее всего, авария произошла из-за сбоя в системе управления, что, в свою очередь, может означать целый комплекс причин. К примеру, либо были выданы неправильные команды, либо команды неправильно выполнялись», — заявил собеседник агентства.

Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин в своем твиттере приводит и вовсе иное описание аварии. По словам чиновника, автоматическая команда на отключение двигателей поступила на 20-й секунде полета.

Ракета

Как бы то ни было, но причина аварии, скорее всего, кроется все-таки в самой ракете-носителе. Что именно произошло, предстоит выяснить комиссии, однако сейчас необходимо помнить о двух важных фактах.

Во-первых, в общей сложности ракеты-носители семейства «Зенит-2» запускали 78 раз. Восемь пусков закончились авариями, еще четыре признали частично успешными. Например, 9 ноября 2011 года ракета «Зенит-2SLБ» стартовала с Байконура с российской автоматической межпланетной станцией «Фобос-Грунт» на борту — сама ракета тогда отработала штатно, в отличие от двигательной установки космического аппарата.

Во-вторых, генеральный конструктор КБ «Южное» Станислав Конюхов, комментируя неудачный пуск ракеты с морской платформы еще в 2000 году, заявил тогда, что пять аварий на 34 пуска ракет семейства «Зенит-2» — «нормальная статистика» для ракет такого класса, она лишь свидетельствует об их надежности. И раз программу пусков с тех пор никто не остановил, значит, участников и партнеров Sea Launch все устраивает.
 




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс



Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBvohZ
Ремонт откатных ворот на http://remont.youdo.com/building/zabor/vorota/remont/otkatnye/.
Осуществляем услуги: http://remont.youdo.com/facing/facing/wooden/other/attic/ - заказ услуг.
YouDo: http://perevozki.youdo.com/pereezd/office/, быстро и недорого.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer