Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Судьба перевозчика


18 марта 2013 года Кирилл Новиков, КоммерсантЪ - Приложение Review


90 лет назад было основано общество "Добролет", которое быстро завоевало советский рынок воздушных перевозок, вполне рыночно поглотив своих конкурентов. Последующее создание на его основе "Аэрофлота" стало закономерным этапом становления отечественной гражданской авиации.

Первые попытки наладить воздушное сообщение в России относятся к 1920 году, когда совершались гражданские рейсы по маршрутам Сарапул—Екатеринбург и Смоленск—Гжатск—Москва. В 1921 году был открыт маршрут Москва—Орел—Харьков, но полеты совершались не слишком регулярно. 8 ноября 1921 года было создано русско-германское общество "Дерулюфт", открывшее почтово-пассажирскую линию по маршруту Москва—Кенигсберг. За первый год работы "Дерулюфт" перевез 338 пассажиров и 1047 кг грузов, чем была доказана достаточно высокая эффективность воздушного транспорта. Поэтому 9 февраля 1923 года Совет труда и обороны РСФСР принял постановления "Об организации Совета по гражданской авиации" и "О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота". Перед вновь созданными организациями стояла задача наладить систему внутреннего воздушного сообщения, и эта задача была выполнена в кратчайшие сроки.

17 марта 1923 года в Москве было основано Российское общество добровольного воздушного флота "Добролет", ставшее предтечей "Аэрофлота". Параллельно были основаны общества "Укрвоздухпуть" в Харькове и "Закавиа" в Баку. "Добролет" был акционерной компанией, акции которой продавались Промбанком по 1 золотому рублю за штуку. Распространение акций сопровождалось агрессивной рекламой. На плакатах общества можно было прочитать: "Тот не гражданин СССР, кто "Добролета" не акционер", "Стыдитесь, вашего имени еще нет в списке акционеров "Добролета"" и т. п. К сочинению рекламных слоганов приложил руку Владимир Маяковский, а логотип компании нарисовал Казимир Малевич. Об уровне сервиса и безопасности тогдашних полетов можно судить по инструкции для пассажиров: "После взлета необходимо следить за колесами и, если колесо останется на земле или оторвется в воздухе, нужно поставить в известность об этом летчика".

Первый полет "Добролета" состоялся 15 июля 1923 года по маршруту Москва—Нижний Новгород. Вскоре "Добролет" начал перевозки в Средней Азии, Крыму и на Волге. Уже в 1925 году самолеты компании совершили более 2 тыс. полетов, перевезя 14 тыс. пассажиров и 1275 тонн грузов, в то время как компании-конкуренты развивались значительно медленнее. Со временем "Укрвоздухпуть" поглотил "Закавиа", а потом и сам был поглощен "Добролетом". В октябре 1930 года "Добролет" и Совет по гражданской авиации были преобразованы во Всесоюзное объединение гражданского воздушного флота, которое в феврале 1932 года превратилось в Главное управление Гражданского воздушного флота, получившее краткое название "Аэрофлот".

В последующие годы "Аэрофлот" продолжал расти. В 1940 году ему были переданы все авиакомпании прибалтийских республик, в 1948 году он получил авиацию Министерства лесного хозяйства СССР, а через год — рыбного хозяйства. Трофейные транспортные самолеты, полученные в Германии, также передавались "Аэрофлоту". После подчинения ему полярной авиации в 1960 году "Аэрофлот" сделался абсолютным монополистом в области авиаперевозок на территории СССР. К этому времени парк авиакомпании существенно обновился и его основу составили самолеты отечественной конструкции. Если еще в 1940-е годы основным самолетом был Ли-2, выпускавшийся по американской лицензии, то в 1950-е годы его сменили Ил-12 и Ил-14. В 1956 году в эксплуатацию поступил первый советский реактивный пассажирский самолет Ту-104, который долго оставался одной из самых технологически совершенных машин в мире. Большую популярность завоевал Ту-114, бывший в начале 1960-х годов самым крупным пассажирским самолетом в мире, а также Ил-62, Ил-86 и другие отечественные лайнеры.

"Аэрофлот" считался самой большой авиакомпанией в мире уже начиная с 1940-х годов, а в 1980-е компания перевозила более 120 млн пассажиров в год, за что была занесена в Книгу рекордов Гиннесса. К концу десятилетия число пассажиров достигло 130 млн в год. Самолеты "Аэрофлота" совершали рейсы на все континенты, за исключением Антарктиды. В распоряжении "Аэрофлота" находились все виды авиационной техники, включая вертолеты, малые самолеты сельскохозяйственной авиации, транспортные самолеты Ан-124 "Руслан", перевозившие сверхтяжелые грузы, машины, предназначенные для научно-исследовательских полетов и т. п.

Между тем начинали ощущаться проблемы. На внутренних авиалиниях пассажиры все чаще жаловались на недостаточный уровень сервиса. На международном уровне возникали трудности из-за продолжавшейся холодной войны. Так, в 1983 году в ответ на уничтожение советским истребителем корейского Boeing США запретили полеты "Аэрофлота" над своей территорией. С началом перестройки в 1986 году запрет был отменен, а в 1989 году "Аэрофлот" вступил в Международную ассоциацию воздушного транспорта.

С распадом СССР собственность "Аэрофлота" начала дробиться. В новых независимых государствах создавались собственные авиакомпании, и к середине 1990-х на месте перевозчика-монополиста появилось порядка 300 авиакомпаний. В 1994 году "Аэрофлот" был превращен в акционерное общество, но 51% акций остался в руках государства. В начале 2000-х годов "Аэрофлот" провел ребрендинг и начал активную экспансию на внутреннем и внешнем рынках, вернув себе значительную часть утраченных позиций.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов



Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC8DK3
Юду: http://courier.youdo.com/gifts-delivery/, смотрите ссылку.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer