Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Товарищи, подвиньтесь


20 марта 2013 года Василий Сычев, Lenta.ru


Китайскому оборонно-промышленному комплексу в последние годы удалось завоевать пятипроцентную долю на мировом рынке торговли оружием. При этом впервые после окончания «холодной войны» Китай вошел в пятерку крупнейших экспортеров вооружений и военной техники, вытеснив оттуда Великобританию. Благодаря динамичному росту промышленности и освоению новых рынков сбыта позиции страны на мировом рынке в последующие несколько лет, вероятно, будут только укрепляться.

Стокгольмский институт исследования проблем мира (SIPRI) ежегодно обновляет базу данных о военных расходах стран и импорте-экспорте вооружений и военной техники. Расчет показателей производится на основе открытых материалов, и, как правило, официальная статистика государств, представленных на мировом рынке вооружений, с ними расходится. База данных SIPRI включает в себя сведения по поставкам вооружений и военной техники с 1950 года. Хотя сбор и раскрытие информации происходит ежегодно, традиционно SIPRI публикует доклады о тенденциях международной торговли оружием, оперируя данными за пятилетний период. Расчеты ведутся в долларах США в ценах 1990 года.

Смена статуса Китая (с импортера на экспортера) на мировом рынке вооружений началась несколько лет назад. Уже в 2012 году при публикации очередного доклада SIPRI отметил, что Китай начал активно терять лидирующие позиции в рейтинге крупнейших импортеров вооружений и военной техники и переключился на поставки собственной оборонной продукции за рубеж. Если по итогам 2003-2007 годов Китай закупил военной продукции на 14,09 миллиарда долларов и был крупнейшим импортером вооружений, то в 2008-2012 годах он спустился на второе место, сократив закупки почти вдвое ─ до 7,5 миллиарда долларов (24,75 и 13,2 миллиарда долларов в ценах 2012 года соответственно; здесь и далее пересчет в скобках ведется по CPI Inflation Calculator).

Снижение объемов китайского импорта может быть обусловлено качественным скачком, сделанным оборонно-промышленным комплексом страны за последние несколько лет. В настоящее время основной стратегией создания собственной военной техники для Китая фактически является копирование иностранных образцов, преимущественно российской разработки. За многие годы реализации этой стратегии китайские предприятия накопили определенный опыт, позволивший им выпускать относительно качественные и значительно более дешевые образцы вооружений и военной техники, которые стали пользоваться спросом у развивающихся стран с нестабильными оборонными бюджетами. При этом, несмотря на тщательную обратную разработку, Китаю пока не удается освоить целый ряд важных технологий, в первую очередь ─ производство надежных и мощных авиационных двигателей.

В 2003-2007 годах Китай поставил на экспорт собственной военной продукции на общую сумму в 2,5 миллиарда долларов (4,4 миллиарда долларов в ценах 2012 года). Для сравнения, лидеры оборонного экспорта ─ США, Россия и Германия ─ продали за рубеж вооружений и военной техники на 34,9, 27,6 и 10,8 миллиарда долларов соответственно. По объемам военных поставок на мировой рынок Китай занимал восьмое место, уступая Италии и Нидерландам. В следующие пять лет азиатской стране удалось значительно улучшить свои позиции ─ она вышла на пятое место в рейтинге SIPRI. В 2008-2012 годах военный экспорт Китая составил уже 6,5 миллиарда долларов (11,4 миллиарда долларов в ценах 2012 года). При этом тройка лидеров осталась прежней: США экспортировали вооружений на 40,5 миллиарда долларов, Россия ─ на 35,2 миллиарда, а Германия ─ на 9,9 миллиарда долларов.

Любопытно, что благодаря успешным продажам оборонной продукции на мировом рынке Китаю удалось выбить из пятерки лидеров военного экспорта Великобританию, которая находилась там на протяжении вот уже 60 лет и по итогам последней пятилетки продала за рубеж военной продукции на 4,9 миллиарда долларов.

Поставки китайских вооружений и военной техники в 2008-2012 годах осуществлялись в 37 стран мира, включая Алжир, Аргентину, Боливию, Камбоджу, Чад, Гану, Иран, Руанду и Замбию. Наибольшим спросом пользовались летательные аппараты, бронемашины и корабли китайского производства. В общей сложности по этим трем категориям экспорт Китая составил 5,2 миллиарда долларов (9,2 миллиарда долларов в ценах 2012 года). Клиенты китайского оборонно-промышленного комплекса покупали истребители F-7MG (доработанная копия советского МиГ-21) и JF-17 Thunder, учебно-боевые самолеты K-8 Karakorum, вертолеты Z-9 (лицензионная версия европейского AS365/AS565), транспортники Y-12, танки Type-59 (копия Т-54А) и Type 90, а также бронемашины WZ-501, ZFB-05 и WZ-551.

По данным SIPRI, рост китайского военного экспорта в прошедшие пять лет был обеспечен преимущественно поставками в Пакистан. Последний в 2008-2012 годах купил вооружений и военной техники китайского производства на общую сумму в 3,5 миллиарда долларов, что составило почти 55 процентов от всего объема китайского оборонного экспорта. В Пакистан поставлялось практически все, что выпускала китайская промышленность: от авиационных бомб и радаров до истребителей и фрегатов. В частности, пакистанские ВВС получили 61 истребитель JF-17, 27 учебных самолетов K-8, три фрегата проекта F-22P и 298 танков MBT-2000 (поставка этих машин указана за период с 2001-го по 2012 год).

Сегодня между Китаем и Пакистаном действует несколько межправительственных соглашений о военно-техническом сотрудничестве, и в реализации их в наибольшей степени заинтересован именно Пакистан, ведущий территориальные споры с Индией. В число совместно разрабатываемой и производимой странами техники входят истребители JF-17, танки MBT-2000 (в Пакистане получили обозначение Al Khalid), переносные зенитные ракетные комплексы QW-1 (копии советских «Игла-1» с применением технологий, заимствованных от американских FIM-92 Stinger), фрегаты F-22P и подводные лодки типа «Юань» проекта Type 041. Соглашение о совместном строительстве последних было подписано в 2011 году.

Благодаря росту экспортных поставок продукции военного назначения Китаю удалось завоевать пятипроцентную долю на мировом рынке вооружений, хотя в период с 2003-го по 2008 год этот показатель составлял всего два процента. Для сравнения, по данным SIPRI, доля США на мировом рынке составляет 30 процентов, России ─ 26 процентов, Германии ─ семь процентов и Франции ─ шесть процентов. При этом Китай стал прямым конкурентом России на рынке развивающихся стран Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона. В частности, в марокканском тендере в 2011 году китайский танк VT1A обошел российский Т-90С; Марокко купило у Китая 150 машин ─ доработанных копий Т-72.

Увеличение объемов поставки китайской оборонной продукции за рубеж было обеспечено не только низкой стоимостью вооружений и военной техники, но и тем, что правительство Китая успешно заимствовало у крупнейших экспортеров оружия некоторые методы работы на внешнем рынке, включая сопутствующие услуги. Так, на протяжении последних нескольких лет Китай активно развивает в странах Африки и Латинской Америки сеть сервисных центров по послепродажному обслуживанию и модернизации военной техники. По этому же пути в последние пять лет идет и Россия, создающая такие центры, чтобы привлечь как можно больше покупателей в регионе и удержать постоянных клиентов.

Кроме того, при поставке военной техники китайские экспортеры теперь все чаще заключают соглашения, подразумевающие обучение иностранных водителей, летчиков и техников. В частности, такое соглашение было подписано вместе с контрактом на поставку Венесуэле учебно-боевых самолетов K-8. Наконец, правительство Китая стало прибегать и к практике обмена (покупатель может расплатиться, к примеру, долей в разработке месторождений) или выдачи экспортных кредитов на покупку вооружений. Последние по прошествии оговоренного времени могут быть погашены либо деньгами, либо опять-таки какими-то экономическими преференциями для китайских компаний.

Очевидно, основным сдерживающим фактором, не дающим Китаю осваивать мировой рынок вооружений еще большими темпами, является реализация правительством страны программы перевооружения Народно-освободительной армии. В рамках этой программы китайские власти тратят на собственные вооруженные силы миллиарды долларов ежегодно (114 миллиардов долларов в 2013 году), разрабатывают и покупают новые образцы военной техники: истребители, транспортники, вертолеты, корабли, танки, зенитные ракетные комплексы. По большей части производственные мощности Китая работают пока на удовлетворение потребностей НОАК. Однако можно предположить, что по мере удовлетворения этих потребностей все больше китайской техники будет поставляться на внешние рынки, а значит, в пятерке крупнейших экспортеров начнут происходить уже более масштабные перемены.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBZeb8
По ссылке http://perevozki.youdo.com/cars/samosval/ можно найти здесь.
По ссылке http://courier.youdo.com/food-delivery/shaurma/, посмотреть.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer