Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Судьба перевозчика


18 марта 2013 года Кирилл Новиков, КоммерсантЪ - Приложение Review


90 лет назад было основано общество "Добролет", которое быстро завоевало советский рынок воздушных перевозок, вполне рыночно поглотив своих конкурентов. Последующее создание на его основе "Аэрофлота" стало закономерным этапом становления отечественной гражданской авиации.

Первые попытки наладить воздушное сообщение в России относятся к 1920 году, когда совершались гражданские рейсы по маршрутам Сарапул—Екатеринбург и Смоленск—Гжатск—Москва. В 1921 году был открыт маршрут Москва—Орел—Харьков, но полеты совершались не слишком регулярно. 8 ноября 1921 года было создано русско-германское общество "Дерулюфт", открывшее почтово-пассажирскую линию по маршруту Москва—Кенигсберг. За первый год работы "Дерулюфт" перевез 338 пассажиров и 1047 кг грузов, чем была доказана достаточно высокая эффективность воздушного транспорта. Поэтому 9 февраля 1923 года Совет труда и обороны РСФСР принял постановления "Об организации Совета по гражданской авиации" и "О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота". Перед вновь созданными организациями стояла задача наладить систему внутреннего воздушного сообщения, и эта задача была выполнена в кратчайшие сроки.

17 марта 1923 года в Москве было основано Российское общество добровольного воздушного флота "Добролет", ставшее предтечей "Аэрофлота". Параллельно были основаны общества "Укрвоздухпуть" в Харькове и "Закавиа" в Баку. "Добролет" был акционерной компанией, акции которой продавались Промбанком по 1 золотому рублю за штуку. Распространение акций сопровождалось агрессивной рекламой. На плакатах общества можно было прочитать: "Тот не гражданин СССР, кто "Добролета" не акционер", "Стыдитесь, вашего имени еще нет в списке акционеров "Добролета"" и т. п. К сочинению рекламных слоганов приложил руку Владимир Маяковский, а логотип компании нарисовал Казимир Малевич. Об уровне сервиса и безопасности тогдашних полетов можно судить по инструкции для пассажиров: "После взлета необходимо следить за колесами и, если колесо останется на земле или оторвется в воздухе, нужно поставить в известность об этом летчика".

Первый полет "Добролета" состоялся 15 июля 1923 года по маршруту Москва—Нижний Новгород. Вскоре "Добролет" начал перевозки в Средней Азии, Крыму и на Волге. Уже в 1925 году самолеты компании совершили более 2 тыс. полетов, перевезя 14 тыс. пассажиров и 1275 тонн грузов, в то время как компании-конкуренты развивались значительно медленнее. Со временем "Укрвоздухпуть" поглотил "Закавиа", а потом и сам был поглощен "Добролетом". В октябре 1930 года "Добролет" и Совет по гражданской авиации были преобразованы во Всесоюзное объединение гражданского воздушного флота, которое в феврале 1932 года превратилось в Главное управление Гражданского воздушного флота, получившее краткое название "Аэрофлот".

В последующие годы "Аэрофлот" продолжал расти. В 1940 году ему были переданы все авиакомпании прибалтийских республик, в 1948 году он получил авиацию Министерства лесного хозяйства СССР, а через год — рыбного хозяйства. Трофейные транспортные самолеты, полученные в Германии, также передавались "Аэрофлоту". После подчинения ему полярной авиации в 1960 году "Аэрофлот" сделался абсолютным монополистом в области авиаперевозок на территории СССР. К этому времени парк авиакомпании существенно обновился и его основу составили самолеты отечественной конструкции. Если еще в 1940-е годы основным самолетом был Ли-2, выпускавшийся по американской лицензии, то в 1950-е годы его сменили Ил-12 и Ил-14. В 1956 году в эксплуатацию поступил первый советский реактивный пассажирский самолет Ту-104, который долго оставался одной из самых технологически совершенных машин в мире. Большую популярность завоевал Ту-114, бывший в начале 1960-х годов самым крупным пассажирским самолетом в мире, а также Ил-62, Ил-86 и другие отечественные лайнеры.

"Аэрофлот" считался самой большой авиакомпанией в мире уже начиная с 1940-х годов, а в 1980-е компания перевозила более 120 млн пассажиров в год, за что была занесена в Книгу рекордов Гиннесса. К концу десятилетия число пассажиров достигло 130 млн в год. Самолеты "Аэрофлота" совершали рейсы на все континенты, за исключением Антарктиды. В распоряжении "Аэрофлота" находились все виды авиационной техники, включая вертолеты, малые самолеты сельскохозяйственной авиации, транспортные самолеты Ан-124 "Руслан", перевозившие сверхтяжелые грузы, машины, предназначенные для научно-исследовательских полетов и т. п.

Между тем начинали ощущаться проблемы. На внутренних авиалиниях пассажиры все чаще жаловались на недостаточный уровень сервиса. На международном уровне возникали трудности из-за продолжавшейся холодной войны. Так, в 1983 году в ответ на уничтожение советским истребителем корейского Boeing США запретили полеты "Аэрофлота" над своей территорией. С началом перестройки в 1986 году запрет был отменен, а в 1989 году "Аэрофлот" вступил в Международную ассоциацию воздушного транспорта.

С распадом СССР собственность "Аэрофлота" начала дробиться. В новых независимых государствах создавались собственные авиакомпании, и к середине 1990-х на месте перевозчика-монополиста появилось порядка 300 авиакомпаний. В 1994 году "Аэрофлот" был превращен в акционерное общество, но 51% акций остался в руках государства. В начале 2000-х годов "Аэрофлот" провел ребрендинг и начал активную экспансию на внутреннем и внешнем рынках, вернув себе значительную часть утраченных позиций.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC8DK3
Юду: http://courier.youdo.com/gifts-delivery/, смотрите ссылку.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer