Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


У России должна быть независимая космическая политика


25.03.13 00:32 Сергей Филипенков, Журнал "Авиапанорама" № 1(97)-2013


Ежегодные Академические чтения по космонавтике прошли с 29 января по 1 февраля во дворце культуры и лабораторном корпусе МГТУ им. Н.Э. Баумана.

 

Пленарное заседание Чтений открыл ректор МГТУ А.А. Александров, рассказавший о важности подготовки кадров, необходимых для создания новой авиационной и ракетно-космической техники (РКТ). Со вступительным словом к участникам заседания обратился первый заместитель генерального конструктора РКК «Энергия» и председатель оргкомитета академик РАН В.П. Легостаев. Он предложил почтить память выпускника МВТУ академика Сергея Павловича Королева, а также преподавателя МГТУ, академика Бориса Евсеевича Чертока и других ушедших из жизни выдающихся ученых-пионеров освоения космического пространства. Впервые с обзорным докладом на пленарном заседании выступил сопредседатель оргкомитета чтений,  руководитель федерального космического агентства (ФКА) «Роскосмос» В.А. Поповкин, а генеральный директор ГНЦ «Исследовательский центр им. М.В. Келдыша» академик РАН А.С. Коротеев сделал обзор о деятельности центра, который уже 80 лет находится на передовых рубежах ракетно-космической техники (РКТ). 
 
На пленарном заседании Генеральный директор и генеральный конструктор ОАО «ГРЦ Макеева», член-корр. РАН В.Г. Дегтярь обрисовал ведущую роль Государственного ракетного центра имени В.П. Макеева в обеспечении безопасности государства с учетом инновационного развития вооружения и военной техники. Затем заместитель директора Института прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН по научной работе Г.К. Боровин сделал доклад «Актуальные задачи исследования космического пространства». В этом году с юбилейными докладами, посвященными 100-летию со дня рождения выдающегося математика, академика Б.Н. Петрова, основателя ракетной гироскопической техники, академика В.И. Кузнецова и главного конструктора ОКБ МЭИ, академика А.Ф. Богомолова выступили их соратники: заведующий отделом Института Проблем Управления  РАН, д.т.н. профессор В.Ю. Рутковский, Главный научный консультант филиала ФГУП «ЦЭНКИ», д.т.н.  И.Н. Сапожников и Генеральный директор ОАО «ОКБ МЭИ» А.С. Чеботарев. 
 
Наиболее актуальным в свете современного состояния отрасли был доклад Владимира Александровича Поповкина, который дал всесторонний обзор новой Федеральной космической программы (ФКП) на 7-летний период. Ответственным исполнителем программы является ФКА, соисполнителем – Минобороны, участниками программы стали МЧС, Минобрнауки, Минпромторг, Минрегион, Минтранс, Минфин, МВД, Росстандарт, Росгидромет, Росреестр, Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА), ГК «Росатом». Программа была разработана на базе ранее утвержденных Президентом РФ основ политики в области космической деятельности до 2020 г. и проекта основ деятельности до 2030 г., а также скорректированной ФКП на 2006–2015 гг. и федеральных целевых программ (ФЦП) «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012–2020 годы» и «Развитие российских космодромов на 2006–2015 годы». Наряду с ФЦП, в государственную программу включены подпрограммы «Приоритетные инновационные проекты ракетно-космической промышленности», «Развитие ракетно-космической промышленности» и «Обеспечение реализации государственной программы». В подготовке программы участвовали члены Экспертного совета при Правительстве, а высказанные ими замечания и рекомендации, касающиеся внедрения конкурентных отношений в отрасли с привлечением в нее частных инвестиций, учтены «Роскосмосом» при доработке программы.
 
В программе зафиксированы три основных приоритета. Это обеспечение гарантированного доступа России в космос, развитие и использование космической техники, технологии и услуг в интересах социально-экономической сферы, а также развитие промышленности и выполнение международных обязательств, что необходимо для повышения эффективности отдачи от вложения средств, а также для социально-экономического развития России. Второй приоритет – это создание космических средств в интересах науки, что связано с качественным изменением РКТ, которая становится сегодня основным инструментом в получении знаний о Вселенной. Развитие фундаментальных космических исследований обеспечит стране ведущие позиции в изучении окружающего нас мира, возникновения жизни на Земле, а также освоения ресурсов космоса. Для фундаментальных научных исследований будут построены космические аппараты (КА) «Резонанс», «Луна-Глоб», «Спектр-РГ». Помимо рентгеновской космической обсерватории планируется выведение на орбиту и других обсерваторий серии «Спектр», работающих в миллиметровом и ультрафиолетовом диапазоне длин волн электромагнитного излучения. Возможно, при достаточном финансировании сферы фундаментальных космических исследований «Роскосмосу» удастся реализовать все перечисленные проекты, которые позволят преодолеть сложившееся отставание от ведущих космических держав в области науки и обеспечить выход российских учёных в мировые лидеры по исследованиям Вселенной.
Федеральной космической программой предусмотрено решение шести основных  задач: 
 
- развертывание и поддержание необходимого состава орбитальных группировок отечественных КА научного и социально-экономического назначения, включая российский сегмент международной космической станции (МКС);
-  модернизация космодромов Плесецка и Байконура с созданием в России нового космодрома «Восточный»; 
-  разработка и производство перспективных и модернизация существующих средств выведения КА; 
-  создание научно-технического и технологического задела для перспективных образцов РКТ; 
- международное сотрудничество в области использования космического пространства в мирных целях; 
- создание необходимых условий для расширения сферы использования результатов космической деятельности в интересах развития России и ее регионов.
 
Выполнение программы В.А. Поповкин разделил на три следующих 5-летних этапа: восстановление возможностей до 2015 г.; закрепление возможностей и создание условий для прорыва на основе новых космических технологий в космической деятельности в период с 2015 по 2020 гг.; осуществление прорыва после 2020 г. Реализация государственной программы космической деятельности должна обеспечить достижение вполне конкретных результатов, к которым отнесены: создание и принятие в эксплуатацию космического ракетного комплекса «Ангара-А5»; модернизация объектов космодромов Плесецк и Байконур, а также создание первой (2015 г.) и второй (2018 г.) очередей объектов космодрома Восточный; полное развертывание российского сегмента МКС в составе шести модулей в 2015 г., семи модулей – в 2018 г.; создание к 2018 г. научно-технического задела по перспективным образцам ракетно-космической техники, в том числе обеспечение готовности транспортно-энергетического модуля с перспективной двигательной установкой к летно-конструкторским испытаниям; создание перспективной пилотируемой транспортной системы, способной обеспечить полеты человека к Луне. «Основные усилия мы направляем на изучение Луны с учетом всех последних научных данных, полученных за последнее десятилетие», – заметил в своем докладе В.А. Поповкин. «В феврале будет утвержден проект перспективной пилотируемой транспортной системы РКК «Энергия», а далее начнутся ее наземные испытания», – сказал он.
 
Пилотируемый транспортный корабль (ПТК) уже получил в СМИ неофициальное наименование «Русь-М». Он будет сопоставим с американским кораблем Orion фирмы Lockheed Martin. В то время как Orion предназначен как для межпланетных перелетов, так и для полетов на околоземную орбиту, перспективный корабль РКК «Энергии» разрабатывается лишь для выхода на околоземную орбиту и для полетов человека к Луне. Для создания нового корабля РКК «Энергии» потребуется до 100 млрд рублей. Стоимость новой разработки возросла в два раза из-за того, что «Роскосмос» решил перепрофилировать корабль для путешествий на Луну. Еще 40 млрд требуется на ракетный блок аварийного спасения, сборочно-защитный блок, а также комплекс наземных средств. Примерно в 14,4 млрд рублей обойдутся средства подготовки и запуска нового космического корабля. В расчетные 160 млрд рублей вообще не входит стоимость создания ракеты-носителя для запуска корабля в космос. Новую тяжелую ракету-носитель будет проектировать Центр имени Хруничева, а запускать ее планируется с космодрома Восточный. В то же время затраты на ракетный комплекс «Ангара», создаваемый уже второе десятилетие Центром имени Хруничева, оценивают всего в пять млрд долларов. В докладе руководителя «Роскосмоса» особо торжественно прозвучало заявление о создании совместной с РАН рабочей группы по обсуждению перспективы пилотируемого полета на Луну и создания окололунной обитаемой станции. 
 
При этом на память приходят уроки истории, когда 40 лет назад и СССР, и США отказались от пилотируемых полетов на Луну по программе «Аполлон» не из-за инопланетян, как думают сейчас некоторые «особо посвященные», а по чисто экономическим соображениям – из-за дороговизны и научной бесперспективности пилотируемых полетов в дальний космос. Между тем, уже тогда в СССР в ОКБ-1 у С.П. Королева разрабатывался проект первой пилотируемой экспедиции к Луне и Марсу, а в NASA имелся предложенный Вернером фон Брауном план глубокой модернизации РН «Сатурн-5» и корабля «Аполлон-М» для регулярных экспедиций к Марсу.  Но во время холодной войны США и СССР у обеих сверхдержав возникали проблемы с финансированием пилотируемой космонавтики и все закончилось экспериментальной программой «Аполлон-Союз» (ЭПАС) при Л.И. Брежневе и бумажными томами документации совместной пилотируемой программы «На Марс – вместе» (государственная научная программа Марс-1989) при М.С. Горбачеве. И вот не прошло и полвека, как космические чиновники США, Европы и России снова захотели наступить на те же грабли и снова сотрудничать в этой области, подрывая и без того скромный космический бюджет России, которого еле хватает на воссоздание околоземной спутниковой группировки, развитие системы глобального позиционирования ГЛОНАСС и на фундаментальные исследования с помощью автоматических КА. 
 
В итоге реализация государственной программы должна обеспечить достижение более конкретных результатов, чем пилотируемые экспедиции на Луну и Марс. Например, таких как создание и принятие в эксплуатацию космического ракетного комплекса «Ангара»; модернизация объектов космодромов Плесецк и Байконур, создание космодрома «Восточный»; развертывание семи модулей российского сегмента МКС, в том числе обеспечение готовности транспортно-энергетического модуля с ядерной электрореактивной двигательной установкой к летно-конструкторским испытаниям. И только третьим по значимости приоритетом являются пилотируемые полеты, т.к. в основном это экспедиции на МКС, вплоть до 2020 г. 
 
В.А. Поповкин уточнил, что в декабре текущего года планируется оправить к МКС многофункциональный лабораторный модуль. Кроме того, по причине дефицита энергии на борту МКС будет запущен научно-энергетический модуль (НЭМ) для обеспечения российского сегмента орбитальной станции. После завершения проекта МКС НЭМ сможет летать автономно и использоваться как малая орбитальная станция, отметил руководитель «Роскосмоса».
 
Поставленные задачи уже реализуются в уточненной ФКП, утвержденной 15 декабря 2012 г. Главным итогом её реализации будет более чем двукратный рост производства в отрасли по сравнению с показателями 2011 г. Производительность труда  может вырасти в 2,23 раза, а техническая оснащенность поднимется с 20 до 60%. В результате прогнозируется, что к 2020 г. доля России на мировом рынке РКТ и космических услуг увеличится до 16%. В самые ближайшие годы Россия будет стремиться к полной независимости в обеспечении всех видов космической деятельности. В.А. Поповкин подчеркнул, что крайне необходимо, чтобы страна полностью смогла обеспечивать себя снимками из космоса, навигационными и топографическими картами, связью, метеорологическими данными. Мы не должны быть зависимы от орбитальных группировок США, Европы и других стран. Сейчас же более 80% снимков Земли для российских нужд покупается у зарубежных операторов,  а для обеспечения связи и вещания в восточных регионах наша страна вынуждена арендовать КА других государств. В соответствии с поставленными задачами вдвое будет увеличено бюджетное финансирование космических средств связи, дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) и фундаментальных космических исследований. 
 
Кроме того, В.А. Поповкин заявил: «Мировой сектор производства РКТ составляет $72 млрд, а доля России здесь достигает чуть более 10%. Мы контролируем больше 30% средств пусковых услуг в мире, а по производству КА наша доля сегодня – 7%. Остальной же рынок свыше $115 млрд включает доходы операторов телевидения, Интернет, телекоммуникаций. Более $50 млрд дает наземная аппаратура по приему космической информации. К сожалению, на этих рынках Россия сегодня занимает всего от 1,0 до 1,7%, а это как раз и есть резерв, который необходимо использовать для развития отрасли». Этим В.А. Поповкин отметил все возрастающее отставание России на рынке коммерческих космических услуг, который в условиях динамичного развития вырос за пять лет с $170 до $250 млрд. 
 
В докладе был подробно рассмотрен вопрос о строительстве космодрома «Восточный» в Амурской области и график модернизации космодрома «Плесецк» под Архангельском. «Что бы ни говорили, у России должна быть независимая космическая политика, и независимо от чьей-то воли мы должны уметь выводить любые КА на любые орбиты под любым наклонением», – подчеркнул глава «Роскосмоса». Начало полномасштабных работ на площадках «Восточного» В.А. Поповкин называл важнейшим результатом 2012 года в сфере космической деятельности. Актуальность создания собственного космодрома «Восточный» в южных широтах с возможностью запусков КА на геостационарную орбиту в последнее время подтверждается ухудшением взаимоотношений с Казахстаном, на чьей территории находится «Байконур». Несмотря на действующее соглашение по аренде «Байконура» до 2050 года, Казахстан ограничил возможности России по запуску КА тяжелым носителем «Протон» в 2013 г., выдав разрешение только на 12 пусков, в то время как ФКА планировало 17. Кроме того, не урегулирован вопрос с предоставлением новых районов падения отделяющихся частей ракет в Актюбинской и Кустанайской областях, которые задействуются при запусках КА на гелиосинхронную орбиту.
 
По словам руководителя «Роскосмоса», с целью обеспечения независимой космической политики за три года планируется создать конкурентоспособную продуктовую линейку новых образцов РКТ, а именно: КА, обеспечивающие связь, телевещание, ретрансляцию, навигацию, дистанционное зондирование Земли и космические исследования (КА «Экспресс-АМ», КА для ДЗЗ «Канопус» и «Ресурс-П», КА типа «Обзор»). По его оптимистичному заявлению, к 2015 г. состав российской орбитальной группировки планируется увеличить с 75 до 95 КА, а к 2020 – до 113 КА. Количество спутников связи увеличится в 2,5 раза к 2015 и в 3 раза к 2020 г. При этом планируется освоить миллиметровый диапазон передачи телеметрической информации к 2015 и оптический диапазон – к 2020 г. Группировку для ДЗЗ планируется увеличить в 4 раза в период до 2015 г. С использованием современных отечественных средств периодичность космической съемки поверхности различных областей России сократится с 5–6 суток до 1–2 суток в 2015 г. По мере увеличения количества КА в орбитальной группировке она составит менее 8 часов в 2020 г. Точность измерений расстояний в системе ГЛОНАСС, составляющая ныне 2,8 м, вырастет до 1,4 м в 2015 г. Она увеличится до 0,6 м к 2020  г. С учетом уже реализованных дополнений системы ГЛОНАСС, точность определения местоположения может повыситься вплоть до 0,1 м.
 
Секционная программа включала заседания по 22 тематическим направлениям, а также круглый стол «Человек в космическом пространстве. Трудности и преодоления. Вспоминают Ветераны», в работе которых участвовали ведущие учёные России и специалисты РКК «Энергия», а именно: академики РАН В.П. Легостаев и Е.А. Микрин; член-корреспондент РАН В.А.Соловьёв; член-корреспондент РАН О.И.Орлов; главный специалист РКК «Энергия», академик Российской академии космонавтики им. К.Э Циолковского, член Бюро Президиума Федерации космонавтики В.Д. Благов;  академик МАС и МАИ, заслуженный испытатель космической техники Д.Н. Лавров; академик Международной экологической академии Л.А. Китаев-Смык; руководитель проблемной группы Института истории естествознания и техники РАН, участник первого отряда женщин-космонавтов В.Л. Пономарева и многие другие. 
 
В обсуждении докладов и дискуссии приняли участие руководители ведущих предприятий и научно-исследовательских институтов космической отрасли, преподаватели, ученые, студенты и аспиранты высшей школы, а также представители ESA и NASA, в том числе соратник Вернера фон Брауна Джеско фон Путткамер. По заявлениям представителей ESA и NASA, участие в пилотируемой программе МКС в качестве «извозчика» по-прежнему остается главным российским приоритетом, т.к. корабли «Союз-ТМА» доставляют на МКС все экспедиции, а корабли «Прогресс» значительную часть грузов. Но, как рассказывали на Чтениях американские астронавты и признавали космонавты, российский сегмент МКС выглядит устаревшим на фоне американского сегмента МКС, модулей Европы и Японии. Зарубежные специалисты по РКТ предсказывают, что эра России в освоении космоса заканчивается, т.к. у России не осталось собственных метеорологических спутников и за 25 лет страна самостоятельно не осуществила ни одной автоматической межпланетной экспедиции, а устроила целый парад из падающих в Тихий океан РН и КА. Зарубежные эксперты, пожелавшие остаться анонимными, также подчеркивают, что с каждым годом у России остается все меньше возможностей для соперничества с более развитыми в технологическом отношении государствами. Заметили они и стареющие кадры. Возможно, впечатление обусловила малочисленность студентов в аудиториях в этом году, поскольку секции проводились в период зимних студенческих каникул. 
 
Главный специалист РКК «Энергия» имени С.П. Королёва по управлению космическими полётами В.Д. Благов проанализировал проблемы проектирования первого пилотируемого корабля корабля «Восток» и впервые дал полный перечень нештатных ситуаций, имевших место в полёте, обсудив их влияние на безопасность космонавта корабля «Восток».
 
Участница первого отряда женщин-космонавтов В.Л. Пономарева в своем интересном сообщении «Женщины и космос»  рассмотрела вопросы развития «женской линии» в пилотируемой космонавтике, отметив, что, по политическим соображениям, в СССР решение о первом женском полете в космос было принято на высшем государственном уровне еще в 1961 г. В США же женщины-летчицы были только временно включены в программу испытаний при отборе кандидатов для программы «Меркурий» с целью «посмотреть, смогут ли они вообще летать в космос». Однако реакция общества была резко негативной, и в июне 1961 г., несмотря на упорную борьбу женщин за право участия в программе, она была закрыта.      
 
Валентина Леонидовна подробно описала судьбу первой женской группы отряда космонавтов, включая участие во всех положенных тренировках и испытаниях после полета Терешковой, а также в подготовке к планировавшемуся в 1965–1966 гг., но так и не состоявшемуся десятисуточному полету двух женщин на корабле «Восход» с выходом в открытый космос. Группа была расформирована в октябре 1969 г. с формулировкой «в связи с невозможностью использовать». Благодаря положительному решению генерального конструктора НПО «Энергия» В.П. Глушко состоялись два полета Светланы Савицкой в 1982 и в 1984 гг. 
 
Рассказав об участии Елены Кондаковой и женщин-астронавтов из других стран в пилотируемых полетах на станцию «Мир», автор высказала утверждение о наличии дискриминации в отношении женщин, которая продолжается на протяжении всей истории советской и российской космонавтики, т.к. за почти полвека истории пилотируемых полетов Россия имеет всего трех женщин-космонавтов против 65 слетавших женщин-астронавтов. 
 
Валентина Пономарева считает, что женская линия в российской космонавтике окончательно заглохла, поскольку в отряде космонавтов сейчас готовится к полету всего одна женщина – Елена Серова.
 
Ознакомиться подробнее с программой и докладами Академических чтений можно в интернете по адресу: http://www.ihst.ru/~akm/37.htm



комментарии (0):













Материалы рубрики

Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов



Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer