Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Дирижабль: Летучий корабль "легче воздуха"


14 марта 2013 года Александр Макаров, Профиль


Пик популярности дирижаблей и развития дирижаблестроения перед многодесятилетним забвением пришелся на 1930-е годы. Многие помнят эпопеи гигантских дирижаблей постройки немецкой компании «Цеппелин». Были кругосветное путешествие и полет на Северный полюс. Даже спасать Папанинскую экспедицию вылетал один из этих дирижаблей.

 

В Советском Союзе развитие дирижаблестроения получило мощную государственную поддержку. Наиболее крупным был дирижабль В-6 «Осоавиахим» полужесткого типа (т.е. с металлическим каркасом). В первом полёте 5 ноября 1934-го года командовал дирижаблем знаменитый итальянский воздухоплаватель Умберто Нобиле, которого пригласили поделиться опытом дирижаблестроения.
 
Ранее в СССР уже освоили строительство мягких бескаркасных дирижаблей. Отечественный гигант был построен организацией «Дирижаблестрой» на дирижаблестроительной верфи, находившейся на территории современного Долгопрудного. На основе этой организации появилось конструкторское бюро, которое существует и поныне, правда пока еще в новые времена не выдало «на гора» ни одного воздухоплавательного аппарата.
 
Планировалось осуществлять на этом корабле пассажирские перевозки из Москвы в Свердловск. Однако планам не суждено было сбыться. В-6 потерпел катастрофу – врезался в гору в феврале 1938 года под Кандалакшей. Летел на выручку дрейфующей на льдине первой Полярной экспедиции, и его металлические конструкции обледенели.
 
Не остался в стороне от этой темы и великий ученый и изобретатель Константин Циолковский. Он посвятил много времени разработке цельнометаллического дирижабля и впервые предложил технологию нагрева несущего газа специальными устройствами для управления плавучестью дирижабля.
 
Последующее бурное развитие авиации затмило развитие дирижабельного транспорта, и этот вид передвижения был надолго забыт. Основными проблемами дирижаблей в то время стали не очень хорошее качество материалов для оболочки, который пропускал большое количество несущего газа, применение в качестве последнего горючего водорода, недостаток достаточно хороших материалов для каркасов, отсутствие нормальной материальной базы для разработок и испытаний таких больших конструкций, которые могут быть объемом 20000 кубических метров и более. Всё вместе, вкупе с приближающимися войнами, где нужны были быстроходные и маневренные крылатые машины, обеспечило длительное господство в воздухе аппаратов «тяжелее воздуха».
 
Между тем неоспоримыми преимуществами дирижаблей являются простота и дешевизна изготовления, возможность длительного, до десятков суток, нахождения в воздухе, высокая грузоподъемность (иногда несколько сотен тонн), хорошая управляемость, возможность удаленного управления или автопилота, отсутствие необходимости строить взлетные полосы (он может садиться на неподготовленную площадку, где установлена лишь причальная мачта), возможность зависать над определенным местом в полете, на порядки меньшее в сравнении с самолетами и вертолетами потребление топлива.
 
Новые задачи потребителей, новые материалы для каркаса и обшивки, системы автоматического управления и прочие достижения прогресса позволили по-новому посмотреть на уже казалось бы забытые страницы воздухоплавания.
 
Как отмечают эксперты, возрождение российского дирижаблестроения началось в середине 1990-х, когда компания НПО «РосАэроСистемы» начала строить небольшие дирижабли. В начале 2000-х годов ею был создан первый пилотируемый воздухоплавательный аппарат AU-11, вслед за которым в 2003 году появился AU-12М, который использовался для патрульных и рекламных целей, способный принять на борт до двух человек. Этот аппарат также использовался в качестве учебного судна, на котором готовили пилотов для дирижаблей.
 
На сегодняшний день компания переросла в консорциум из нескольких отечественных и зарубежных компаний и сменила название на экзотическое «Авгуръ». Создана большая линейка дирижаблей для решения различных прикладных задач. Например, три дирижабля используются в Москве для мониторинга обстановки на улицах столицы.
 
Ежегодные продажи дирижаблей по всему миру составляют несколько сотен миллионов рублей, и количество заказов каждый год примерно удваивается. Разработаны проекты крупных судов, например, аппарат А-06 грузоподъемностью 25 тонн и длиной 140 м. Такие дирижабли уже могут выполнять значимую работу по транспортировке грузов на тысячи километров. Например, с западной до восточной окраины страны дирижабль, движущийся со скоростью 170 км/час, долетит за два-три дня, что гораздо быстрее, чем на поезде. А по цене билетов, как отмечают современные «цеппелины», не будет никакой разницы с рельсовым транспортом. Применяться дирижабли могут в различных сферах хозяйственной жизни. Сюда входя и уже упомянутый мониторинг обстановки в городах, транспортировка грузов в регионы, где нет дорог, проведение дистанционного зондирования Земли, перевозка пассажиров, и даже составление конкуренции спутникам связи. Стратосферные дирижабли могут зависать над одним местом на высоте 20-22 км и обеспечивать связью большие площади. Два-три таких «дирижабля связи» смогут покрыть всю европейскую территорию России.
 
В мире сейчас эксплуатируются 140-150 дирижаблей. Последние несколько лет их количество ежегодно удваивается. В основном их выпускают в США (4 компании), Германии (Zeppelin), Франции (Voliris) и Великобритании (ATG). Сегодня российские дирижабли продаются по ценам сушественно ниже иностранных. В нашей стране кроме «Авгура» разработкой дирижаблей, в том числе и специального назначения, занимаются ученые из МАИ, а также из Долгопрудненского дирижаблестроительного КБ. Есть еще несколько групп энтузиастов, которые также пытаются развивать эту удивительно интересную и не простую тему.
 
В США даже запущена финансируемая правительством программа по разработке большегрузных дирижаблей, которые могли бы доставлять большие грузы в любую точку мира для нужд их армии. Правда, по последним сообщениям, в связи с секвестром американского бюджета реализацию этой программы временно приостановили.
 
Cейчас для создания дирижаблей применяют современные легкие металлические и композитные материалы для каркасов, специальные ткани для оболочек, которые имеют малую утечку газа. В качестве последнего обычно применяют гелий, который не горюч. Легкие и мощные двигатели позволяют повышать удельную грузоподъемность, скорость и дальность полетов. Системы управления, в том числе для беспилотных вариантов дирижаблей, позволяют заместить экипажи. Системы слежения, видеокамеры и другие датчики дают возможность собирать большой объем важной информации.
 
Анализируя темпы развития нового витка дирижаблестроения, можно сказать, что с использованием новых достижений в различных областях науки и техники эта сфера человеческой деятельности имеет шанс получить второе дыхание и очертить новые горизонты для развития человеческих способностей и удовлетворения не меньшего количества потребностей. Главное в этом деле в нашем государстве – не дать погаснуть слабому огоньку энтузиазма людей, а может, что было бы лучше, хотя вряд ли достижимо на сегодняшний день, помочь направлению ускоренно развиться. Стоит только посмотреть на процессы, идущие в системе образования. Где можно увидеть многочисленные кружки технического творчества молодежи, в которых мальчишки увлеченно строили бы модели устройств, воспитывая в себе любовь к морю, небу, земле? Последним нескольким министрам образования этого, судя по результатам их деятельности, не нужно. Но это нужно нам с вами.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBtpdt
https://youdo.com/auto/engine/gbc/, быстро и недорого.
Тут http://courier.youdo.com/food-delivery/kfc/, смотрите ссылку.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer