Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Молчи, скрывайся и бомби


4 февраля 2013 года Иван Яковина, Lenta.ru


Израильская авиация в ночь на 30 января нанесла удар по сирийским целям — впервые с начала гражданской войны в этой стране. Данные о том, как, где и что именно было уничтожено, разнятся, однако в любом случае появление нового игрока в этом конфликте может спутать все карты как правительству Башара Асада, так и повстанцам.

Точной информации о том, что произошло в предутренние часы 30 января, немного. Три звена по четыре боевых самолета одно за другим взлетели с авиабаз на севере Израиля, прошли над морем, углубились в ливанское воздушное пространство и на низкой высоте вне зоны действия радаров направились к границе с Сирией. Там истребители отбомбились, после чего тем же маршрутом вернулись на базы. Собственно, больше ничего о произошедшем доподлинно неизвестно. Начинаются разночтения.

По данным многочисленных источников в регионе, а также в США, израильтяне уведомили американское руководство о намерении уничтожить конвой из грузовиков, перевозивших «опасные вооружения» в Южный Ливан, где базируется движение «Хизбалла». Назывались даже виды этого оружия: противовоздушные комплексы «Бук-М1-2», противокорабельные крылатые ракеты П-800 «Яхонт» (и то, и другое российского производства), а также компоненты для создания боевых отравляющих веществ — зарина и иприта.

Смысл этой поставки объясняется так: сирийское правительство пытается спасти наиболее ценные и потенциально опасные образцы вооружений и боевой техники, отправив их «на хранение» в Ливан. Нынешний характер гражданской войны не предполагает использования ни противокорабельных ракет, ни комплексов ПВО, ни химического оружия. Все это добро сейчас висит балластом на сирийской армии. При этом бросить столь дорогие игрушки жалко, а на их охрану и обслуживание тратятся драгоценные по нынешним временам ресурсы сирийской армии.

Кроме того, именно такого военного оборудования не хватает движению «Хизбалла», которое в техническом отношении безнадежно отстает от своего извечного противника Израиля. Для шиитских радикалов сбить израильский самолет или потопить корабль — это великая победа и настоящий праздник, поэтому «Буки» и «Яхонты» для них поистине бесценны. В общем, от вывоза военного оборудования в Ливан выиграли бы и поставляющая, и принимающая стороны.

Проиграл бы, разумеется, лишь Израиль. Поэтому уничтожение подобного каравана с оружием — прямая обязанность израильских ВВС. Причем желательно было сделать это не на сирийской территории, чтобы не доводить до международного скандала. А вот местность, где базируется «Хизбалла», подходит идеально. Ливанское правительство там ничего не контролирует, а сама эта организация во многих странах числится террористической.

Однако и сирийцы, и ливанцы утверждают, что в действительности израильтяне разбомбили научный центр под Дамаском, специализировавшийся на «изысканиях в области вооруженного сопротивления». О том, что именно изучали в центре с такой специализацией, остается только догадываться.

Выяснить, какая из этих версий соответствует действительности, могли бы помочь те, кто, собственно, бомбил, — израильтяне. Но они наотрез отказываются комментировать произошедшее, давая понять: «мы тут ни при чем, ничего не знаем». Никто в это, конечно, не верит, но все знают, что если израильтяне решили о чем-то молчать, то мнения своего в обозримой перспективе не изменят.

Тут надо сказать несколько слов о международной реакции на произошедшее. Даже не разобравшись, в чем там дело, бомбардировку в несколько истерическом тоне осудил МИД РФ. При этом российские дипломаты честно признались, что толком ничего не знают, снабдив очередную «глубокую озабоченность» стыдливой вводной «если эта информация подтверждается...». Компанию в осуждении «акта варварской агрессии» российскому МИДу составили Иран и все та же «Хизбалла». Даже Китай, лояльно относящийся к нынешнему сирийскому режиму, предпочел промолчать до выяснения обстоятельств удара.

Тем временем большинство экспертов склоняются к мнению, что израильтяне все-таки уничтожили именно колонну с оружием, причем сделали это на территории Ливана. В пользу этой версии свидетельствуют сразу несколько фактов. Во-первых, Дамаск и его пригороды плотно прикрыты от удара с воздуха самыми современными комплексами ПВО, состоящими на вооружении сирийской армии. Сам «исследовательский комплекс», который якобы подвергся удару, стоит на горе. То есть самолетам все равно пришлось бы подниматься выше, в зону действия радаров, чтобы ударить по нему. Выходит, что либо все те же «Буки» ни на что не годятся, либо бойцы сирийского ПВО что-то слишком бурно отмечали, либо кто-то в чем-то заблуждается.

Во-вторых, сирийское государственное телевидение, обычно с удовольствием смакующее последствия «преступлений кровавых сионистов», на этот раз выдало в эфир 15-секундное сообщение, уныло зачитанное диктором. Ни дымящихся руин, ни убитых детей, ни погибших ученых публике не продемонстрировали.

Ну и в-третьих, Израиль все два года сирийской гражданской войны дипломатично придерживается позиции «чума на оба ваших дома». В Иерусалиме охотно соглашаются и с тем, что Асад — кровавый тиран, планомерно изводящий свой же народ, и с тем, что повстанцы — международные террористы. В этой связи израильтяне проявляли исключительную аккуратность в заявлениях о сирийском конфликте, а действий не предпринимали вообще никаких. Трудно представить, чтобы они вдруг взяли и из природной вредности совершили налет на безобидный научный центр вблизи от Дамаска.

Но и у этой точки зрения есть оппоненты. Они утверждают, что в связи с войной сирийская система ПВО пришла в крайний упадок, поэтому преодолеть ее труда не составляет. А смысл бомбардировки научного комплекса был в том, что боевики исламистского «Фронта аль-Нусра» пошли на штурм комплекса, в котором хранится все необходимое для создания химической бомбы. Отчасти эту версию подтвердили и сами повстанцы, обиженно заявившие, что научный институт с «помощью Аллаха» разгромили они, а израильтяне тут вообще ни при чем.

Надо сказать, что информацию об израильском ударе по сирийским целям оппозиционеры восприняли со смешанными чувствами. С одной стороны, они, конечно, обрадовались, что их мечта об иностранных бомбардировках правительственных сил наконец осуществилась. Но совсем не так, как они о том мечтали! Ведь с другой стороны, Асад для них — израильский шпион, который фактически признал оккупацию Голанских высот, причем армию бросил не против «сионистского врага», а против своих же сограждан, требующих вернуть высоты. В результате отчаянного мозгового штурма сирийская оппозиция выдала удивительный документ. Авторы обвинили Израиль в нарушении сирийского суверенитета, а Асада (sic!) — в лицемерном осуждении израильской бомбардировки. В общем, Израиль помог повстанцам технически, но подсолил им морально.

Асаду израильское вмешательство тоже ни к чему. С одной стороны, он тут же объявил повстанцев сионистскими наймитами (в его положении это вполне логично), а также пообещал найти способ отомстить Израилю, причем сделать из этого «сюрприз». С другой стороны, Асад понимает, что вся его воинственная риторика гроша ломаного не стоит. Если он только попытается сунуться в Израиль со своими «сюрпризами», его власти моментально придет конец. Это у повстанцев ушел год на то, чтобы сбить десяток правительственных истребителей. ЦАХАЛ сотрет всю сирийскую авиацию в порошок буквально за несколько дней. Наземным войскам при этом тоже не поздоровится. Да и вообще, у сирийского президента сейчас не та ситуация, чтобы злить своего самого грозного соседа. Это может быть очень чревато.

Но и тут есть альтернативная точка зрения. Суть ее в том, что Асад, припертый восстанием к стенке, может попытаться сплотить народ вокруг себя, спровоцировав войну с Израилем. Надо сказать, что здесь присутствует определенная логика. Раз уж повстанцы, скрепя сердце, осудили бомбардировку Сирии, то в случае вторжения им волей-неволей придется вставать на защиту родины от внешнего врага. Президент понимает, что война против Израиля, даже заранее обреченная на провал в военном смысле, для улучшения его имиджа сделает больше, чем миллион выступлений по телевизору. Более того, в войне против «кровожадных сионистов» на сторону Сирии (и, видимо, персонально Асада) вынуждены будут встать правительства всех арабских стран, поддерживающих повстанцев, и даже Турции. В противном случае их население не поймет. Оценив все за и против, Асад все-таки может и рискнуть, выкатив израильтянам тот самый «сюрприз». Но это станет вероятным, если ситуация станет для него совсем уж отчаянной.

Многое будет зависеть и от израильской позиции. У Иерусалима сейчас очень большое искушение под шумок, пока почти не работает сирийская ПВО, разбомбить там все потенциально опасные военные объекты. Смысл этого прост: после окончания гражданской войны (кто бы в ней ни победил) Сирия еще многие годы или даже десятилетия не должна представлять серьезной угрозы Израилю. Реакция на первый авиаудар была очень вялой: израильтянам дали понять, что «плохого» Асада можно бить, не боясь осуждения со стороны мирового сообщества (Россия и Иран не в счет). Возможно, именно поэтому очередная четверка израильских истребителей пролетела над Южным Ливаном уже 1 февраля. Чем они там занимались, пока неизвестно, но вполне вероятно, что выискивали новые цели в Сирии и Ливане.

Пока трудно с уверенностью говорить, насколько велика решимость Израиля ввязаться в сирийскую гражданскую войну. Но, как показывает опыт многолетних межобщинных столкновений в соседнем Ливане, этот фактор может стать очень весомым и во многом решающим. Не исключено, что удар по сирийским целям (в Ливане или собственно в Сирии — не так уж и важно) стал разовой акцией. Но, как правило, если в дело вступают израильские ВВС, миром ситуация редко заканчивается.
 




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer