Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Единая система обеспечения кадровыми ресурсами научно-образовательно-производственного кластера


15 марта 2013 года Зиннуров В. Х., Игнатьев П. А., Журнал "Транспорт РФ" №44


Большинство российских предприятий авиационной отрасли испытывают кадровый дефицит, который, по прогнозам, в дальнейшем будет расти. В Ульяновске найдено перспективное решение проблемы. Модель кластера с управляющей компанией в роли координатора позволяет объединить и скоординировать усилия предприятий в области кадровой работы, а единый центр компетенций авиационной отрасли, созданный совместно с кадровым холдингом, системно обеспечивает профориентацию, обучение, кадровый консалтинг, подбор персонала.

Большинство российских предприятий авиационной отрасли испытывают кадровый дефицит, который, по прогнозам, в дальнейшем будет расти. В Ульяновске найдено перспективное решение проблемы. Модель кластера с управляющей компанией в роли координатора позволяет объединить и скоординировать усилия предприятий в области кадровой работы, а единый центр компетенций авиационной отрасли, созданный совместно с кадровым холдингом, системно обеспечивает профориентацию, обучение, кадровый консалтинг, подбор персонала.

Научно-образовательно-про­изводственный кластер «Ульяновск-Авиа» — это консор­циум 40 предприятий с совокупным обо­ротом более чем 50 млрд рублей и общей численностью сотрудников около 30 тыс. человек Развитие кластера координиру­ется управляющей компанией «Ульянов­ский авиационный кластер».

В настоящее время порядка 70 пред­приятий Ульяновской области являют­ся поставщиками ЗАО «Авиастар-СП» — системообразующего предприятия авиакластера, который до 2020 г. дол­жен выполнить крупнейший в истории российской авиации заказ — построить более сотни самолетов Ил-76МД-90А.

Идет работа над кооперационны­ми проектами: в 2013 г. предприятия кластера выйдут на комплектование и окраску 16 самолетов Sukhoi Superjet 100, а в 2014 г. поставят на Иркутский авиазавод 2 первых самолетокомплек-та для МС-21 (панели фюзеляжа, отсеки хвостовой части фюзеляжа, двери, люки, центроплан и хвостовое оперение).

Активно развиваются центры сер­висного обслуживания воздушных су­дов.

По нашим прогнозам, в течение ближайших 5 лет поставщиками авиа­ционной отрасли могут стать около 400 предприятий Ульяновской области. Это означает, что появится не менее 4 тыс. новых рабочих мест, а к квалификации персонала будут предъявляться новые требования.

Истощение кадровых ресурсов

На фоне роста производства данные о численности населения региона, а так­же прогнозы до 2030 г. свидетельствуют о последовательном и непрерывном со­кращении как населения в целом, так и лиц трудоспособного возраста.

По среднему варианту прогноза, в ближайшие 20 лет численность трудо­способного населения может сократить­ся с 800 тыс. до 586 тыс. человек. Таким образом, нам предстоит столкнуться с существенным дефицитом рабочих ка­дров как для экономики региона в це­лом, так и для авиационной отрасли в частности.

По результатам исследования Хол­динговой компании «АНКОР», в регио­не фиксируется отрицательная мигра­ция, причем эта проблема характерна не только для Ульяновской области: за исключением Москвы, Санкт Петербур­га и юга России все регионы РФ теряют рабочую силу (рис. 1). Причины оттока — стремление к профессиональному и карьерному росту, улучшению матери­ального положения.

Нам хорошо известно, что имеют в виду специалисты, говоря о демографи­ческом кризисе. Уже в 2012 г. в Ульянов­ской области наблюдалась обусловленная демографическим спадом 1990-2000-х гг. нехватка контингента для учебных заведений. Согласно данным Федераль­ной службы государственной статистики России, еще в конце 1980-х гг. в регионе наметился спад рождаемости: с почти 22 тыс. человек в 1985 г. до 20 тыс. в 1990 г. С 1997 по 2007 г. показатели ро­ждаемости не превышали 11-12 тыс. человек в год, и только с 2008 г. фикси­руется постепенное увеличение числа новорожденных.

По нашим оценкам, аналогичным образом обстоят дела в большинстве ре­гионов РФ.

 

Рис.1 Внутримиграционные потоки в Российской Федерации. По материалам исследования Холдинговой компании «АНКОР»

Дефицитные специальности

Чтобы определить потребности в спе­циалистах авиационного профиля на пе­риод до конца 2014 г, в прошлом году было проведено анкетирование предприятий авиационного кластера, а также резиден­тов портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ) «Ульяновск-Восточный».

Выяснилось, что уже сегодня пред­приятия нуждаются в привлечении 125 специалистов с высшим образова­нием по специальности «Самолето- и вертолетостроение», 62 — по специаль­ности «Технология машиностроения». Сопоставимые потребности отрасль ис­пытывает в выпускниках средних про­фессиональных учреждений.

В ближайшие годы прогнозируется такой же уровень спроса на специалистов.

Проблемные области

Сегодня очевидно, что более 80 % специалистов, необходимых для ави­ационной отрасли, могут быть подго­товлены учебными заведениями Уль­яновска. При этом следует обозначить несколько областей, фокусное воздей­ствие на которые дает положительный результат.

Недостаточные компетенции пер­сонала для реализации новых проектов на действующих производствах и дли­тельный период адаптации — пробле­ма, обусловленная пробелами в систе­ме профориентации. Поэтому сегодня практически все предприятия кластера имеют свои профильные программы, направленные на вовлечение и закре­пление молодых специалистов.

Увеличение среднего возраста ка­дрового состава грозит вымыванием ценного опыта старшего поколения. Ре­шить эту проблему позволяют системы наставничества, действующие на пред­приятиях ульяновского авиакластера.

В рамках региональной инициативы по обеспечению отрасли молодыми ква­лифицированными кадрами завершается формирование единой молодежной про­граммы «Я —Авиатор». Она предполагает построение сквозной системы, объединя­ющей все уровни подготовки специали­ста — от детского сада до предприятий.

Рис. 2. Структура задачи обеспечения кластера кадрами

Продуктивная модель

Сложность и многоплановость ка­дровой проблемы требуют для ее реше­ния объединения усилий предприятий. Кроме того, развитию систем управле­ния персоналом предприятий кластера важно придать единый вектор.

Модель кластера с управляющей компанией в роли координатора по­зволяет структурировать задачу, суть которой состоит в обеспечении пред­приятий человеческими ресурсами в соответствии с заданными ключевыми параметрами: количество, качество, сроки, стоимость

Исходя из того, что данная задача может быть решена только при условии сотрудничества сторон (предприятий, учебных заведений, министерств), мы пришли к идее создания единого цент­ра компетенций авиационной отрасли

Партнер

У единого центра должен быть парт­нер — оператор. В ходе многочисленных встреч и переговоров с игроками ка­дрового рынка мы выбрали на эту роль крупнейшего представителя сегмента кадровых услуг — Холдинговую компа­нию «АНКОР». Менеджмент компании продемонстрировал понимание как ка­дровой, так и отраслевой проблематики, гибкость и мобильность в формировании единства целей и задач, а также способ­ность вести диалог на уровне региона.

Сегодня в Ульяновске на площадке крупнейшего в Российской Федерации кадрового холдинга «АНКОР и его струк­турного подразделения ЗАО «АНКОР-АВИА», являющегося дочерним предпри­ятием управляющей компании «Ульянов­ский авиационный кластер», сформиро­ван единый центр ответственности за обеспечение предприятий авиационного кластера кадровыми ресурсами.

Рис. 3. Единый центр компетенций авиационной отрасли: структура и функции

Формат взаимодействия

Схема взаимодействия участников центра проста: на совместное предпри­ятие стекается информация обо всех возникающих в кластере потребностях, связанных с подбором кадров и управ­лением персоналом. Далее происходит их формализация, готовятся, а затем

внедряются решения. Такой формат взаимоотношений, на наш взгляд, по­зволит добиться искомых результатов в сфере обеспечения предприятий кла­стера квалифицированными кадрами.

Рис. 4. Механизм взаимодействия совместного предприятия «АНКОР-АВИА» с предприятиями кластера

Широкие возможности

Формирование единого кадрового окна позволяет компаниям кластера сконцентрироваться на профильных процессах и функциях.

Благодаря внедренной модели вза­имодействия с кадровой компанией авиакластер расширяет возможности и приобретает целый ряд компетенций в сфере работы с персоналом.

А именно, в научно-образователь­но-производственном кластере «Ульяновск-Авиа» в целях карьерного разви­тия молодежи:

  •  действует   комплексная    система профориентации школьников и моло­дежи, направленная на вовлечение но­вых кадров в трудовую деятельность на предприятиях кластера; реализуются программы дополни­тельного профильного образования;
  •  ведется  подготовка  и  внедрение кадровых региональных программ;
  • оказывается содействие в трудоу­стройстве молодежи и социально неза­щищенных слоев населения.

Для поддержки профессионального и личностного роста персонала:

  • разрабатываются   и   реализуются корпоративные кадровые программы;
  • ведется оценка персонала;

Проводятся    исследования    рынка труда.

Осуществляется поиск и подбор пер­сонала: руководителей высшего звена, менеджеров среднего звена и специали­стов, персонала начального уровня, — а также комплектация кадрами проектов и производств «под ключ».

В области профессиональной подго­товки специалистов реализуются:

  • 56   программ   профессиональной подготовки  по ускоренным  програм­мам (рабочие профессии);
  • 4    программы    дополнительного профессионального образования;
  • программы   по   подготовке,   пе­реподготовке   и   повышению   квали­фикации   авиационных   специалистов
  • на   ВС  Ан-124-100,   Ту-204-100,   (300), Ту-204СМ,Ил-76,Ан-148-100 и их моди­фикации, Ил-96.

В области аутсорсинга бизнес-про­цессов:

  • ведется расчет заработанной пла­ты, кадровое делопроизводство
  • осуществляется      предоставление персонала на краткосрочные и долгос­рочные отраслевые проекты.

Реализация перечисленных проек­тов в Ульяновской области может стать моделью решения отраслевых кадровых проблем в других регионах России.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBayq7
Грузовая перевозка: http://perevozki.youdo.com/cars/truckmanipulator/, лучшие цены.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer