Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Минэкономразвития разработало план грандиозной распродажи госсобственности на 1 трлн руб


12 марта 2013 года Финмаркет


Разработан самый смелый план распродажи крупнейших госактивов за всю послекризисную историю страны. Чтобы пополнить бюджет, чиновники Минэкономразвития предлагают продать 20% акций "Роснефти", почти весь госпакет акций "Ростелекома" и международного аэропорта "Шереметьево". Такая распродажа даст бюджету почти 800 млрд рублей дополнительно к тем 200 млрд, которые уже запланированы на этот год.

 

Во вторник премьер Дмитрий Медведев проведет совещание о "мобилизации доходов бюджета" - казна в этом году может получить меньше доходов, чем ожидалось, поэтому нужно предпринять сверхусилия и найти новые источники ее пополнения.
 
"Финмаркет" уже писал о плане Минфина, его главная цель - увеличить сборы некоторых налогов и "выжать" из налогоплательщиков побольше средств, в том числе за счет введения новых наказаний.
 
Но есть не столь непопуляный у населения и бизнеса способ пополнения казны - приватизация. Многие экономисты указывают и на "нефискальный" плюс большой приватизации - масштабный выход государства из целых отраслей может дать сигнал инвесторам о том, что деловой климат и условия конкуренции в стране улучшились.
 
Проблема в том, что способ этот менее популярен среди элит, нежели усиление налогового гнета. Однако правительство все же предпримет очередную попытку устроить грандиозную распродажу госсобственности уже в ближайшее время. Министерство экономического развития, по словам источника "Финмаркет" в ведомстве, на этой неделе передаст в правительство план новой "большой" приватизации, по которому бюджет получит до триллиона рублей дополнительных доходов уже в этом году. 1 трлн - это более 2% ВВП или 7,8% всех доходов бюджета.
 
В том числе, доля государства в крупнейшей нефтяной компании страны может быть снижена до 50%, а в Сбербанке и ВТБ оно лишится контрольного пакета.
 
Долгая дорога к "большой" приватизации
 
Чиновники обсуждают большую распродажу несколько лет, но сейчас впервые есть шанс на то, что она все-таки состоится.
 
Поручение правительству усилить "слишком скромные" планы приватизации давал в июне 2011 года на Санкт-Петербургском экономическом форуме Дмитрий Медведев еще будучи президентом. Формально его задание было выполнено:
 
- Предполагаемые к продаже госдоли крупнейших компаний ("Совкомфлота", ВТБ, "Роснефти", "Русгидро") были увеличены;
- В списке появились новые активы: аэропорт "Шереметьево", "Аэрофлот", "ИнтерРАО ЕЭС", "Алроса", "Зарубежнефть" и другие;
- Сроки начала большой приватизации сдвинули с 2017 на 2016 год.
 
Но члены правительства два года убеждали друг друга не отдавать госсобственность за бесценок и ждать выгодной конъюнктуры рынка, чтобы продать подороже. Поэтому реально с тех пор было продано не так много:
 
- В 2011 году передача 10% минус двух акций ВТБ зарубежным инвестфондам принесла в бюджет почти 96 млрд руб.;
125,5 млрд руб. за 75% минус две акции ОАО "Первая грузовая компания" пошли на реализацию инвестиционной программы ее формального хозяина ОАО "РЖД";
- Самой крупной приватизационной сделкой в новейшей истории стала прошлогодняя продажа 7,58% акций "Сбербанка" за 159,3 млрд рублей.
 
На пути большой приватизации появился еще один барьер. Президент Владимир Путин обозначил правительству границы - акции должны быть, по возможности, проданы в России, на обновленной ММВБ. Инфраструктура рынка и финансовые возможности отечественных инвесторов, однако, не позволяют продать внутри страны такие огромные куски собственности. Впрочем, в результате от участия крупных иностранных игроков на иностранных же биржах решили не отказываться, что, теоретически, и принесет бюджету тот самый триллион.
 
Скромные планы 2013 года
 
Уже одобренный правительством план приватизации на 2013 год оценивается Минэкономразвития в 206-224 млрд руб. Он включает продажу следующих активов:
 
- 5,66% акций "Роснефти" (148 млрд руб.). Точный размер продаваемого пакета будет определен после завершения сделки по слиянию "Роснефти" и ТНК-ВР. Но в Минэкономразвития хотят, чтобы было продано не менее половины обыкновенных акций, которые останутся в собственности государства. Деньги поступят в бюджет в виде дивидендов ОАО "Роснефтегаз" от продажи принадлежащего ему пакета акций "Роснефти";
- За 15-18% акций ВТБ можно выручить до 100 млрд руб. В феврале этого года британская The Daily Telegraph передала, что за эту сумму примерно такой же пакет акций ВТБ хочет купить инвестиционный фонд Катара. Но так как продажу этого пакета чиновники пока предлагают оформить в виде увеличения уставного капитала банка, то эти деньги поступят не в бюджет, а в распоряжение самого банка на его докапитализацию;
- До 14% акций ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС" предлагается продать "Роснефтегазу" за 33-39 млрд руб.
- По планам 2010 года предполагается реализовать в этом году 7% акций алмазного гиганта ОАО "АЛРОСА". Их оценивают в 14 млрд руб. Сделку готовит российский филиал инвестбанка Goldman Sachs. Одновременно такой же по размеру пакет продаст правительство Якутии, направив вырученные деньги на развитие республиканской инфраструктуры;
- 20% акций ОАО "Новороссийский морской торговый порт" могут быть проданы за 12 млрд руб.
- По аналогии с ВТБ, за счет допэмиссии может быть увеличен уставной капитал ОАО "РОСНАНО", где рассчитывают, что пакет достанется стратегическому зарубежному инвестору. Источник в Минэкономразвития подтверждает, что "потенциальные инвесторы, проявившие интерес к "Роснано", сейчас проводят комплексную финансово-экономическую экспертизу компании";
- 25% ОАО "Совкомфлот" могут быть проданы за 10,6 млрд руб., половина из которых пойдет на увеличение уставного капитала компании, а вторая - в бюджет.
 
"Нескромная" распродажа госимущества
 
Даже в таком виде приватизационные планы на 2013 год выглядят достаточно амбициозными - по сравнению с результатами прошлых лет. Но Минэкономразвития предлагает правительству пойти намного дальше. Содержание предложений ведомства пересказал "Финмаркету" его сотрудник:
 
- После завершения консолидации "Роснефти" и ТНК-ВР государство могло бы отказаться от 19,5% акций крупнейшей государственной нефтяной компании страны, выручив за них 500-550 млрд руб. В этом случае в собственности государства (а точнее "Роснефтегаза") останется около 50% акций "Роснефти". Больше продать просто нелья - закон "О недрах" разрешает работать на российском шельфе только тем компаниям, где доля, контролируемая государством, превышает 50%. Без запасов шельфа "Роснефть" будет стоить наного меньше, кроме того, у нее уже действуют соглашения о партнерстве с ExxonMobile, Eni и Statoil. Они также предполагают доступ этих компаний на российский шельф. Поэтому точный размер продаваемого пакета должен определяться, исходя из сохранения в собственности государства контрольного пакета, считают в Минэкономразвития.
- С планами полной приватизации ВТБ (это намечено сделать до 2016 года) Минэкономразвития предлагает увязать продажу "в соотносимой пропорции" акций "Сбербанка". Приватизация пакетов акций ВТБ и "Сбербанка" может и должна быть синхронизирована, начиная с момента снижения доли государства в ВТБ ниже 50%. Это будет способствовать развитию конкуренции в банковском секторе и реализации стратегии развития финансовой системы страны. Сейчас Банку России принадлежит 50% плюс одна акция "Сбербанка" (52,32% голосующих акций). Рыночная капитализация всего "Сбербанка" оценивается в 2,3 трлн руб.
- О неизбежности выхода государства из ВТБ и "Сбербанка" первый вице-премьер Шувалов говорил в ноябре 2012 года. Правда, при этом он называл срок 5-10 лет. Реагируя на эти слова, глава Центробанка Сергей Игнатьев не стал спорить с вице-премьером, лишь заявив, что приватизация "Сбербанка" не рациональна в ближайшие два-три года.
- После завершения реорганизации ОАО "Ростелеком" Минэкономразвития предлагает продать более 50% его акций. По оценкам ведомства за это можно выручить 150-200 млрд руб.
- За 1 млрд руб. продать 2,3% акций ОАО "Аэрофлот" (в собственности государства останется 50% плюс одна акция авиакомпании);
- За 2-3 млрд руб. - 26,7% ОАО "Объединенная зерновая компания". После этого у государства останется менее четверти акций "ОЗК". В обоих случаях вырученные деньги пойдут на докапитализацию самих компаний.
- Зато бюджет может пополниться 35 млрд руб. за счет продажи всего госпакета акций ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" - 83,4%.
- После внесения изменений в законодательство, по мнению Минэкономразвития, может быть продано ФГУП "РОСТЭК", занимающееся развитием и содержанием таможенной и околотаможенной инфраструктуры. Оценок рыночной капитализации "РОСТЭК" в природе не существует.
 
Александр Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей
 
"С приватизацией у нас затягивают. Во-первых, многие госкомпании имеют реальные привилегии на рынке и в конкурентных секторах могут теснить своих соперников. Сложилось достаточно сильное и устойчивое лобби сторонников масштабного присутствия государства в экономике.
 
Во-вторых, у нас сильна патерналистская ментальность. Поддерживается представление, что государственные компании лучше управляемы, с них можно получить больше доходов, в том числе в виде дивидендов. Эту точку зрения разделяют и высокопоставленные государственные чиновники. Чего стоит пока еще не представленный доклад академиков, которых курирует Сергей Глазьев (советник президента - "Финмаркет").
 
Все госкомпании не рвутся к тому, чтобы приватизироваться. У многих смешивается право собственности и право управления. А смена собственника ведет к смене менеджмента, к иным подходам и представлениям о стратегии развитии корпораций.
 
РСПП четыре года назад приняло позицию об активизации приватизации после выхода из кризиса: для развития конкуренции и для пополнения целевым образом Фонда национального благосостояния для покрытия дефицита пенсионной системы в период ее реформирования. И мы остаемся на этой позиции. Без такого маневра реформа пенсионной системы будет ориентироваться на фискальные механизмы сокращения дефицита Пенсионного фонда России. Есть угроза того, что сделано это будет за счет увеличения фискальной нагрузки на бизнес. С многих точек зрения политика целевой приватизации не только оправдана, но и неизбежна.
 
Государство должно выходить как собственник из конкурентных секторов экономики и сосредоточиться на их регулировании. Приватизация и "Роснефти" и "Сбербанка", так как речь идет о конкурентных секторах, должна стать стратегией правительства. И затягивать с этим нельзя. Я поддерживаю заявленную два года назад агрессивную программу приватизации. Для бизнеса очень важно, чтобы у бюджета были дополнительные, пусть и временные приватизационные источники доходов. Это позволит не перекладывать бремя растущих социальных расходов на бизнес через увеличение страховых платежей или другой фискальной нагрузки на бизнес.
 
Не менее важна институциональная реформа: в конкурентных секторах должна быть честная конкуренция, а это возможно только при равноудаленности всех игроков от государства. Все госкомпании пользуются административным ресурсом или теми или иными преференциями. Та же "Роснефть" является одной из двух компаний, имеющих неограниченные возможности работы на шельфе. После приватизации "Роснефть" станет лоббистом другой схемы: равнодоступности к шельфовым месторождениям при наличии технологических возможностей и финансовых ресурсов. Институциональные изменения неизбежно будут способствовать и привлечению инвестиций и технологической модернизации отраслей".
 
Андрей Яковлев, директор Института анализа предприятий и рынков ВШЭ
 
"Пока разговоров о большой приватизации было больше, чем практических действий. И есть сомнения, что новые инициативы Минэкономразвития будут реализованы.
 
В правительстве между разными группами идет определенная игра по поводу самой идеи приватизации: одни считают, что она нужна, причем дело не в доходах бюджета, а в самом принципе - частный сектор работает эффективнее. Но есть люди, которые придерживаются другой точки зрения. Публично они выступают гораздо меньше. Появление такого рода инициатив призвано подтолкнуть их к тому, чтобы они тоже публично выступили со своей позицией, аргументировали ее. Любая публичная дискуссия лучше, чем подковерное, аппаратное, кулуарное решение проблем.
 
Хотя текущий момент оптимален с точки зрения получения максимального дохода бюджета от приватизации, не уверен, что будет достаточно эффективных инвесторов, способных купить пакет акций той же "Роснефти". Да и аргументов в пользу приватизации недостаточно. К сожалению, российские частные компании во многих случаях управляются не самым эффективным образом. По многим исследованиям с конца 90-х годов видно, что позитивные эффекты приватизации очень долгое время никак не проявлялись, в отличие, например, от Восточной Европы. Это специфика России. А есть госкомпании, например, "Росатом", которые функционируют не хуже многих частных.
 
В условиях плохих институтов, в том числе государственных, госмонополия может оказаться лучше частной, которая вообще ничем не ограничена. В наших условиях административное ручное управление оказывается лучше, чем передача монополии в частные руки.
 
Да и по международному опыту видно, что дело не в том частная или государственная форма собственности у компании, а в том как строится внутреннее корпоративное управление. Были известные провалы, типа "Энрона" (Enron Corporation - американская энергетическая компания, обанкротившаяся в 2001 году - "Финмаркет"), в частном секторе. И есть вполне успешно работающие госкомпании".
 
Михаил Матовников, генеральный директор Центра экономического анализа "Интерфакса"
 
"Ставить задачу о полной приватизации "Сбербанка" в ближайшие несколько лет очень сложно. Это крупнейший банк страны. И у государства в нем остался только контрольный пакет. Рациональность приватизации надо прежде всего оценивать с точки зрения ее влияния на кредитный рейтинг банка. Если кредитный рейтинг банка снизится с инвестиционного до какого-нибудь другого, то смысла в приватизации не будет. Снижение кредитных рейтингов банков - это прямое удорожание заимствований для банка.
 
Я уверен, что оба банка сохранят инвестиционный рейтинг и после утраты государством контрольного пакета в них, но нельзя гарантировать, что он не будет на один-два пункта ниже. У нас есть первая ласточка - негосударственный "Альфа-банк", получивший инвестиционный кредитный рейтинг. Но его рейтинг на два уровня ниже, чем у "Сбербанка".
 
Надо сначала добиться развития этих банков до такого уровня, чтобы им присвоили инвестиционные кредитные рейтинги, обоснованные их собственными финансовыми показателями, без учета прибавки за господдержку. В принципе, они близки к этой стадии. Но пока главный фактор кредитного рейтинга - господдержка. Хотя ее роль уже давно не такая, как несколько лет назад. Госбанки стали достаточно надежными финансовыми институтами с самым сильным в стране банковским менеджментом.
 
Даже при том, что и после приватизации "Сбербанк" и ВТБ останутся системообразующими банками и все равно будут пользоваться поддержкой государства, все понимают, что существует риск поддержки государством в кризисной ситуации внутренних кредиторов, а не внешних. Как это произошло в кризис в Казахстане, где банковская система была по сути национализирована, а все убытки переложены на международных кредиторов.
 
Инвесторы перспективам приватизации, как ни странно, не радуются. Это хорошо с точки зрения теоретических положений, но для конкретного банка приватизация - это фактор риска.
 
Мы же понимаем, что если менеджмент "Альфа-банка" что-то учинит, то акционеры Альфа-групп этого так не оставят, и ни в каком Лондоне менеджеры не скроются как политические беженцы, да и платить космические зарплаты себе сами без согласования с акционерами не смогут. А вот в публичных банках, как показывает даже западный опыт, такое регулярно происходит. Не случайно власти ЕС пытаются сейчас ввести потолок на бонусы банковских менеджеров.
 
Игнатьев прав, говоря, что в ближайшие несколько лет надо дать госбанкам возможность развиться. А для ВТБ в качестве первой задачи надо ставить доведение доли государства хотя бы до 50%. Этого все ждут. Дальнейшая приватизация может привести к негативным последствиям для банковской системы России, без особых позитивных последствий для бюджета".



комментарии (0):













Материалы рубрики

Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов



Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer