Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Утка по-тегерански


5 февраля 2013 года Василий Сычев, Lenta.ru


В Иране состоялась демонстрация прототипа нового истребителя Qaher-313. Как водится, иранские военные поспешили заявить об огромном боевом потенциале самолета, который не только практически незаметен для радаров, но и обладает передовым бортовым радиоэлектронным оборудованием и инновационными техническими решениями. Тем не менее показанный иранскими телеканалами и информационными агентствами самолет своим внешним видом и размерами вызывает недоумение и серьезные сомнения в собственной способности к полету.

Иранская версия

Презентация перспективного иранского истребителя Qaher-313 («Завоеватель-313») состоялась 2 февраля 2013 года и была приурочена к празднованию исламской революции 1979 года. «Этот передовой самолет с очень маленькой эффективной площадью рассеяния способен выполнять боевые задачи на малой высоте», ─ заявил иранскому телевидению министр обороны Ахмад Вахиди, стоя перед вращающимся на специальном постаменте прототипом истребителя. При этом руководитель проекта Qaher-313 Хассан Парванех отметил, что «самолет от А до Я состоит из иранских комплектующих».

Прототип самолета построила Организация авиационной промышленности, подразделение министерства обороны Ирана. Представленный широкой общественности самолет очень странного вида имеет интегральную компоновку и создан по схеме «утка» с чрезмерным передним горизонтальным оперением, крылом нормальной стреловидности с отклоненными на 60-65 градусов вниз законцовками и «разваленными» в стороны килями. Внешние формы Qaher-313 ─ рубленые, видимо, в угоду снижения радиолокационной заметности. Еще одним достижением иранских инженеров является беспереплетный фонарь.

По словам Вахиди, Qaher-313 построен из высокотехнологичных материалов, имеет передовое бортовое радиоэлектронное оборудование и способен применять высокоточные типы боеприпасов иранской разработки. Кроме того, самолет может выполнять взлет и посадку с очень коротких взлетно-посадочных полос. Как передает иранское агентство Press TV, Qaher-313 напоминает американский истребитель F-5E/F Tiger II (в чем заключается сходство, не уточняется), но по своим возможностям соответствует F/A-18 Hornet. Судя по кадрам иранского телевидения, самолет уже существует в виде летного прототипа, проходящего интенсивные испытания в воздухе.

По словам президента Ирана Махмуда Ахмадинеджада, присутствовавшего на презентации Qaher-313, этот самолет «демонстрирует волю иранского народа к покорению научных вершин и построен для сдерживания, а не для нападения».

Взгляд со стороны

Внешне иранский истребитель напоминает смесь из американских прототипов боевых самолетов Boeing Bird of Prey и Lockheed Martin Have Blue (последний, к слову, в конце 1970-х ─ начале 1980-х годов вырос в серийный штурмовик F-117 Night Hawk). В США оба этих самолета разрабатывались с упором на малозаметность. При этом Bird of Prey строился еще и устойчивым по всем трем осям, что облегчало пилотирование самолетом, а также делало его относительно маневренным на дозвуковых и сверхзвуковых скоростях полета. Именно этим была обусловлена странная конструкция американского летательного аппарата.

От Bird of Prey Иран, по-видимому, решил позаимствовать скошенные вниз законцовки крыла, призванные реализовать принцип волнолета. Аналогичный принцип использовался и в другом американском самолете ─ XB-70 Valkyrie (у него края крыла в полете опускались вниз на угол в 65 градусов). Опущенные вниз концы крыльев позволяют удержать под крылом сверхзвуковую ударную волну, тем самым увеличивая давление под крылом за счет скачков уплотнения. В результате, по данным американских исследований 1960-х годов, удается увеличить аэродинамическое качество самолета на 30 процентов.

Наконец, опущенные вниз законцовки крыла позволяют не только увеличить на высоких скоростях отношение подъемной силы к сопротивлению воздуха, но и служат дополнительными вертикальными стабилизаторами, в целом улучшая управляемость летательного аппарата. Впрочем, на боевой технике со времени Valkyrie загнутые вниз законцовки крыла практически не использовались, но широко применялись на планерах и небольших легких самолетах. В гражданской авиации такой тип концов крыла известен как «законцовки Хёрнера», в честь немецкого ученого Зигхарда Хёрнера, впервые описавшего их в 1952 году.

Переднее горизонтальное оперение иранского истребителя Qaher-313 чрезмерно увеличено и больше напоминает крыло. Судя по фотографиям, оно не выполнено цельноповоротным, как, например, оперение у истребителей Су-30МКИ, Rafale или Typhoon, но имеет механизированную заднюю аэродинамическую плоскость. Длина переднего оперения и крыла (до сгиба законцовки) примерно одинакова. Вероятно, по замыслу конструкторов, законцовка призвана, помимо прочего, при сохранении малых габаритов самолета увеличить длину и площадь крыла.

«Разваленные» в стороны кили истребителя также не являются цельноповоротными. Воздухозаборники, расположенные по сторонам чуть позади кабины пилота, крайне малы. Вероятнее всего, их просвет будет недостаточным для обеспечения стабильной работы двигателя на больших скоростях полета. К слову, самолет выполнен однодвигательным, причем расположение сопла (оно сильно утоплено в фюзеляж) заставляет предположить, что задняя часть Qaher-313 при полете сильно разогревается. «Утопленным» сопло, похоже, сделано в угоду снижения заметности в инфракрасном спектре ─ часть горячей газовой струи из двигателя должен закрывать фюзеляж.

Какой тип двигателя установлен на самолет, неизвестно. Аналитики Flight International предположили, что речь идет о копии или иранском варианте американского двигателя General Electric J-85. В частности, такие устанавливались на американские истребители F-5, поставлявшиеся Ирану в 1960-1970-х годах. По современным меркам, такие двигатели уже крайне слабы ─ они могут выдавать максимальную тягу в 15,5 килоньютона и 22,2 килоньютона в режиме форсажа. Для сравнения, двигатели F/A-18 могут выдавать тягу в 48,9 килоньютона и 79,2 килоньютона в режиме форсажа каждый.

Насколько мощности единственного J-85 достаточно для Qaher-313, сказать сложно ─ весовые параметры самолета Иран не раскрыл. Сам представленный прототип в сюжете иранского телеканала по сравнению со стоящими рядом с ним людьми выглядит небольшим. Возможно, J-85 для самолета будет вполне достаточно, но небольшие габариты Qaher-313 указывают на то, что какими-то выдающимися боевыми качествами самолет не отличается. При этом носовая часть истребителя настолько мала, что возможность установки в нее радиолокационной станции вызывает серьезные сомнения.

Наконец, обнародованная агентством FARS фотография кабины пилота показывает примитивную панель приборов, с обратной стороны которой, к слову, практически не видно проводки (хотя защитного кожуха за панелью просто нет). Это, кстати, заставляет предположить, что общественности показали даже не прототип, а макет самолета. При этом, как отмечает The Aviationist, на панели присутствуют несколько приборов, характерных только для небольших самолетов гражданской авиации. Кабина пилота закрывается прозрачным сильно искажающим плексигласовым фонарем. Следует также отметить, что она очень тесна и фонарь, скорее всего, не закроется, если внутри будет находиться летчик.

Выводы

В целом технические решения, использованные Ираном в прототипе Qaher-313, сами по себе интересны, но все вместе оставляют впечатление, что самолет этот летать не может. Да и выглядит он скорее большим макетом, нежели полноценным истребителем. Сомнения вызывает также способность Ирана создавать по-настоящему прорывные технологии ─ страна уже несколько десятилетий находится под действием международных санкций и практически не имеет доступа к мировым техническим наработкам. Собственной же развитой промышленности у Ирана нет.

Наконец, не убеждает и запись якобы полетов Qaher-313, на которой самолет, внешним видом напоминающий перспективный иранский истребитель, быстро и ловко «рассекает» кадр на фоне темнеющего неба. Странно, что, показав резвые полеты Qaher-313, иранское телевидение почему-то не посчитало необходимым показать взлет и посадку «продвинутого» истребителя. Скорее всего, полеты на видеозаписи выполняет радиоуправляемая модель ─ оценить по кадру истинные размеры аппарата не представляется возможным.

За последние несколько лет Иран объявил о создании нескольких новых типов вооружений и военной техники, включая зенитную ракетную систему (по заявлению иранских военных она сопоставима с российскими С-300, но внешне очень похожа на американскую MIM-23 Hawk 1960-х годов) и истребители Azarakhsh («Молния») и Saeqeh («Гром»), которые являются всего лишь копией и доработанной копией американского F-5, выпускавшегося с 1959-го по 1987 год. Однако вся эта техника, по большому счету, преследует лишь одну цель ─ не запугать вероятного противника, а поддержать моральный дух «иранского народа».
 




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer