О завершении расследования резонансного уголовного дела о крушении в феврале 2012 года фронтового бомбардировщика Су-24М сообщил заместитель руководителя военного следственного управления СКР по Центральному военному округу (ЦВО) Илья Рыбкин. «На данный момент следственные действия по данному делу завершены, обвиняемые знакомятся с материалами уголовного дела. В конце февраля планируется передать дело в прокуратуру для утверждения обвинительного заключения»,— пояснил “Ъ” Илья Рыбкин. По его словам, в ходе расследования был проведен ряд технических экспертиз, которые показали, что причиной крушения самолета послужили именно действия экипажа, а не отказ техники.
Уголовное дело по ст. 351 УК РФ («Нарушение правил полетов или подготовки к ним», до семи лет лишения свободы) в отношении бывшего командира авиабазы Шагол (Челябинск) полковника Николая Гостева (сейчас начальник авиабазы №7000 под Воронежем) и начальника отделения боевой подготовки войсковой части №69806 (расположена на аэродроме) подполковника Андрея Ермакова было возбуждено в октябре 2012 года. Как следует из реконструированных следователями событий, экипаж самолета вылетел с челябинской авиабазы 13 февраля прошлого года. Экипаж самолета Су-24М в составе обучаемого летчика подполковника Ермакова и полковника Гостева в качестве инструктора вылетел для выполнения тренировочного полета по упражнениям «Вывозной полет на дозаправку топливом в воздухе» и «Полет на дозаправку топливом в воздухе». Для отработки этих упражнений с аэродрома чуть раньше вылетел топливозаправщик Су-24М, оборудованный «унифицированным подвесным агрегатом заправки». По данным следствия, отработав летное задание, экипаж для контроля уборки шланга на самолете-танкере занял боевой порядок «правый пеленг самолетов». Однако убрать шланг экипажу топливозаправщика не удалось, как он ни старался. Как отмечают в следственных органах, экипаж заправляемого самолета запросил помощи у руководителя дальней зоны и руководителя полетов, но ответа не получил. После этого, считает следствие, полковник Гостев и подполковник Ермаков решили самостоятельно помочь топливозаправщику, подтолкнув самолетом шланг дозаправки. Однако в результате этого шланг с остатками топлива оборвался и попал в воздухозаборники заправляемого Су-24М. В результате произошел взрыв двигателя, и боевая машина потерпела крушение. Общий ущерб, по подсчетам следствия, составил около 169 млн рублей.
Связаться с обвиняемыми пилотами не удалось — их телефоны не отвечали. По сведениям “Ъ”, вины своей они не признали. Ранее Николай Гостев заявлял “Ъ”, что причиной крушения послужили «сопутствующие факторы» — проблемы с системой кондиционирования, из-за чего нагревался топливный бак, и обрыв шланга.
Между тем в производстве военных следователей находится еще одно уголовное дело по факту крушения другого бомбардировщика авиабазы Шагол Су-24М в октябре прошлого года. Пока фигурантов в уголовном деле нет. По сведениям “Ъ”, сейчас следователи проверяют законность действий технического персонала авиабазы, готовивших боевой самолет к вылету.
На авиабазе комментировать действия военных следователей и прокуроров отказались.
Проблемы возникли и у самого аэродрома Шагол. Накануне Челябинский областной суд по требованию прокуратуры приостановил действие свидетельства о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации. В региональной прокуратуре пояснили, что действие лицензии закончилось еще в январе 2009 года и после этого не продлевалось, хотя вылеты продолжали совершаться. Тема аэродрома Шагол поднималась на рабочем совещании между руководством Челябинской области и представителями второго командования военно-воздушных сил и противовоздушной обороны ЦВО. Как пояснили в правительстве региона, обсуждалась возможность переноса авиабазы, дислоцирующейся в Шаголе, на новую площадку. В частности, оценивалась возможность переезда на аэродром Упрун (90 км от Челябинска). Окончательного решения принято так и не было, зато военные оценили стоимость подготовки аэродрома Упрун, которая составит около 2 млрд рублей.