Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Самолеты хотят перевести на биотопливо, газ и солнечные батареи


4 февраля 2013 года Александра Ермакова, Известия


Минпромторг заказал исследования, которые в перспективе должны позволить перевести гражданские самолеты на альтернативные виды топлива. Речь, в частности, идет о био- и криогенном топливе, газе и солнечных батареях. На изыскания ведомство потратит 628 млн рублей. Эксперты уверены, что инициатива продиктована стремлением к общемировой тенденции перехода на альтернативные виды топлива, однако экономической целесообразности в этом пока не видят.

Министерство промышленности и торговли объявило конкурс на проведение исследований «аспектов использования газового топлива на воздушных судах гражданской авиации», следует из материалов о проведении открытого конкурса, размещенных на портале госзакупок. Ведомство также предлагает провести «разработку технологий создания летательных аппаратов на криогенном топливе и биотопливе». Необходимость разработок  обусловлена увеличением парка авиатранспорта и объема потребляемого топлива, что ведет к истощению запасов нефти. Кроме того, использование альтернативного топлива сократит выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, полагают в Минпромторге. В рамках исследований также планируется проработать вопрос применения в авиации таких источников, как солнечная энергия, СВЧ, лазерное излучение и др.

На комплекс исследований Минпромторг выделяет 628 млн рублей, следует из конкурсной документации. Получатели госзаказа должны быть определены в марте. Результаты исследований и обоснование экономической эффективности проектов должны быть представлены в 2015 году. В дальнейшем расчеты будут переданы авиационным компаниям. Каким именно, в Минпромторге уточнить не смогли.

Эксперты авиационной отрасли уверены, что Россия стремится соответствовать западным тенденциям. Так, Международная ассоциация воздушного транспорта призывает все страны мира к стимулированию производства биотоплива для самолетов. При этом аналитики признают, что пока биотопливо все еще имеет слишком высокую цену и производится в минимальных объемах.

— Сейчас в мире есть тенденция к переходу на альтернативные виды топлива. Даже ВВС США — организация, не склонная к рискованным проектам, использует сейчас биотопливо, — говорит начальник отдела научно-технической информации Центрального института авиационного моторостроения им.П.И. Баранова Сергей Пеньков.

Для перехода на биотопливо потребуется вводить в сельскохозяйственный оборот культуры, из которых оно производится. Например, рапс, который сейчас в России не выращивают, говорит аналитик «Финама» Алексей Захаров. Организация выращивания новых для страны сельхозкультур — процесс инертный, цены на сырье, пока его будет не хватать, останутся высокими. Запад нам не помощник — там уже сейчас существует нехватка посевных площадей под технические культуры. Следовательно, экономическая эффективность от этого мероприятия пока минимальна, говорит Алексей Захаров.

В пресс-службе ОАО «УК  «Объединенная двигателестроительная корпорация» «Известиям» сообщили, что исследования в области альтернативных видов топлива ведутся, но пока не могут сказать, будет ли работа двигателя на биотопливе эквивалента керосиновому двигателю.

В 1980-х годах исследованиями в области альтернативных видов топлива для авиации уже занималось конструкторское бюро Туполева.

— У нас до сих пор существует летная лаборатория ТУ-155, самолета, который летал как на сжиженном природном газе, так и на водороде, — рассказывает начальник отдела маркетинга ОАО «Туполев» Андрей Туполев. — Сейчас тема неактуальна. Переход на альтернативные виды топлива требует большого количества дополнительного оборудования и создания соответствующей инфраструктуры. Кроме того, водород и природный газ весьма взрывоопасны.

По словам Алексея Захарова, использование прочих альтернативных источников тем более нецелесообразно. Проекты самолетов на солнечных батареях остались на уровне экспериментов. Они проводились на легких машинах скорее военного назначения — оборонщики денег особо не считают, говорит эксперт. Передача энергии на борт лучом лазера имеет слишком низкий КПД. Кроме того, для постоянной передачи лазерных лучей на борт самолета потребуется строительство огромного количества подобных станций по всему маршруту полета.

Эксперименты по использованию СВЧ-излучения проводились около 40 лет назад. Однако с тех пор о практической реализации этой идеи никто не думал: слишком много технических проблем, связанных с габаритами передающих антенн, установленных как на земле, так и на борту самолета, рассказывает Алексей Захаров.

Использование солнечной энергии неактуально для магистральных лайнеров массой больше 100 т, говорит Андрей Туполев. При этом он уточнил, что биотопливом в компании заняться готовы при условии государственной финансовой поддержки.

— Без государственного финансирования реализация подобных проектов невозможна. При условии господдержки мы готовы совместно с двигателестроителями принять участие в реализации этой идеи, — говорит Андрей Туполев.

Эксперты единодушны: пока переход на альтернативное топливо в России не нецелесообразен и не имеет экономических предпосылок. Западу нужно снижать свою нефтяную зависимость от ОПЕК.

— Россия же способна обеспечить себя керосином при любом раскладе, — говорит Алексей Захаров. Наши инженеры не видят технических проблем при  переходе на биотопливо, вопрос лишь в экономической целесообразности проекта. Но инициативе Минпромторга в духе мирового тренда, не говорить об этом немодно, — полагает Сергей Пеньков.

 




комментарии (0):






Материалы рубрики

Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
«Каста» воздушных следопытов: в войсках появятся антидроные отряды
Сергей Стрельцов
Известия
Aero India 2019: что Россия может предложить для ОПК Индии
Юлия Сырова
КоммерсантЪ - Пермь
Примите этот Краснодар

ТАСС
Аэрокосмическая выставка Aero India - 2019 открывается в Бангалоре
Марина Мазина
РБК
Авиастроителей ОАК разделят на две компании. Что теперь будет с акциями
Мария Кокорева, Инна Сидоркова, Светлана Бурмистрова
РБК
Задержка рейса длиной в год: почему отложили серийное производство МС-21
Анастасия Николаева
Интерфакс
Задержка на год
Константин Сивков
Военно-промышленный курьер
Небесные бастионы



А. Рамм, А. Козаченко, Б. Степовой, К. Валентинов
Известия
ВДВ окрыляют: десантники получат собственную авиацию
Павел Иванов
Военно-промышленный курьер
«Крылатая пехота» становится мобильнее
Николай Новичков, Дмитрий Федюшко
Военно-промышленный курьер
IDEX 2019 говорит по-русски
Илья Крамник
Известия
Иллюзия возможностей: зачем нужен сверхзвуковой пассажирский самолет
Светлана Баева
РИА Новости
Ручная кладь в четыре сантиметра: авиакомпании вводят новые правила
Алексей Сивашенков
Forbes
Гадкий утенок. Есть ли будущее у Sukhoi Superjet 100 в Европе
Иван Ткачёв, Инна Сидоркова, Петр Канаев
РБК
Не поставленные в Китай ракеты С-400 оказались поводом для санкций США
Анна Юранец
Газета.ru
«Попали в шторм»: С-400 не добрались до Китая

Forbes
СМИ сообщили об отказе в Европе от российских Sukhoi Superjet 100
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Авиационные выбросы некому принять
Сергей Самарин
Известия
Вид сверху: ВКС России нуждаются в обновлении парка «летающих радаров»
Андрей Меньшенин
Фонтанка
Почему самый большой самолет больше не нужен. Даже в самой большой стране
Первин Мамед-заде
ТАСС
Курс на Касабланку. Марокко укрепляет статус важного авиатранспортного узла Африки
Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
В третий раз на те же «МиГи»
Мария Бухарова, Алексей Петров
Известия
Отменный курс: снегопады оставили пассажиров «Аэрофлота» дома
Анастасия Николаева
Интерфакс
Сверхзвуковой, пассажирский
Александр Рассохин
КоммерсантЪ
Сверхзвуковые пассажирские самолеты ускорили высшим указом
Валерия Комарова, Петр Канаев, Мария Кокорева
РБК
Лебедев создаст VIP-авиакомпанию с совладельцем Внуково, ВЭБом и ОАК
Сергей Бабкин
Российская газета
В операционную по воздуху
Мария Кокорева, Алина Фадеева, Валерия Комарова
РБК
Правительство решило не компенсировать авиакомпаниям рост цен на керосин
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Utair собирает аргументы для кредиторов
А. Фадеева, В. Комарова, Т. Дзядко, П. Канаев
РБК
Акимов и Козак обсудят механизм ограничения роста цен на авиатопливо
Тимофей Дзядко, Петр Канаев, Мария Кокорева, Евгения Маляренко
РБК
В правительстве назвали варианты вывода Utair из кризиса
Андрей Загорский
КоммерсантЪ-FM
Льготные условия ускользают от авиакомпаний
Вера Кюппер
Наука и техника
ХХI век: эра электросамолетов и реактивных электродвигателей
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Государство оплатит укорачивание SSJ. Но для МС-21 в бюджете пока средств не нашли
Мария Кокорева, Екатерина Литова, Валерия Комарова
РБК
На совещании в Минтрансе UTair не представила новую финансовую модель
Ксения Чемоданова
360TV
«Аэродромные службы работают отвратительно». Почему самолет в аэропорту Домодедово врезался в столб
Роман Азанов
ТАСС
"Небо как соты. И там очень мало места". Как авиадиспетчеры разводят самолеты
Иван Сафронов, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Госбанки поставят на крыло. ОАК рассчитывает привлечь их в свои гражданские проекты
Иван Сафронов, Всеволод Инютин
КоммерсантЪ
А вместо сердца пламенный министр. Владимир Пучков перешел на работу в авиастроение
Алексей Рамм
Известия
Спорная солянка: нужны ли России крылатые ракеты средней дальности

РИА Новости
В "Роскосмосе" заявили, что госкорпорация выходит из кризиса
Фокеева Людмила
Военно-промышленный курьер
Микроны – в миллионы
Алексей Рамм Алексей Козаченко
Известия
Северная Миграция: в Арктике будет создан истребительный авиаполк
Максим Рубченко
РИА Новости
Утомленные рынком: авиакомпании опять требуют повышения цен на билеты
Ольга Коленцова
Известия
Сверхпроводник на борту: в России создали мощный электрический авиадвигатель
Наталья Ионова
Forbes
Битва на равных: зачем «Аэрофлот» судится с недовольными клиентами
Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
Россия продала Армении истребители как себе. Четыре Су-30СМ ушли покупателю по внутрироссийским ценам
Антон Лавров
Известия
Не все "Панцири" по зубам
Герман Костринский, Дмитрий Козлов
КоммерсантЪ
Авиакеросин встал поперек двигателей. Перевозчики вынуждены чаще их ремонтировать

ТАСС
Пассажиропоток аэропортов РФ в 2018 году поставил рекорд за историю гражданской авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Транспортные услуги: сколько стоит перевозка фуры Москву из Минска, гарантии.
Перетяжка потолка ока - быстро и недорого.
Перевозка грузов: служба эвакуации автомобилей в москве, выбирай нас!
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer