Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Первый среди равных


18 марта 2013 года Максим Самойлов, КоммерсантЪ - Приложение Review


Можно спорить о том, что труднее — убегать или догонять, захватить наибольшую долю рынка или ее удерживать, стать лидером или сохранять первенство на протяжении долгих лет. На российском авиарынке лидерство досталось "Аэрофлоту" "по наследству" с советских времен, но в результате рыночных реформ к сегодняшнему дню у "флагмана" отрасли появились весьма сильные конкуренты. После ликвидации последних государственных преференций национальному перевозчику сохранение лидерства может быть обеспечено только за счет эффективной коммерческой политики, наличия высокотехнологичного воздушного флота и непрерывного повышения квалификации авиационного персонала.

Трудно быть лидером

Практически все годы постсоветской истории российской гражданской авиации "Аэрофлот" был на острие критики конкурентов. Прежде всего участники рынка обвиняли государство в сохранении монополии национального перевозчика на магистральные международные маршруты и распределении в пользу "Аэрофлота" части средств за транссибирские перелеты иностранных авиакомпаний. Однако в последние годы сохранявшиеся за авиакомпанией с советских времен преференции стали исчезать. Так называемые пролетные деньги должны уйти из "Аэрофлота" уже в ближайшие годы из-за вступления России в ВТО, а квазимонополия в международном воздушном сообщении начала разрушаться уже в прошлом году. Впервые в своей истории российские конкуренты "Аэрофлота" получили назначения на рейсы из Москвы в Париж, Рим, Милан, а Минтранс ведет переговоры с другими крупнейшими авиационными администрациями мира о дальнейшей либерализации воздушного сообщения.

Однако "Аэрофлот" не боится потерять лидерство в отрасли из-за обострения конкуренции на рынке. На встрече с президентом РФ Владимиром Путиным в октябре прошлого года гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев заявил, что компания сама готова отказаться от монополии на 34 международных направлениях. "Мы хотим выйти с инициативой и показать всем пример",— добавил он, пояснив, что в этом случае и другие российские авиаперевозчики должны избавляться от монопольных маршрутов за рубеж. В результате этого этапа либерализации выиграть должен российский пассажир, получив больше конкурентных предложений по качеству и цене авиаперелетов, как это уже произошло на внутрироссийских маршрутах.

Между тем не дремлют и иностранные игроки рынка, с которыми "Аэрофлоту" приходится вести ожесточенную конкурентную борьбу. Причем соперничать с российским национальным перевозчиком отваживаются не только такие гиганты рынка, как Lufthansa, British Airways или Delta, но и крупнейшие мировые лоукост-авиакомпании. Так, с начала 2013 года британский бюджетный перевозчик EasyJet уже продает авиабилеты на одном из самых доходных и популярных маршрутов, Москва—Лондон, куда поставил два ежедневных рейса. В отраслевом сообществе сомневаются, что EasyJet сможет существенно осложнить жизнь традиционным авиакомпаниям, потому что цена билета не самое главное для пассажира, собравшегося в Лондон. Время полета составляет порядка четырех часов, а при таком длинном плече для людей более важен комфорт и сервис на борту, чего как раз бюджетные авиакомпании предложить не в состоянии.

Тем не менее рынок бюджетных авиаперевозок неизбежно будет развиваться. Воздушные суда перестают быть атрибутом роскошной жизни и неминуемо превращаются в наиболее распространенный и безопасный вид передвижения людей. С пониманием этого гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев в конце прошлого года заявил, что компания планирует развивать лоукост-направление бизнеса. Это также произошло на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным, который неоднократно поднимал вопрос о необходимости сделать авиаперевозки более доступными для граждан страны. Как всегда, адресатом подобных поручений в этом случае стал национальный перевозчик, в задачи которого входит не только получение максимальной прибыли, но и содействие эффективному развитию отрасли.

Подробности проекта до сих пор не обнародованы, поскольку целый ряд законодательных норм существенно препятствует появлению в России бюджетных авиакомпаний, экономическая модель которых построена на целой системе скидок на аэропортовое и навигационное обслуживание, льготное налогообложение и финансирование приобретения самолетов. Предложения "Аэрофлота" по изменению нормативно-правовой базы, которая сделает возможным успешный бизнес для всех низкобюджетных авиакомпаний в России, уже рассматривает Минтранс. Оно в ближайшее время должно подготовить соответствующие коррективы в законы и подзаконные акты.

Дело техники

Между тем главным конкурентным преимуществом любой авиакомпании остается эффективный воздушный флот. Мировые лидеры авиарынка ежегодно закупают сотни самых современных гражданских самолетов, а их требования к надежности, качеству обслуживания и экономичности заставляют развиваться мировую авиационную промышленность. В конкурентной борьбе неизбежно побеждает тот, кто летает на новых и экономичных самолетах, способных предоставить пассажирам комфорт и эксклюзивный сервис на борту. "Аэрофлот" управляет одним из самых современных и молодых флотов в Европе, который насчитывает 130 самолетов отечественного и зарубежного производства (данные на конец февраля). Основа флота российского национального перевозчика — самые успешные в эксплуатации самолеты производства европейского концерна Airbus семейства A320 вместимостью от 116 до 220 пассажиров и дальностью порядка 6 тыс. км. В парке авиакомпании сегодня 80 узкофюзеляжных самолетов этого типа в различных модификациях.

Для дальнемагистральных пассажирских перевозок на расстояния порядка 10 тыс. км "Аэрофлот" использует широкофюзеляжные самолеты А330 вместимостью свыше 300 пассажиров (в парке перевозчика 22 самолета этого типа), а также самолеты американского производства Boeing 777 (два борта) и Boeing 767 (семь единиц с увеличенной дальностью и высокой эффективностью расхода топлива). В портфеле заказов "Аэрофлота" еще более уникальные самолеты: в 2016 году флот перевозчика начнет пополняться "самолетами мечты" Boeing 787 Dreamliner с экстремально большой дистанцией полета — свыше 16 тыс. км, а с 2018 года начнутся поставки суперсовременных А350, разработанных концерном Airbus для конкуренции с Dreamliner. "Аэрофлот" оказался одним из крупнейших заказчиков этих новейших разработок, заказав по 22 самолета у обоих производителей-конкурентов.

Учитывая стратегическое намерение руководства РФ возродить былую мощь отечественной авиационной промышленности, "Аэрофлот" поддерживает и российские разработки. Авиакомпания стала стартовым заказчиком первой за последние 20 лет новой отечественной гражданской машины для региональных перевозок Sukhoi Superjet 100. Сегодня компания уже успешно эксплуатирует десять таких самолетов и совместно с Объединенной авиастроительной корпорацией доводит эксплуатационные характеристики до требуемых значений. В портфеле заказов "Аэрофлота" еще 20 самолета этого типа, которые будут конструктивно улучшены производителем в соответствии с требованиями перевозчика.

Входящая в группу дочерняя авиакомпания "Россия" эксплуатирует новые самолеты Ан-148, собираемые на Воронежском авиазаводе с 2009 года. Эти самолеты, являющиеся продуктом кооперации авиапромышленников России и Украины, имеют особое значение для российского авиарынка межрегиональных перевозок. Благодаря высокорасположенным двигателям их возможно эксплуатировать на аэродромах с грунтовыми взлетно-посадочными полосами, в том числе в условиях Крайнего Севера. Всего же к 2020 году в парке группы "Аэрофлот" должно быть 126 новых самолетов российского производства, в том числе 50 самолетов совсем новой конструкции под названием МС-21.

Все цвета крыльев

В начале года "Аэрофлот" объявил о начале конкурса, в ходе которого любой совершеннолетний россиянин мог предложить собственный рисунок для нанесения на борт лайнера. В конкурсе, итоги которого были подведены позавчера, приняли участие более семи тысяч работ. Надо признать, что значительная их часть — это рисунки, основанные на цветах российского флага или национальных узорах. В финал вышли десять работ, из которых самой оригинальной стоит признать самолет, полностью выкрашенный золотой краской (матовой — обращает внимание автор предложения) с российским гербом, нанесенным на хвостовую часть фюзеляжа. Однако конкурсная комиссия выбрала победителем не столь радикальный вариант — работу автора Саши Сосновского (на фото). Его рисунок будет использован для окраски одного из самолетов Sukhoy Super Jet 100, принадлежащих авиакомпании.

Человеческий фактор

По словам экспертов и участников рынка, нынешние проблемы гражданской авиации в России не исчерпываются нехваткой экономичных отечественных воздушных судов. Горячая тема любой профессиональной конференции — дефицит пилотов и летного состава, с чем сталкивается сегодня любая российская авиакомпания. По оценкам гендиректора "Аэрофлота" Виталия Савельева, ежегодная потребность отрасли в летчиках составляет порядка 800 пилотов, а потребность самого "Аэрофлота" — 250 пилотов. В ближайшие годы отрасль столкнется с критическим дефицитом летного персонала, для чего уже сейчас нужно готовить порядка 1 тыс. пилотов в год. Однако в сегодняшних условиях только "Аэрофлот" может позволить себе содержать собственную школу авиационного персонала, где профессионально готовят авиационные кадры, причем не только для собственных нужд.

В арсенале "Аэрофлота" — два полнофункциональных тренажера A320 (стоимость каждого сопоставима со стоимостью нового самолета), а в июле 2012 года компания "Гражданские самолеты Сухого" поставила авиакомпании первый тренажер SSJ-100 тип FFS (Full Flight System) производства французской фирмы Thales. Согласно договору с поставщиком, "Аэрофлот" получил возможность бесплатно эксплуатировать тренажер на протяжении 2,5 тыс. часов в год. Курсанты, получающие образование в школе, имеют возможность оплачивать свое образование в рассрочку и работать в "Аэрофлоте". В арсенале школы — 149 программ обучения по различным авиационным специальностям, включая курсы подготовки пилотов и бортпроводников, специалистов по наземному обслуживанию пассажиров, инженерно-технического персонала.

Сегодня качество сервиса для пассажиров как на борту воздушного судна, так и в аэропорту становится также одним из главных преимуществ авиаперевозчика в конкурентной борьбе. При этом радушие и отзывчивость бортпроводников, сотрудников авиакомпании на стойках регистрации и торговых представителей авиакомпании оказываются главным фактором для повторного выбора пассажиром той или иной авиакомпании. Не следует забывать, что по качеству услуг национальной авиакомпании у людей зачастую складывается и первое впечатление о стране в целом. Неудивительно, что повышение уровня сервиса еще в 2009 году было объявлено главной задачей новой управленческой команды "Аэрофлота". Отзывы пассажиров о работе авиакомпании свидетельствуют о том, что работа менеджмента в этом направлении уже приносит свои плоды. И практически никто не сомневается в том, что авиакомпания достойно выполнит свои обязательства по контракту с оргкомитетом Олимпиады в Сочи 2014 года, согласно которому "Аэрофлот" стал генеральным партнером главного спортивного события планеты.

Новые горизонты

Рост маршрутной сети — залог будущих доходов авиаперевозчика, инвестиции в развитие и рост. Несмотря на прочные позиции на международном рынке, "Аэрофлот" ежегодно наращивает полеты в крупнейшие города Европы, Азии и Америки. В минувшем году самолеты национального перевозчика начали летать из Шереметьево в Штутгарт, Краков, Болонью, а также Одессу, Харьков, Днепропетровск, Донецк, Вильнюс, Таллин. Открылись регулярные рейсы в Гуанчжоу, Майами, на Тенерифе (Канарские острова). В грядущий сезон летних отпусков "Аэрофлот" предложит российским туристам греческие Салоники и Ираклион, хорватские Дубровник и Сплит, черногорский Тиват. Всего в летнем сезоне предусмотрены полеты "Аэрофлота" в 121 город 51 страны, подсчитали в компании.

Крупнейшие российские перевозчики, не имея существенных возможностей потеснить "Аэрофлот" на международном рынке, сосредоточились на развитии своих маршрутных сетей внутри страны. Но уступать им свою долю рынка "Аэрофлот" не собирается: маршрутная сеть компании также растет каждый год, что позволяет ей оставаться лидером внутрироссийских авиаперевозок. В прошлом году в географии полетов "Аэрофлота" появились Томск, Нижнекамск, Оренбург и Новый Уренгой, в летнем расписании 2013 года перевозчик полетит также в Абакан, Магнитогорск, Новокузнецк, Якутск и курортный Геленджик. Следует отметить, что отечественный рынок "Аэрофлот" завоевывал без преференций от государства: в начале 1990-х годов у компании было всего два внутрироссийских рейса — в Санкт-Петербург и Хабаровск, тогда как сегодня межрегиональная сеть маршрутов компании насчитывает более 30 городов.

Впрочем, развитие российской маршрутной сети "Аэрофлота" прямо связано с развитием международных полетов. Наличие у авиакомпании прочных позиций на национальных рынках является залогом ее успешного сотрудничества в рамках крупнейших международных альянсов. Будучи членом альянса SkyTeam с 2006 года, "Аэрофлот" расширяет географию путешествий российских граждан в масштабах всемирной кооперации перевозчиков. Удобные стыковки с рейсами 19 авиакомпаний SkyTeam обеспечивают доступ пассажиров на рейсы в более чем 1 тыс. городов в 187 странах мира.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC2AsX
Автомобильные перевозки: http://perevozki.youdo.com/garbage/debris/metal/, подробнее >>
Юду: https://youdo.com/lawyer/advocate/family/, подробнее >>
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer