Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Государство зарывается в Шереметьево


13 марта 2013 года Алина Черноиванова, Газета.ru


Строительством туннеля между терминалами аэропорта Шереметьево займутся инвесторы на условиях государственно-частного партнерства, заявил гендиректор МАШ Михаил Василенко. Как самостоятельный бизнес-проект туннель в Шереметьево не может быть привлекательным для частного капитала. Но окупить инвестиции, которые менеджмент аэропорта оценивает в $150 млн, можно в рамках «контракта жизненного цикла», считают юристы.

 

Создание транспортного сообщения между Северным и Южным терминальными комплексами аэропорта Шереметьево оценивается примерно в $150 млн (4,5 млрд рублей). Об этом сообщил гендиректор «Международного аэропорта Шереметьево» (МАШ) Михаил Василенко со ссылкой на предварительный анализ специалистов.
 
В планах Шереметьево – глубокая реконструкция терминала B стоимостью около $200 млн. Его пропускная способность запланирована на уровне 10 млн пассажиров в год (стоимость создания терминала D, рассчитанного на 12 млн пассажиров, изначально оценивалась в $430 млн, затем выросла до $785 млн). На участие в этом проекте претендуют два инвестора, уточнил Василенко, не назвав их.
 
Обновленный терминал B и терминал С, находящиеся в северной летной зоне, будут связаны с южным сектором (терминалы D, E, F) туннелем, который пройдет под взлетно-посадочными полосами.
 
Государство уже выделило 1,5 млрд рублей на проектные работы по туннелю, сказал Василенко. К реализации проекта проявили интерес три потенциальных инвестора, добавил он. Строительство межтерминального сообщения, по словам гендиректора МАШ, будет осуществляться в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП). Василенко не стал раскрывать возможные механизмы ГЧП: на вопрос о возможности концессионной схемы топ-менеджер ответил, что ГЧП в проекте строительства туннеля будет своеобразным know-how Шереметьево.
 
Сейчас проект межтерминального сообщения в аэропорте Шереметьево к самому МАШ относится опосредованно: юридически туннель включен в аэродромную инфраструктуру, которой от имени государства управляет ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» (ФГУП АГА). Осенью 2012 года предприятие провело открытый конкурс и выбрало разработчика проектно-сметной документации проекта. Им стало ЗАО «Институт «ДорАэроПроект». Компания, созданная в марте 2011 года, к концу 2013 года должна разработать проект создания межтерминального сообщения в Шереметьево за 281,3 млн рублей. Как сообщается на сайте компании, «Институт «ДорАэроПроект» «выполняет широкий диапазон общестроительных и специализированных проектных и строительно-монтажных работ, имеет большой опыт в России и за рубежом».
 
В качестве партнера в проработке проекта участвует канадская Vision Transportation Group (VTG). В портфеле компании похожие проекты в аэропортах Джона Кеннеди (Нью-Йорк) и Шарля де Голля (Париж), Changi (Сингапур), Гонконга. В России среди текущих проектов VTG – скоростной трамвай в Москве – 11 км по шоссе Энтузиастов (стоимость $550 млн на основе ГЧП).
 
Подрядчиками строительства новой взлетно-посадочной полосы в Шереметьево выступает группа «Трансстроймеханизация», связанная со структурами предпринимателя Аркадия Ротенберга. Его же источники «Газеты.Ru» ранее называли претендентом на долю капитале МАШ в рамках приватизации.
 
Как самостоятельный бизнес-проект туннель в Шереметьево не может быть привлекательным для частного инвестора. В отличие от строительства аэропортового терминала, где инвестор может окупить инвестиции за счет оперирования терминалом, транспортное сообщение не несет в себе прямые источники прибыли: проезд для авиапассажиров будет бесплатным. Но Константин Макаревич, старший юрист практики ГЧП юридической фирмы Gide Loyrette Nouel, член экспертного совета «Центра развития ГЧП», считает, что несмотря на это, проект строительства туннеля все же можно структурировать на основе механизмов ГЧП.
 
«Такой проект может быть структурирован, например, по концессионной схеме на основе механизма платежей за доступность: инвестор строит объект за свой счет (или софинансирует строительство) и осуществляет эксплуатацию объекта в течение срока действия соглашения, а государство постепенно компенсирует затраты инвестора на строительство и обеспечивает концессионеру минимальный доход платежами, которые будут выплачиваться поэтапно», — поясняет Макаревич.
 
Благодаря недавним поправкам в закон о концессионных соглашениях, предусматривающих возможность выплаты «платы концедента», такая модель стала возможной, но исключительно для автодорожных проектов, добавляет он. «Такая схема действительно может быть выгодна для инвестора, так как он получит «живые деньги» за конкретный проект», — считает Макаревич. Другие варианты применимой модели ГЧП пока сложно прогнозировать, необходима детальная проработка проекта, добавил он.
 
Но концессия приводит к конечному удорожанию проекта для государства, а госинвестиции в Шереметьево уже значительны. Здесь строится новая взлетно-посадочная полоса, на которую уже зарезервировано более 22 млрд рублей из российского бюджета. А после 2015 года, когда государство согласно приватизационным планам должно выйти из капитала МАШ, денег на развитие инфраструктуры московского авиаузла российское правительство в принципе не планирует.
 
Транспортная система внутри аэропорта по логике должна была бы находиться в собственности и распоряжении самой управляющей компании аэропорта, считает Валерий Вайсберг, директор аналитического департамента инвесткомпании «Регион». Но у МАШ нет денег на проект, поэтому туннель приходится строить государству. После присоединения терминала D долговая нагрузка на МАШ выросла настолько, что 2012 год аэропорт закрывает с прибылью около 62 млн рублей, — это в 37 раз меньше показателей 2011 года, когда чистая прибыль МАШ была на уровне 2,3 млрд рублей. Общая задолженность аэропорта после присоединения терминала D составила $1 млрд и, по словам Василенко, к нынешнему моменту аэропорт погасил около 15% этой суммы.
 
Но инициируя государственно-частное партнерство по строительству межтерминального туннеля в Шереметьево, государство закладывает под проект «мину замедленного действия», считает Вайсберг.
 
Если речь будет идти о концессии, то у такой схемы значительный срок реализации – от 10 лет, и как должно действовать Росимущество с концессионным объектом в рамках приватизации МАШ, непонятно, говорит он.
 
«Непонятно и то, на каких условиях может использоваться туннель, если он останется за ФГУП АГА. Предприятие сдает аэродромы аэропортовым операторам в аренду, а транспортным сообщением не занимается. ФГУП может сдавать туннель в аренду МАШ, но тогда аэропорт переложит эти затраты на авиакомпании, а те – в конечном счете на пассажиров», — утверждает Вайсберг.
 
К тому же, не исключено, что аэродромная инфраструктура Шереметьево может в конце концов быть передана государством в инфраструктурную компанию, вопрос создания которой в Московском авиаузле прорабатывает с лета 2012 года правительственная комиссия. Пока предварительные выводы, сделанные консорциумом правительственных консультантов, говорят, что идеальной модели управления имуществом МАУ нет. «Арендная модель не предусматривает наличие рабочего механизма эффективного привлечения средств частных инвесторов в объекты госсобственности; а приватизационная приводит к росту налоговой нагрузки (управляющим компаниям аэропортов придется привлекать финансирование для выкупа аэродромной инфраструктуры, а тарифы на операции за «взлет-посадку» не позволят частному инвестору окупить такие вложения в приемлемые сроки), что повлечет рост стоимости билета, — говорит источник в группе. — А концессионная модель – высокозатратна с точки зрения сроков, стоимости и обоснования инвестиций».



комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgByGTq
Рекомендуем: http://kazan.youdo.com/remont/building/roof/vodostoki/, подробности по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer