Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Надувная сверхдержава: как власть в России держится на муляжах


18 марта 2013 года Сергей Медведев, Forbes


Искусство маскировки вышло на новый уровень: с 2014 года российское Министерство обороны начнет закупки надувных макетов танков, самолетов и ракет. По словам заместителя генерального директора компании «Русский баллон» Виктора Таланова, речь идет о пневмомакетах танков Т-72 и Т-80, истребителей Су-27 и МиГ-31, а также ракетных комплексов различного назначения.

Маскировка — дело важное. Можно вспомнить, как в 1999 году во время бомбардировок Югославии натовская авиация уничтожала макеты сербских танков, принимая их за настоящие: это радовало наших патриотов, хотя и не спасло Сербию от поражения. Но сама идея надувных макетов чрезвычайно актуальна в условиях обостряющейся международной обстановки и возрастающих военно-политических рисков. Потенциальный противник не должен знать, где у нас реальная техника, а где муляж. Впрочем, этого же не должно знать и население страны: это будет способствовать не только большей секретности, но и чрезвычайной эффективности освоения бюджетов на закупку новых вооружений и военной техники, на что, как известно, до 2020 года Россия потратит $700 млрд.

Есть у муляжей и другие достоинства. Благодаря им парады в Москве станут гораздо менее разрушительными для брусчатки Красной площади, когда юные суворовцы понесут по ней привязанную за веревочки и стремящуюся в небо надувную ракету «Тополь-М».

Рабочие Уралвагонзавода, суровые нижнетагильские мужики, будут качать бицуху, надувая ручными насосами макеты танков и БМП. Единственные проблемы могут возникнуть с погружением надувных подводных лодок, но их можно решить при помощи балласта.

Программа создания муляжей выполняется уже давно. Многие неудачи российской космонавтики эксперты связывают с тем, что в космос запускаются недоработанные, сырые аппараты. Некоторые считают, что и упавший «Фобос-Грунт» в реальности представлял собой консервную банку, абсолютно не пригодную к такому путешествию.

За последние пару лет мы уже видели муляжи спутников ГЛОНАСС, муляж ё-мобиля от Михаила Прохорова, муляж электронной наночиталки для школ от Анатолия Чубайса и муляж российского планшета с национальной операционной системой РоМОС от Дмитрия Рогозина. Ни один из них не пошел дальше стадии презентации: тот же макет ё-мобиля был собран на базе Suzuki. Под Москвой строится муляж Кремниевой долины под названием «Сколково», во Владивостоке к саммиту АТЭС построили муляж моста на остров Русский, а весь многомиллиардный комплекс к саммиту представлял собой город-призрак со строительными вагончиками и неработающими лифтами. И наконец, Путину недавно в Сочи презентовали муляж прыжкового трамплина за 8 млрд рублей. Впрочем, и вся Олимпиада, купленная Россией за нефтедоллары, — это один глобальный фейк, гигантский морок, надувной макет зимних игр в субтропиках, которые, может быть, придется проводить на искусственном или привозном снегу.

Но мы не должны останавливаться на достигнутом: вслед за созданием муляжей военной и гражданской техники и объектов инфраструктуры следует научиться делать пневмомакеты других стратегических объектов. В перспективе видится надувные Кремль и Белый дом, надувная Госдума с куклами депутатов, надувной президент с округлым лицом и раскачанным торсом. Процесс накачки воздуха уже активно идет в Федеральном собрании, начиная с выборов 4 декабря 2011 года с их каруселями, вбросами и 146% и кончая недавними разоблачениями о зарубежной недвижимости, иностранном подданстве и фальшивых диссертациях депутатов обеих палат.

Эти скандалы подобны проколам: из надувной куклы депутата выходит воздух, и он со свистом улетает с Охотного Ряда или с Большой Дмитровки.

Главное в этой гигантской маскировке — стратегический замысел, умение обмануть американские спутники и натовские бомбардировщики, если они вдруг решат нанести удар в сердце Родины.

Россия испокон века была страной декораций, потемкинских деревень, крашеной травы. Это отмечали все иностранцы, от Астольфа де Кюстина, наблюдавшего лицемерие придворных в царской свите, до Рональда Рейгана, который на вопрос о том, как ему понравилась Россия, отвечал, что понравилась чрезвычайно, но почему-то всюду очень сильно пахло краской. Современники сталинской эпохи писали о том, как контрастируют парадные фасады новых домов на улице Горького с запущенными дворами и задними лестницами. Искусство симуляции всегда у нас было в почете, но особых высот оно достигало в эпохи заката Империи — так что всякий раз Империя распадалась не со взрывом, но со всхлипом, словно из нее выпустили воздух, что в 1917-м, что в 1991-м.

Сегодня, несмотря на признаки ужесточения режима, усиление цензуры, принятие репрессивных законов, реальность кажется все более шаткой, ненадежной, симулированной, словно все институты государства оказываются надутыми муляжами, теми самыми «русскими баллонами»: проворовавшиеся депутаты и их абсурдные законы, которые никто не собирается выполнять, генералы и прокуроры с мигалками, банями и пивными животами, менты с плаксивыми бабьими лицами, премьер с айфоном, похожий на большого обиженного ребенка, на которого давно никто не обращает внимания — все превращается в какую-то карнавальную, стремительно тающую фантасмагорию и напоминает финал набоковского «Приглашения на казнь», где место казни героя вдруг оказывается картонной декорацией, на которую налетел вихрь: «Мало что оставалось от площади. Помост давно рухнул в облаке красноватой пыли. Последней промчалась в черной шали женщина, неся на руках маленького палача, как личинку. Свалившиеся деревья лежали плашмя, без всякого рельефа (…). Все расползалось. Все падало. Винтовой вихрь забирал и крутил пыль, тряпки, крашенные щепки, мелкие обломки позлащенного гипса, картонные кирпичи, афиши; летела сухая мгла; и Цинциннат пошел среди пыли и падших вещей, и трепетавших полотен, направляясь в ту сторону, где, судя по голосам, стояли существа, подобные ему».
 




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer