Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Распилим, как Брюс Уиллис


13 марта 2013 года Алексей Каданер, Lenta.ru


В Совете Федерации накануне состоялся круглый стол на тему «О разработке мер по обеспечению планетарной безопасности от космических рисков и угроз». По итогам обсуждения глава комитета Совфеда по обороне и безопасности Виктор Озеров направил в правительство предложение о создании центра предупреждения и противодействия угрозам, связанным с астероидно-кометной опасностью. Как им противостоять, пока никто не знает, но одно ясно совершенно точно: нужны деньги. Сколько — непонятно, но ведь за безопасность планеты можно заплатить любую цену.

В середине февраля, когда интернет еще вовсю шутил на тему челябинского метеорита, заведующая отделом Института астрономии РАН Лидия Рыхлова назвала примерную цену создания системы предупреждения космических угроз — 58 миллиардов рублей. Она заявила, что именно столько нужно потратить в течение 10 лет, чтобы построить сеть телескопов, с помощью которых можно будет прогнозировать опасность приближения к Земле крупных астероидов.

Ответственный за военно-промышленный комплекс вице-премьер Дмитрий Рогозин раскритиковал это предложение, сославшись на то, что создавать противометеоритную систему без участия зарубежных партнеров неэффективно и слишком дорого. Действительно, 58 миллиардов рублей — это немало, примерно столько же в июне 2012 года Дмитрий Медведев выделил на ремонт и модернизацию десяти тысяч российских школ. Совфед заявил, что пока о деньгах говорить преждевременно и стоимость программы, может быть, назовут в конце года, когда она будет доработана.
 
В итоге названная Рыхловой сумма так и повисла в воздухе, дав журналистам и блогерам лишний повод позубоскалить на тему того, как российские чиновники любят запах свежих опилок. Праздник злословия вызвала не столько возможность сомнительной траты бюджетных средств, сколько сама идея защищаться от угрозы из космоса. В блогах вспоминали фильм «Армагеддон» и рисовали в воображении парад войск планетарной защиты на Красной площади.
 
Дело в том, что на сегодняшний день в мире не существует надежных технологий, позволяющих предсказать падение на Землю крупных астероидов — достаточно крупных для того, чтобы привести к большим разрушениям. Благодаря американскому инфракрасному телескопу WISE ученым известны все потенциально опасные для Земли метеориты диаметром около километра, однако чем меньше метеорит, тем ниже вероятность его обнаружения. И, что самое важное, тем позже он будет замечен.
 
Диаметр метеорита, который упал в Челябинске, составлял 10-20 метров, и его падение стало для ученых полной неожиданностью. Проанализировав его траекторию, NASA заявило, что при самом благоприятном раскладе челябинский метеорит могли заметить за два часа до падения. В лучшем случае за это время можно было предупредить людей об опасности, хотя, как показало наводнение в Крымске, даже на это не всегда можно надеяться. В любом случае даже если о приближении крупного метеорита люди узнают, скажем, за пять часов до падения, то за это время можно будет успеть разве что написать завещание.
 
Именно поэтому самое интересное заключается не в обнаружении метеоритов, а в том, как предотвратить их падение на Землю — Совфед ведь озаботился в том числе и этим. Если для наблюдения за метеоритами существуют хотя бы какие-то технологии, то для их уничтожения или иных способов противодействия им ученые пока ничего не изобрели. Может быть, поэтому чиновники воздержались от оценок создания такой системы? Ведь то, что еще не придумано, гипотетически может стоить сколько угодно.
 
Необходимость борьбы с метеоритами породила спекуляции на тему того, что под видом средств противодействия космической угрозе военные могут начать разработку космического вооружения. Глава Роскосмоса Владимир Поповкин развеял эти опасения. По его словам, необходимо разработать международные документы, исключающие такую возможность. Справедливости ради, впрочем, стоит заметить, что мнение присутствовавших на круглом столе представителей Минобороны по этому вопросу неизвестно.
 
Выступая в Совфеде, Поповкин также заявил, что первые шаги по созданию системы по борьбе с космическими угрозами уже сделаны. По его словам, в России, в общем-то, достаточно средств для создания такой системы, но проблема в том, что этим занимаются разные ведомства и учреждения, среди которых Минобороны, Российская академия наук, Роскосмос и Минпромторг. Глава Роскосмоса уверен, что нужно объединить усилия, для чего уже создана рабочая группа.
 
Отдельно стоит отметить, что Совфед считает разработку противометеоритной системы не только способом обеспечить безопасность планеты, но и средством для повышения политического веса России на международной арене. Член-корреспондент РАН, сотрудник Российской академии космонавтики имени Циолковского Юрий Караш заявил, что при всех потенциальных плюсах эта идея недалека «от того, чтобы творог добывать из вареников».
 
Ирония — вполне естественная в современной России реакция на подобные начинания, поэтому можно понять и блогеров, и экспертов, которые критикуют инициативу чиновников. Однако не стоит забывать о том, что, если деньги на создание подобной программы все же будут выделены, хотя бы часть из них пойдет на развитие российской науки. А это, как ни крути, скорее хорошо.
 
В начале февраля лауреат Нобелевской премии по физике, ученый российского происхождения Андрей Гейм опубликовал статью, в которой предрек миру технологический кризис из-за отсутствия фундаментальных открытий. По его мнению, толчок науке могло бы дать разве что обнаружение метеорита, который бы представлял опасность для жизни на планете. Через 10 дней после публикации статьи на Челябинск упал метеорит.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBtrvH
https://youdo.com/auto/conditioning/, подробности тут.
Тут http://courier.youdo.com/gifts-delivery/, подробное описание.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer